100
101
102
103
МЫ И АВТОМОБИЛЬВ ВОЛОГОДСКИХ ЗЕМЛЯХ ЕСТЬ ДЕРЕВНИ, КУДА НА МАШИНЕ МОЖНО ПОПАСТЬ ТОЛЬКО С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ. МЫ НАВЕСТИЛИ ЗИМНИК ШУЙСКОЕ^ТУРОВЕЦЧт Т ТОТТФОРМУЛА1 - КТО-ТО УХОДИТ, rTTZT«3A РУЛЕЛ I КТО-ТО ПРИХОИТ ДАМАМ ЗА РУЛЕМТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ«ЗА 30 ЛЕТ 11281 ДО «МИНИ»...%лено воды, сухого места нет. Думал, не выберусь. Вот и Шуйское. Зимник начинается с ледовой переправы через реку Сухона. ЛОДКОЙ ИЛИ ВЕРТОЛЕТОМ? Зимник - дорога не обычная: летом Переправа была готова как раз к нашеисчезает, а с морозами возрождается. му приезду: четырехтонным грузовиВедут зимники в те места, для коих у кам путь свободен. А в позапрошлом нашего народа полно образных опрегоду проезд только после Нового года делений: «У черта на куличках», «Куда открыли - погода не позволяла, слишМакар телят не гонял» - в общем, в ком тепло. Для переправы выбирают гости к Бабе Яге за семь верст киселя самое мелкое место на реке (тут всего метр сорок сантиметров), чтобы трансхлебать. А между тем в этих медвежьих углах порт, случись чего, не затонул. Ну и беживут люди. Такие же как мы... постойрег должен быть пологим, удобным те, постойте, как же они там живут, есдля заезда. ли с апреля по ноябрь туда вообще ниПеред тем как наморозить перепракакой дороги нет? ву, дорожники обязаны ждать, пока лед Можно ли найти зимник, скажем, в наберет положенные 15 сантиметров пятистах километрах от столицы (блитолщины. Задача «мастеров» добавить же, чем Петербург), в центральной чассверху еще тридцать. Но ведь так и ти России? «Приезжайте - покажем», - ползимы можно провозиться. Вот и вызаинтриговал нас Николай Гузилов, находят рабочие местного ДРСУ на лед чальник управления содержания автораньше. Аккуратно ограждают место дорог в администрации Вологодской переправы досками, ставят мотопомпу области. Через сутки мы уже ехали ви льют первую порцию воды. Она сторону Шуйского, от которого в Туро- должна промерзнуть полностью и вец ведет натуральный 70-километротолько затем - следующая порция. Одним «заливом» максимум пять сантивый зимник. - Летом местные жители перемещаметров наморозишь. Главное, чтобы не ются исключительно на моторках. Весполучился слоеный пирог: по краям ной, когда ледоход или просто идет ше- лед, а в середке вода - тогда колеса грулуга, народ вообще сидит дома. Осезовиков проваливаться начнут. Говорят, нью, пока лед еще не окреп, - тоже, - подходящей для «заморозки» погоды объясняет Гузилов. - На крайний слуможет полмесяца не быть. чай, если кто-нибудь заболеет, просим Неужели все ждут? Да нет, конечно! газовиков (рядом газопровод - Д. Л.) На дне соседнего водохранилища покодать вертолет. ится больше ста автомобилей - их уже никто не достанет. В Сухоне не так глубоко, но каждый год пару грузовиков 30 САНТИМЕТРОВ И4 ТОННЫ Мы едем на «Ниве» к зимнику. От Воизо льдов вытаскивают. Народу некологды до Шуйского дорога приличная. гда: лес уже нарубили, пора продавать. С обеих сторон натыканы знаки «ПереДа и родственников повидать охота. За сечение со второстепенной дорогой», любой справкой опять же в Шуйское но самих «второстепенных» не видать - приходится ездить. В магазин тоже. Вот и катят по тонкому льду. погребены под снежной целиной. К середине зимы переправа будет - Пока асфальта не было, - рассказывает Гузилов, - здесь «пазик» ходил выдерживать 10 тонн. Но дорожники по грунтовке. На автовокзале билеты знают: везти все равно будут больше... продавали, если автобус... прорвется. Места были такие, что грузовики ВОЛКИ РЯДОМ лишь с цепями на колесах проезжали. Пересаживаемся на «уазик» шуйского 20 км в час - максималка. Сам однажДРСУ и переезжаем на ту сторону реки. ды тут в ливень попал: в колеях по коЗимник сначала петляет вдоль берега. МЫ И АВТОМОБИЛЬ|- Иногда снега может столько насыпать, что по обе стороны трехметровые заносы стоят. Машина едет, а ее не видать, - наш новый провожатый Александр Попов, замначальника ДРСУ «расписывает» местную экзотику. Только сегодня перед вашим приездом два бульдозера пробили дорогу, после них - мы первые. По свежему зимнику, да на «козле» береги макушку. Мотает из стороны в сторону и вверх-вниз, как на палубе баркаса. Коварные выбоины словно небольшие овраги. А остатки прошлогодней колеи, пробитой вездеходами? Метр глубиной! Того и гляди колеса соскочат и «козлик» сядет на мосты. - По зимнику лучше ездить, когда снега больше выпадет и мы его катком утрамбуем (каток, конечно же, не для асфальта, а специальный - Д. Л.). Тогда здесь даже «пазик» пройдет. Два раза в неделю будет ездить, как рейсовый автобус. Местные умудряются и на «Оке» проехать. - Куда хотите попасть? - спросил Александр, остановив машину и достав карту. - Вот деревня - 20 жителей, дальше - две семьи, еще дальше - один живет.-Летом совсем не проехать? - на всякий случай переспрашиваем Александра. - Ногой ступить и то страшно. Кругом болота... Люди в деревне по деревянным мосткам ходят. В Шиченге живет больше сорока человек, но добраться до их жилищ на «уазике» нелегко. Нам удалось встретиться только с одним. Представился: «Москвин. В прошлом подводник - 12 лет на лодке. Нынче пенсионер». Минуем развалины бывшего совхоза. Затем деревня Знаменка. Пару домиков - дымок из трубы только/Z00Z02Впереди дорогу неспешно перебежали четыре волка. Мы невольно поежились. - Волки нынче живут ближе к поселкам. На собак охотятся... На нашем берегу уже сколько псов съели. .. .Шиченга. Когда-то сюда лес со всей округи свозили, чтобы отправить вниз по реке. А сейчас бараки с пустыми окнами, остовы тракторов и бульдозеров. И вдруг - на обочине «Запорожец». Неужели на ходу? Нет, брошен помирать естественной смертью. Справа - обугленные бревна. - Клуб летом сгорел. Тушить было некому. Пожарным сюда не добраться.над одним. Заходим. С печки слезает старенькая бабушка. Выглядывает и кот. Зоя Аркадьевна и Василий давно здесь живут... Интересуется: «Дорогу пробили? Значит, газеты скоро привезут. Почтовый «уазик» у нас ходит. Мне не скучно. Родные навещают: двое внуков, трое правнуков. Телефон рядом... в четырех километрах». ОСНОВАТЕЛЬ ВОЛТАША К деревне Волташ подъезжаем уже в ранних сумерках. Тут, по слухам, одинчеловек живет. Но заходим в большущий дом, нас встречают женщина и девушка. Говорят, что вот только мужикам обед отвезли (жителей-то, оказывается, много). «А куда?» - «На делянку. Поедемте, покажем». - «Дорога есть?» - «Мы ее сами сделали...». Пробираемся по приличному зимнику, который проложил... Александр Иванович Конев - хозяин дома. Прорубил просеку и утрамбовал снег трактором на три километра. Вот тебе и частная дорога. Добрались до делянки. Там трое мужиков: хозяин, его зять и помощник. - Журнал «За рулем»? Как же не знать - я бывший подписчик. Как живем? Неплохо. К нам даже местная власть иногда приезжает. - Помогают? - А зачем? У нас все есть. Мы и хлеб сами печем... Александр Иванович родился здесь, после уехал в город. Захотел вернуться, а деревня даже с карты исчезла. Стерли с лица земли в прямом смысле слова. «Жителей не осталось? А я?» - доказывал он в администрации. И деревня появилась вновь на карте и на земле. Так что Конев, можно сказать, основатель Волташа. Сначала был фермером, 15 коров держал. Теперь валит лес и мастерит срубы. Автомобиля нет, а гусеничный трактор имеется. В город уезжать не собирается. Нравится ему здесь... Стемнело. Наш проводник забеспокоился. Зимник и дальше идет, только если в темноте застрянем, вытащить будет некому. И мы повернули домой. МОСТ В МЕЧТАХ И НА БУМАГЕ Зимник идет по местам, где в двух шагах от опушки можно набрать подводу рыжиков, где лоси и лисицы чувствуют себя как дома, где в речке можно поймать стерлядь. Здешний народ На правахрекламыБЕЗУПРЕЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗАПЧАСТЕЙрадуется природе, но жаждет другого - Деревня Волташ. чтобы здесь прошла федеральная трасса. Это мечта (уже воплощенная на бумаге - в проекте и техническом обосновании) - построить через Сухону мост и проложить по болоту 30 километров дороги, превратив ее в часть трассы Москва-Архангельск. Мечта мечтой, только держать асфальт в болоте не просто. Вот на подъезде к Шуйскому по Егорьевскому болоту шоссе идет и каждые пять-шесть лет проседает. Приходится на полметра насыпать сверху песок. Получается эдакий пирог: асфальт-песок-асфальт... Дорого обходится цивилизация. С нового года дорожные фонды упразднены. Что ж, бездорожье так и останется бездорожьем? 1»|Надежность шаровых опор проверена не только лабораторными испытаниями, но и десятилетиями эксплуатации "Жигулей".Кузовные детали для автомобилей ВАЗ любых семейств выполнены по оригинальной технологии АвтоВАЗа и устанавливаются безупречно. Производство: Набережные Челны - ПО "Начало" тел.: (8552) 33-53-52, 33-33-20 www.nachalo.com Дилер — Москва, 0 00 "Корунд", тел.: (095) 487-12-10, 487-17-112/2010