86
87
88
ЭКОНОМИКАВ КАЛИНИНГРАДЕ ЗАПУСКАЮТ ПРОИЗВОДСТВО РОССИЙСКОГО ВСЕДОРОЖНИКА... «КИА-СПОРТИДЖ» ЧТОБЫ «НИВА» НЕ ЗАСТОЯЛАСЬБАТАРЕЙНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА«ШЕСТЕРКА» УЕХАЛА ИЗ ТОЛЬЯТТИ190ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ194тобы понять, как далеко Калининград от России, надо хотя бы раз там побывать. Около двух часов лету из Москвы - и попадаешь в город, весьма похожий на любой русский ив то же время ни на что не похожий. Эта часть России раньше называлась Восточной Пруссией. Нынешний областной центр Калининград находится западнее Варшавы или Афин, и до любой области России добраться отсюда много сложнее, чем до Польши, Литвы или Германии... С недавних пор бывший «непотопляемый авианосец» и «форпост Советской Армии в Европе», как долго именовали анклав на Западе, стал одним из центров автомобилестроения в России.ЧВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ «АВЕЛЛЫ» АО «Автотор» начало собирать здесь автомобили из корейских машинокомплектов в 1997 году. Помнится, запускали тогда завод (по сути - несколько подъемников) с большой помпой. Руководители завода обещали буквально завалить страну дешевыми и современными «авеллами» и «кларусами»... Коррективы в планы внес кризис 1998го: правда, производство в Калининграде не останавливалось ни на один день. В1999 году стартовал проект сборки автомобилей БМВ, с 2001-го начали собирать новые модели КИА - «Рио», «Маджентис», «Карнавал»... В том же году случилось событие, для отечественного автопрома эпохальное: «Автотор» приобрел лицензию на вседорожник «Спортидж». На исторической родине, в Республике Корея делать его больше не будут: отныне он - чисто российский автомобиль. С марта 2002 года в Калининграде начинается полноценное производство «Спортиджа», и уже никто не посмеет сказать, что автомобиль с берегов Балтики - «отверточный». МУНДИР - АНГЛИЙСКИЙ,ты. Когда-то этот завод в пригороде Кенигсберга делал артиллерийские орудия и снаряды к ним, после войны именовался литейно-механическим и продолжал ковать оборонный шит Родины (но уже другой). Позже, переименованный в «Буммаш», освоил оборудование для целлюлозно-бумажной и нефтяной промышленности, но основной продукцией оставалась военная. Здесь собирали специальную технику для минирования и разминирования, прокладки траншей и еще много чего. С начала 90-х все это оказалось никому не нужным, и завод медленно, но верно стал опускаться на дно. Так продолжалось до прихода нового собственника, который прекратил выпуск убыточной, невостребованной продукции и практически с нуля организовал автопроизводство. Кстати, в одном из недавно отремонтированных цехов продолжается выпуск прежней, «профильной» продукции: оборудования для бумажной промышленности, котельных - того, что сегодня имеет спрос. Зато в других цехах... Корреспондентам ЗР первым предоставили возможность побывать в новых сварочном и окрасочном. И что же? Оборудование здесь самое лучшее, хотя и не новое.погон - японский...Всю зиму на территории «Автотора» шли строительные и монтажные рабо Для цеха сварки купили его в Германии, где оно работало на заводе «Карманн»; в цехе окраски смонтирована линия, исправно трудившаяся в Греции на заводе «Ниссан». И нет ничего ущербного в том, что оно не «нулевое» - нормальный капиталистический подход к делу. Так поступали и поступают многие фирмы за рубежом. Зато не очень дорогое и при этом - в отличном рабочем состоянии. В сварочном цехе уже установлены и работают полуавтоматы, есть и роботы. Пока они не при деле: скромненько ждут своей очереди в уголке цеха. В январе было сварено и окрашено всего два десятка кузовов, в феврале - в два раза больше, с марта планируется выпускать по 150 в месяц. А еще через пару лет (бог даст) -10 тысяч в год. Как тогда обойтись без роботов? КОРЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО ПО НЕМЕЦКИМ СТАНДАРТАМ ...В углу цеха сварки, в контейнере, стыдливо прикрытом темной пленкой, свалены куски рваного металла. Оказалось, это все, что осталось от первого сваренного в Калининграде кузова «Спортиджа». В течение трех дней двое рабочих старательно рубили его на кусочки по местам сварных соединений (работа выдалась нелегкой - на кузове примерно 2,5 тысячи сварных точек). За200288ними внимательно наблюдала группа специалистов, наших и корейских. Выяснилось, что примерно в 98% случаев под ударами зубила рвался металл, но не сварной шов. В акте так и зафиксировали: качество сварки соответствует всем стандартам. И главный кондуктор, где сваривают боковины, моторный отсек и основание в сборе, уже по всем параметрам вымерен и выставлен специалистами из Южной Кореи. Сегодня их в цехах немало невысоких, улыбчивых. Но улыбки обманчивы: качество сварки, окраски и сборки они проверяют строго и дотошно. Впрочем, пока претензий к «Автотору» у них нет - разрешение на производство выдано. - Корейцы не собираются, как немцы, держать здесь штат своих контролеров, - рассказывали нам в ОТК завода. Вместе с нами они все проверят при запуске, а затем полностью передадут функции контроля за качеством. Раз в год будут приезжать с проверками выдерживают ли наши машины их требования? Хотя модель «Спортидж» уже стала собственностью «Автотора», конструкторский надзор - их законное право. И все же разрешения корейцев мало, если завод собирается продавать свою продукцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Вовсю идет работа по оформлению сертификата соответствия производства международному стандарту ISO 9000. При этом все методы контроля позаимствованы у калининградского завода БМВ, который уже владеет таким сертификатом. Этот документ рассчитывают получить в конце июня - начале июля. - Усилия направляем и на то, чтобы выпускать не просто конкурентоспособный продукт, но качеством выше, чем у «первоисточника», - говорит начальник ОТК Валерий Гусаров. ...Начальник сварочного цеха Василий Стрежекозин не без гордости показывает нам новейшую координатно-измерительную машину, установку которой только завершили японские специалисты. «Сначала на ней проверяли все сваренные кузова, теперь - каждый пятый. Любое отклонение от допусков фиксируется компьютером - хорошо видно, на каком посту это произошло, как надо отрегулировать ложементы, рассказывает он. - Кстати, все работники нашего цеха прошли месячную стажировку на АвтоВАЗе, а многие - и на заводе КИА в Корее.» Еще одна деталь. И корейцы с КИА, и немцы с БМВ в Калининграде рекомендовали при подборе кадров отдавать предпочтение просто грамотным рабочим, не имеющим опыта работы ни в автопроме, ни в автосервисе. Скорее всего, поэтому на заводе сегодня немало отставных военных, которые соответствуют высоким критериям - образованные, достаточно молодые, исполнительные. А ДАЛЬШЕ ЧТО? - Технология производства будет изменяться и совершенствоваться, - говорит директор завода Владимир Калинников. - Станет более современным и внешний вид вседорожника. Постепенно многие комплектующие заменим российскими, но автомобиль с ними будет соответствовать всем международным стандартам качества. Пока большие проблемы с подбором смежников. Но главное они, кажется, поняли: чтобы работать с «Автотором», надо подняться на новый уровень. Уже начался процесс локализации. Недавно из Красноярска пришла пробная партия колесных дисков. Далее на повестке дня производство держателя для запаски. В ближайших планах - весь крепеж закупать в России. Идут переговоры об изготовлении на предприятиях области элементов рамы, резинотехнических и пластмассовых изделий, оптики... - Это позволит уже в следующем году удешевить российский «Спортидж», полагает В. Калинников. - Председатель совета директоров В. Щербаков считает возможным снизить цену вседорожника до 10 тыс. долл. Надеемся, это удастся. Правда, не сразу, а в течение пяти лет. Но это уже будет другой, более современный автомобиль, с измененным дизайном. Он-то и станет, видимо, главным конкурентом новой «Нивы». Уже сегодня интерес к нему проявляют не только в России. Мы получали запросы от балканских государств, Израиля, стран Северной Африки. Пока «Спортидж» становится на конвейер, в соседнем цехе не прекращается сборка моделей «Рио», «Маджентис», «Карнавал». А за стенкой кипят строительные работы - в ближайшее время сдадут еще три пролета, длиной 70 метров каждый. Ходят слухи, что там развернется сборка автобусов... I»I