42
43
ТЕХНИКАПредмет моей лекции плодотворная дебютная идея.ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИНЕе - партию, или идею, как угодно разыграла в Малаге корпорация «Вольво трак», представив обновленный тягач FH12. За восемь лет с начала выпуска серия FH разошлась по всему миру в 250 тыс. экземпляров, перенесла модернизации в 1998-1999 гг. Эти тяжелые машины, способные вести автопоезда массой 40 и более тонн, были названы «Грузовикомгода-1994»и 2000-го, став первыми двукратными обладателями титула журналистского жюри. Нынешняя модернизация - самая глубокая: тут и коррекция внешности, и перемены в гамме моторов, и доработка шасси... И все же в основе это тот самый FH, который фирма без ложной скромности называла самым рентабельным на рынке тяжелых грузовиков. Звание гроссмейстера не достается даром - высокий статус надо подтверждать вновь и вновь, держаться на самом современном уровне. Он снова вступает в игру... а мы по ходу знакомимся с его новыми чертами. АНДАЛУЗСКОЕ НАЧАЛО. Одно из самых значимых новшеств - двигательD12D мощностью 368 кВт/500 л. с. Он увенчал гамму моторов объемом 12,1 л, завершив диапазон мощностей с шагом в 40 л. с. Прекрасного показателя 30,4 кВт/л/41,3 л. с/л, «удобной» характеристики крутящего момента при хорошей экономичности и соответствии Евро III помог достичь турбокомпаунд. Это устройство «подкручивает» коленвал энергией отработавших газов, передавая ее от турбины на маховик с помощью собственной гидротрансмиссии. Турбокомпаунд, говорили шведы, любит большую нагрузку. Это одна из причин, по которой для тест-драйва были выбраны горы испанского юга - почувствуйте, дескать, сами, как 40-тонные автопоезда&•» • ••берут подъемы, не мешая основному движению. ХОД КОНЕМ. Впрочем, его-то как раз и не придется делать - Г-образные траектории рычага коробки передач отменя- ет I-shift (ай-шифт), механическая трансмиссия с электронным управлением. «Вольво» не первой применяет такую систему - вспомним «Сканию-Оптикруиз», «Мерседес-Бенц-Теллигент шифт». Более позднее внедрение позволило тщательнее проработать алгоритм: теперь ай-шифт выглядит удачным компромиссом между сложной для освоения немецкой и простоватой отечественной системами. Основная трехступенчатая коробка - без синхронизаторов, сцепление также рассчитано на автоматический режим... Кстати, им водитель не управляет вовсе: под ногой только две педали. Ореол профессионала, лихо «замешивающего» вручную 10,12,14 передач, меркнет... Будут ли выбирать айшифт потребители в России? К первым подобным системам отнеслись настороженно. Пересилить сомнения может только стопроцентная надежность при реальной выгоде: цена выше, экономия на топливе иТОбольше!уже плохо: никакая плотность «упаковки» агрегатов шасси не оправдывает риск водителя, вынужденного доставать колесо со стороны проезжей части. И последнее: фара скрывает четыре (!) прибора головного освещения под общим пластиковым обтекателем. Изящно, но... не ровен час кокнешь!строить свой быт. Его скарб путешествует в немалого размера... их даже не назовешь полками - шкафах. Объем таковых, например, над ветровым стеклом - 35+100+35 л, по задней стенке 74+150+74 л (данные для самой большой кабины «Глобтроттер XL»). Нередко экипаж магистрального тягача состоит всего из одного человека. «Вольво» предлагает вариант планировки кабины как раз на этот случай. Можно с комфортом оформлять таможенные документы, не стесняя себя, отобедать, а вечерком пригласить коллегу из соседнего «трака». Разыграть испанскую партию, например...УРОНИЛИ ШАХМАТНЫЙ ПРЕСТИЖ. Разумеется, здесь речь пойдет о том, что в Испании смотрелось нормально, а в России приживется с трудом. Маленький дорожный просвет (впрочем, есть иные варианты исполнения) может оправдать лишь скрывающийся под пластиком противоподкатный брус FUPS. Аккуратные боковины довольно легко снимаются (не закисли бы фиксаторы русской зимой), открывая доступ к бакам, отсек}' батареи, запаске. На отдельных вариантах исполнения ее вешают слева... и этоЭНДШПИЛЬ. Рейс заканчивается, пора отцеплять трейлер: ЗА ДОСКОЙ. Приборной, а не шахздесь поможет матной: водитель должен чувствовать, новая рампа за что о нем заботятся. Новый дисплей за стенкой кабины, рулем готов сообщить массу информана которой разции, не слишком отвлекая от дороги: от мещены не тольне совсем нужной темперако соединительтуры масла в двигателе до ные устройства весьма актуального поспневмо- и электледнего номера, набранноросистем, но и го на «мобильнике», котоштатные фары, рый, кстати, встроен тут освещающие седже рядом. Чтобы законло и пространство вокруг (в России их чить с ним, упомяну «хэндс фри» в принято устанавливать самостоятельверхней части спинки водительского но). При ежедневном обслуживании кресла. Есть и еще один дисплей - выне придется подпрыгивать или вынодвижной, перед стеклом. Здесь, помисить табуреточку, чтобы протереть мо навигационной системы, может хостекло, - лестницу из двух ступенек, зяйничать «Дайнафлит» - пакет пропредставляющих собой прочную «изграмм, позволяющих контролировать, нанку» облицовки передка, FH12 вов том числе через Интернет, транспортзит с собой. А что касается больших ные операции. Или, например, на этот плановых ТО - интервал их увеличен. экран будут транслировать изображеТак, в Европе моторное масло надо мения телекамеры заднего обзора. нять раз в 90 тыс. км (прежде - 60 тыс. км). Таким образом, грузовик больше ПАРТИЯ ОТЛОЖЕНА. Машина на времени проводит на трассе, выигры1»1 стоянке, и дальнобойщику нужно обувая призовые.