74
75
76
77
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, М АКСИМ САЧКОВПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБОЧКАА РАЗМЕРОМ - НЕМНОГИМ БОЛЬШЕ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНАмоздкий агрегат, особенно если учесть нынешнюю тенденцию к росту числа передач до пяти-шести. Кроме того, жетельный планетарный механизм сткая программа переключения нынче (именно механизм, никакой гидравлине в чести. Водители хотят иметь набор ки!) работает благодаря осевому перережимов (спортивный, экономичный), мещению косозубых шестерен под а то и управлять коробкой вручную. воздействием передаваемого крутящеТут одними центробежными силами не го момента и усилия от центробежнообойтись, нужна умная электроника. го регулятора, пропорционального Талантливому болгарину, возглавляюскорости вращения. Важно, что, в отщему фирму ААТ (Antonov Automotive личие от других шестеренчатых мехаTechnologies), удалось совместить, казанизмов, в коробке Романа Антонова лось бы, несовместимое и заставить переключение передач не сопровожсвою коробку слушаться команд элекдается разрывом потока мощности. А тронного блока управления. Для этого значит - нет провалов при ускорении потребовался гидравлический «посредавтомобиля! ник» весьма малой мощности (давление Все это прекрасно, но один планетарменее 3 бар). Такое можно взять хотя бы ный модуль обеспечивал лишь переиз... штатной системы смазки! Но самое ключение между двумя передаточныглавное - удалось реализовать шесть пеми отношениями: 1:1 и пониженным в редач всего двумя планетарными модуинтервале от 1:1,25 до 1:1,7. Надо вам лями! Получилась самая маленькая в больше ступеней - добавляйте модули. мире «шестиступка-автомат». Добавьте В результате получался довольно грок этому на треть меньшую массу, на 40% 1) мы Ч етыре года назад (ЗР, 1998, №удивирассказали об автоматической коробке передач Антонова. ЭтотШестиступенчатая коробка Антонова не управляется по телефону, она просто... сравнима с ним по величине.меньшую стоимость ПЛЮС на 15-30% больший КПД - и перспективы новинки станут просто радужными. Жизнь, конечно, покажет «кто есть кто», на последнем Франкфуртском салоне интерес к «коробочке» был огромный. новшества? Понятно, что повышенная коррозионная стойкость пластин увеличивает срок службы аккумулятора. Однако и «на отдыхе», например, во время зимней спячки и при хранении на складе, батарея, в составе электродов которой отсутствует сурьма, способна надолго сохранить свою молодость. Даже через 450 дней такой аккумулятор пустит двигатель без предварительной подзарядки - столь мал саморазряд. Еще один плюс, который наверняка оценят владельцы отечественных автомобилей, - меньшая чувствительность к повышенному напряжению в бортовой сети: в запасе есть лишние 0,2 В. А значит, вспоминать о необходимости доливки дистиллированной воды можно будет гораздо реже.БАТАРЕЯ - БЕИ!АККУМУЛЯТОРЫ СТАНУТ ДОЛГОВЕЧНЕЕиз Еще недавно ибатареи не Турции хоть считались неплохими, но отнюдь были лидерами в технологии. И вот фирма «Инджи Акю» (iNCi AKU) решила удивить нас процессом «Эксмет» (Exmet Са-Са). Суть нововведения заключается в непрерывном изготовлении пластин из свинцовой ленты. Прокатный стан выдерживает заданную толщину с разбросом всего 50 мкм, а затем лента ползет «непрерывным ручейком» на растягивание, перфорацию и обмазку свинцовокальциево-оловянной пастой. Лишь после этого бесконечная решетка делится на практически готовые пластины-электроды. В чем преимущество метода? При прокате и растягивании кристаллическая структура ленты получается гораздо более устойчивой к коррозии, чем у литых решеток. Благодаря равномерной «бесконечной» обмазке электроды отличаются друг от друга по массе не более чем на 4 г, что также было недостижимо ранее. Но технологические подробности важны специалистам. А что нам, автомобилистам, дают примененные^Так свинцовые чушки превращаются в положительные и отрицательные пластины аккумуляторов «Инджи Акю».1?тЖжПроизводство ленты^\>T 'Плавка oj) | ЛитьеW?-*,», *Прокат ОхлаждениеПроизводство пластин74Растяжка Перфорирование ОбмазкаСушка иРубках- На правахрекламыЗарубежному водителю (да и не только ему) найдется чем управлять на расстоянии, сидя за рулем: сначала открыть ворота при въезде на «фазенду», потом зажечь свет во дворе, открыть ворота гаража, предварительно отключив сигнализацию... Вполне возможно, что все эти системы приобретались и монтировались в разное время, произведены разными фирмами. Что же, брать с собой связку пультов?EXCEHENTЭТАЛОН ЗАЩИТЫ АВТОМОбиЛЯw Метка присутствия владельца Magic Label™ с динамическим кодом спасет Вашу собственность при разбойном нападении \J Микроиммобилайзеры Magic Relay™ заблокируют двигатель в случае опасности. Они получают команды по штатным проводам автомобиля, что существенно затрудняет их нейтрализацию ч> Дистанционный запуск двигателя с брелока. в по таймеру, по температуре, по напряжению аккумулятора и автоматический турботаймер сделают Ваш автомобиль более комфортным 9 Выбор мелодии и громкости сигналов сирены Magic Voice™ позволит узнать голос Вашего авто из десятков других \J Безопасная автопостановка на охрану и автоматическое снятие с охраны при приближении к автомобилю не потребуют от Вас никаких действий при управлении сигнализацией w: Цифровые микропроцессорные датчики с дистанционной регулировкой и системой автоматической коррекции чувствительности ISI_ATI не портят вид салона и не боятся влажной уборки ч^ Многозоновые пейджеры серии RP-10/100/100x-MR позволяют постоянно контролировать автомобильУПРАВЛЯЯ ВНЕШНИМ МИРОМДИСТАНЦИОННЫЙ ПУЛЬТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕЛЕВИЗОРАФирма «Джонсон контроле» (Johnson Controls) предложила удобное решение под названием «Хоум Линк». Это гибкая обучаемая система, которая принимает командование над всеми домашними помощниками сразу Даже если вы смените квартиру, смонтированное в автомобиле устройство менять не придется: «Хоум Линк» выучит новые сигналы и коды независимо от того, в каком диапазоне частот ис каким видом модуляции придется работать, какой код - фиксированный или защищенный плавающий - придется излучать. Разработчики считают, что сумели обеспечить достойную защиту пульта: перепрограммировать его можно лишь изнутри автомобиля при отключенном иммобилайзере (блажен кто верует...). Размешено устройство в салоне, действительно, изобретательно. Например, у нового «Ауди-А4» (на снимке) кнопочки спрятались в противосолнечном козырьке. В моделях ТТ их удалось втиснуть в рамку стекла. В других европейских автомобилях жилплощадь для «Хоум Линка» предоставило зеркало заднего вида («Мерседес-Бенц») или консоль на потолке (БМВ, «Ягуар»). В любом случае, подъехав к дому, придется бросить взгляд и воздеть руки кверху... I ТЕХНИКА /НОВИНКИС ТРАВЕРСАМИ НАПЕРЕВЕСВ НАМИ ИЗМЕНЯЮТ СТЕПЕНЬ СЖАТИЯару фирма СААБ предстаплавно снижамотор SVC П вилалет назад2000,с изменяемой степеповышением нагрузки -мотора степень ется. Для бензинового нью сжатия (ЗР, № 5). Головка с интегрированными цилиндрами приподнималась над блоком - изменялся объем камеры сгорания. Многие комплектующие новинка позаимствовала у других моторов фирмы, однако наиболее сложные и крупные детали пришлось изготавливать и обрабатывать отдельно. Специалисты НАМИ разработали иную кинематическую схему, выбрав путь максимальной унификации с серийными образцами. В отличие от конструкции СААБа, головка блока остается неподвижной и не требует никаких переделок - все изменения происходят в блоке цилиндров. На коленвале на подшипниках скольжения качаются траверсы они-то и дали название разработанным моторам. Одно плечо траверсы связано с шатуном, другое через коромысло с эксцентриковым валом (см. рис.). Если нужно понизить степень сжатия, гидравлическое устройство поворачивает эксцентриковый вал, длинное плечо траверсы поднимается, а шатун с поршнем опускаются. Ход поршня остается неизменным, только нижняя и верхняя мертвые точки «сползают» вниз (по сути, уменьшается длина традиционного шатуна). Объем над поршнем растет, а степень сжатия, соответственно, становится меньше. На режимах малой мощности она максимальна, с сжатия можно менять в широких пределах - от 14 до 6. Одновременно появляется возможность эффективно использовать турбонаддув. Идея уже воплощена в металле - переделанный легковой двигатель «Мерседес» в роли «концепта» наматывает на стенде мото-часы. Кроме того, специалисты НАМИ решили реализовать новую конструкцию на базе ЗМЗ-406. Разработчики заявляют, что удельная мощность модернизированного заволжского мотора, оснащенного устройством дополнительного наддува, составит ПО кВт/л (150 л. с/л). Номинальная мощность «нетто» обычного 2,3-литрового «четыреста шестого» 96 кВт (130,6 л. с), то есть 41,7 кВт/л рост больше чем в 2,5 раза! Правда, пока нет отечественного автомобиля, которому пришелся бы впору 350-сильный мотор. Даже V-образная «шестерка», которую планируют устанавливать на ГАЗ-3111, развивает «всего» 150 кВт. Впрочем, снять такие показатели можно с наддувного траверсного мотора объемом 1,4 л. Другими словами, громоздкий шестицилиндровый двигатель заменит компактная «четверка». Автомобиль потеряет в весе, освободится место под капотом, а главное расход топлива на режимах малой иТраверсный двигатель НАМИ: 1 - траверса; 2 - коромысло; 3 - эксцентриковый вал; 4 - шатун; 5 - коленчатый ваасредней мощности снизится на 20-30%. Однако есть «но». Новая конструкция с оговоренными выше переделками приживется на бензиновых или дизельных двигателях, спроектированных под наддув воздуха. У «атмосферных» моторов, вероятно, придется усиливать основные детали: коленвал, шатуны, поршни и т. д. Кроме того, пока неизвестно, как повлияет дополнительный «гнет» на общий ресурс двигателя. Полномасштабные испытания, безусловно, помогут ответить на эти вопросы. А сегодня отечественная (!) идея уже доказала работоспособность. Может статься, что мы увидим и серийные траверсные моторы. Российские или зарубежные - покажет время. ноги должны стоять на педалях, руки - лежать на руле. Стоп: когда он выходит или садится в автомобиль, баранка лишь досадная помеха! Вот и сделали руль... уезжающим под панель приборов. Уселись, решили ехать - надо лишь выдвинуть его на себя, как ящик стола, и откинуть в рабочее положение. Насколько быстро автопроизводители подхватят эти идеи, покажет время. Современная технология, во всяком случае, позволяет реализовать их уже сегодня. В самом деле - почему бы и нет?ЕСЛИ РУЛЬ МЕШАЕТ...УБЕРИТЕ ЕГО В ЯЩИК!Очередной концепцией интерьера поразил зрителей макет автомобиля «Аристон», представленный в Детройте. Если дотошно вникать во все новшества, которые втиснули в кузов этого четырехместного автомобиля будущего, то на их описание понадобилась бы не одна журнальная полоса. Поэтому - лишь две изюминки, бросающиеся в глаза. Кузова «а-ля мини-вэн»ныне стали весьма модным веянием. В них за спинками заднего ряда оставлено довольно скромное багажное отделение. А почему бы, подумали дизайнеры интерьера, не сделать сиденье двигающимся по частям - прямо до задней стенки? Получилось славно: один, а то и два пассажира могут вытянуть ноги и расслабиться. Увы, для водителя такие вольности неприемлемы -ГIL -й(-1 sr^j, tj Аасчл/мг^З БЮРОПУТЕШЕСТВИЙозоновый слойНЕ ПОТРЕВОЖАТ«КОНДИЦИОНЕР - ВРАГ ОЗОНА». ЭТА ИСТИНА, ПОХОЖЕ, УСТАРЕЛАм. "Новослободская", ул. Долгоруковская, 36/1. Тел.: (095) 250-50-56. тел./факс: 978-07-52. E-mail: zrtravel@zr.ruФ нью во Франкфурте прототип кондиционера, в котоирма «Модайн» (Modine) представила минувшей осегипет, тенери Финляндия, Швеция, Италия, Чехия_->ииндивBBBBBLBBBBBBBBBIром не нашлось места привычному «хладону» R134a (еще более вредный фреон давно уже не используют). Взамен агрегат заполнен... обычным углекислым газом, тем самым, который поддерживает холод в ящиках с мороженым. Правда, там используют сухой лед, а в кондиционере - жидкую фазу. Если в результате аварии конденсатор разгерметизируется, то вклад вырвавшегося на свободу хладагента в создание парникового эффекта будет в 1300 раз меньше, чем от R134a.Поездки за автомобилемв ГЕРМАНИЮ Управление болидом Ф1 на трассе в Le LucДетский и молодежный отдых в России и за рубежомНыне кондиционерами оснащены 70% европейских легковых автомобилей, а к 2003 году их доля составит уже три четверти.I ^1ита«3®1Р¥«У1» «И равозащита• консультации, экспертиза, оценка ущероа, защита интересов в ГИБДД и судах при дорожно-транспортных происшествиях; 1 правовое сизслуживание юридических лиц и граждан; семейный адвокат; • юридическое сопровождение коммерческих проектов и сделок с недвижимостью;ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМАНо, конечно, не только заботой об окружающей среде оправданы многолетние и дорогостоящие исследования. Оказывается, с помощью С02 гораздо быстрее удается остудить нагретый солнцем салон. Например, сегодня на охлаждение с 75 до 20°С уходит около 36 минут, а завтра окажется достаточным двадцати пяти. Еще эффектнее с С0 2 происходит обратный процесс. Современные автомобильные климатические установки обеспечивают не только охлаждение, но и нагрев воздуха. Если с использованием хладона 20-градусная стужа меняет знак на «плюс» за 42 минуты, то новой установке для этого достаточно лишь 12 минут! КПД стал больше на 30%, и в результате кондиционер умерил свой бензиновый аппетит на 10%. Он работает теперь по принципу так называемого теплового насоса. И здесь С0 2 оказался совершенно необходим - традиционные фторорганические соединения для такого режима не годятся. Почему же, если все так просто, до этого не додумались раньше? Проблема заключалась в технологии: как обеспечить надежную работу агрегата при давлении... 160 бар. Пришлось заново разрабатывать конструкцию теплообменников, трубопроводов, компрессора. Ожидается, что объединенными усилиями уже в 2005 году удастся перевести серийные кондиционеры на новый хладагент - прежде всего, в моделях БМВ, ФИАТ, «Пежо», «Ситроен» и СЕАТ.д> консультации по вопросам гражданского, жилищного, земельного, других отраслей законодательства; составление документов правового характера; 1 ведение административных, гражданских, арбитражных. уголовных дел в судах; помощь в регистрации, перерегистрации и ликвидации предприятий; 1 защита интересов предпрпятш'1 при наостоятельносги (банкротстве);1консультации и защита прав в сфере интеллектуальной собственности; Не упускайте возможности делового сотрудничества!А дрес 103О45, Москва, Селиверстов пер, д . 8 (м. «Сухаревская»). Тел.: 207 81 89, 2 08 - 6 9 - 0 1 . Ф акс 737-44-97 E-mai:pravo@zr.ni «vww.zr.nVprawo3?0