АКТУАЛЬНО /ИНТЕРВЬЮСРЕДСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯНе могу признаться в любви к автомобилю - в отличие от читателей «За рулем». И все же я благодарна ему хотя бы за то, что во многом при его участии почувствовала себя независимым, самостоятельным человеком. Первой машиной в моей семье была старенькая «Волга», которую отдал нам мой отец (дело было в конце восьмидесятых). На «права» мы с мужем сдали одновременно, но мне разрешалось ездить только пассажиром. Если муж и пускал меня за руль, то это сопровождалось таким шквалом реплик, что я тут же уступала ему водительское кресло. Однажды, услышав, что опять все не так, затормозила прямо на зеленый свет и вышла из машины. А на другой день купила себе «восьмерку». В одну из первых же поездок мою «Ладу» выбросило на тротуар. Машина пропахала несколько метров и встала. Дома был скандал. «Восьмерку» починили. Я еще несколько раз ее била, но уже не признавалась. Нашла себе мастеров, которые фазу ее забирали и управлялись за один день. Ну а потом полностью освоилась, ездила и зимой, и летом... Думаю, я была не единственной (и не единственным), кого машина побудила сделать шаг к самостоятельности. Известное: «Автомобиль - не роскошь...» можно завершить: «а средство и способ существования». Это стало очевидно в последнее десятилетие демократических реформ, когда у людей, наконец, появились стимулы к развитию индивидуальности, в том числе и экономической. И здесь роль автомобиля вышла на первый план. Сколько людей кормится от него! Это и извоз, и перевозки грузов, и автосервис, автосалоны, бензозаправки, мойки... Какой только бизнес не вырастает вокруг автомобиля: мотели, придорожные кафе, мелкие производители аксессуаров, запчастей - десятки тысяч людей живут за счет этого. При том, что в сравнении с Западом российский малый бизнес практически неразвитая сфера хозяйствования. ^MJi Если в экономически развитых стращЛ нах малые предприятия составляют до » 90% численности всех предприятий, то Я принимала непосредственное участие в разработке концепции поддержки малого бизнеса, вхожу в рабочую группу Госсовета по проблемам малого предпринимательства. За последнее время мы многого добились. Принят пакет законов по дебюрократизации экономики. То, что невозможно было представить себе еще лет пять назад, теперь стало реальностью. Принят уведомительный, а не разрешительный принцип регистрации - новую фирму уже можно зарегистрировать «в одно окно» в течение нескольких дней, послав документы по почте. С первого февраля вступил в силу закон «О государственной регистрации», который позволяет это сделать. Существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности - их стало около 100, а не три тысячи, как раньше (закон «О лицензировании», принятый Госдумой 8 августа 2001 года, тоже вступил в силу с нынешнего февраля). Работаем над тем, чтобы защитить предпринимателя от недобросовестных проверок, сводящихся порой к откровенному вымогательству. Для этого предстоит внести поправки в закон «О защите прав юридических лиц и предприятий при проведении государственного контроля (надзора)». Конечно, это только начало. Существует масса проблем, которые иногда возникают неожиданно. К примеру, недавно было наспех принято пенсионное законодательство и внесены изменения в Налоговый кодекс, в результате чего предприниматели оказались вынуждены платить не только вмененный налог, но и единый социальный... Мы стараемся вовремя отслеживать и решать такие проблемы. В частности, ситуация с налогами вскоре изменится, мы добьемся, чтобы предприниматели платили только вмененный налог. Меня радует, что президент и правительство постепенно отказываются от принципа государственной поддержки малого бизнеса и переходят к понятию «создания среды». Те, кто работает в этой сфере экономики, не требуют, чтобы их поддерживали, они просят об одном - не мешайте!ЗАПИСАЛА ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯНа вопросы «За рулем» отвечает сопредседатель партии «Союз правых сил» Ирина ХАКАМАДА. в России - около 31%. ЧИСЛО работающих на малых предприятиях в европейских государствах - 50-70%, у нас 13%. В развитых странах на малых предприятиях генерируется более половины валового национального продукта, в России - всего лишь 6%! Между тем только малый бизнес может сделать страну по-настоящему сильной и процветающей, если, конечно, исходить из того, что процветание - это благополучие каждой отдельной семьи, а не количество ядерных ракет на душу населения. Организовать в России малое предприятие - задача почти непосильная. Нужно собрать огромное количество всяких бумаг, получить разрешение во множестве инстанций. Государство видит в предпринимателях только источник пополнения казны - налоги малый бизнес должен платить исправно. Очень многие, чувствуя такое к себе отношение и не видя никаких преимуществ в официальной регистрации, предпочитают работать в «тени». А сколько фирмочек могло бы открыться, но не открывается! Скажем, бензоколонки сейчас, в основном, в руках крупного бизнеса - малый туда не пускают, да и не выживет он в нынешних условиях. Кредиты слишком дороги, требуется уйма разных согласований, да и конкурировать с крупным бизнесом не под силу. Между тем мойки и бензоколонки во всем мире - типично малый или средний бизнес! Но чтобы он стал таковым, государство должно создать благоприятную среду.