216
217
I ЦЕНЫ |ПРАВЯТ БАЛИТОГИ 2001 ГОДАТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОВсе аналитики, конечно, предвидели увеличение в минувшем году продаж новых иномарок в России, но чтобы настолько... Оправдались самые смелые ожидания: многие дилеры отпраздновали двух-, а то и четырехкратный рост продаж! Лидером по-прежнему осталась «Дэу» (к нам ее автомобили приходят в основном из Узбекистана): в 2001 году «Нексию» (на эту модель приходится свыше 90% продаж) выбрали 9584 россиянина. Тем не менее, «Дэу» постепенно уступает завоеванные позиции: в 2000 году в России было продано 13500 автомобилей. Да, что-то задерживается обещанная «Нексия-2». Жаль, что прокомментировать ситуацию некому - представительства «Дэу моторе» и «УзДэу» в России ликвидированы, о чем мы уже сообщали.3215 (в 2000-м - лишь 1263), «Бора» -1395 (тоже рекорд, в 2000-м - 877) и «Гольф» -1395 (551). «Ауди» так же удалось увеличить количество проданных в России автомобилей более чем вдвое. Через авторизованных дилеров было реализовано 2508 автомобилей (1207 в 2000 году). Так что в минувшем году Россия оказалась для «Ауди» самым крупным рынком в Восточной Европе: по числу проданных машин мы впервые обогнали даже некоторые западноевропейские страны. Буквально в затылок немцам дышат японские фирмы. По-прежнему лидирует «Мицубиси» - в 2001 году она на 56,5% увеличила продажи в России по сравнению с предыдущим годом: через официальных дилеров реализовано 6004 автомобиля (3836 в 2000 году). Самыми популярными оставались легковая «Каризма» (2841 шт. против 1210 в 2000 году), вседорожники «Паджеро Спорт» (759 против 386) и «Паджеро» (738 против 539). Кстати, в 2001 году у «Мицубиси» появилось шесть новых дилеров в регионах - в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Вологде, Ижевске и Саратове. Очень успешно в 2001 году на нашем рынке выступили французы. Лидирует «Рено»: компания увеличила продажи через сеть официальных дилеров на 86,7% - до 5606 шт. против 3002 в 2000 году. «Всеобщим любимцем» оставался маленький седан «Клио Символ» (3360 машин). В этом году «Рено» вообще собирается поставить рекорд и продать в России 8000 автомобилей.В 2001 году совершили рывок на российском рынке подразделения «Фольксвагена». Чешская «Шкода», видимо, скоро станет единоличным лидером и по продажам, и по темпам роста - с 2924 автомобилей в 2000 году до 8490 в 2001-м - в 2,9 раза! Тем более удивительно, что и она ликвидировала представительство в Москве - итоги года пришлось узнавать в Млада-Болеславе... Не подкачал и сам «Фольксваген»: за 12 месяцев 2001-го официальные дилеры продали у нас 7254 автомобиля 6467 легковых и 787 коммерческих (в 2000 году 3469 шт. — | соответственно 3078 и 391). fi Лидеры продаж - «Пассат . Лимузин», то бишь седан -Следом идет аффилированная с «Рено» японская компания «Ниссан» - в 2001 году она увеличила продажи в 2,08 раза (5286 автомобилей против 2536 в 2000 году). По популярности среди моделей «Ниссан» по-прежнему лидировала «Алмера» (2368 штук), за ней - представительская «Максима» (638) и вседорожник «Патруль» (471). Довольны ив московском представительстве «Пежо»: в 2001 году усилиями официальных дилеров реализовано 4246 автомобилей против 1428 в 2000 году. Бестселлером продолжает оставаться «206-я» модель (1841 шт. в 2001,708 в 2000 году), за ней «406-я» (1265). Только летом на нашем рынке появился «Пежо-307», но за это время россияне приобрели уже 765 этих не самых дешевых, «суперстильных» автомобилей. Американская «Форд моторе», недавно отметившая 90-летие своего присутствияна российском рынке, тоже хорошо «рванула»: с 1357 автомобилей, проданных в 2000 году, до 4124 - в 2001-м (рост - 204%). На пике были «Фокус» (2360 шт.) и «Мондео» (1017). Кстати, «Мондео» нового поколения - лидер по темпам роста: продажи за полгода возросли на 505%. Состоятельные россияне по-прежнему делают выбор в пользу автомобилей концерна «Даймлер-Крайслер»: в 2001 году продано 4184 машины против 2622 в 2000 году. Конечно же, среди них львиная доля легковых автомобилей и вседорожников с трехлучевой звездой (3487), но кто-то все-таки остановил свой выбор на новых легковых автомобилях «Крайслер» (134) и вседорожниках «Джип» (56). Крупнейший японский производитель «Тойота» вынуждена довольствоваться в России скромным 10-м местом по уровню продаж но-ДИНАМИКА ПРОДАЖ ИНОМАРОК В РОССИИ13500 IL| |2000г. 2001 г.«Дэу»«Шкода» «Фолькс- «Мицубиси» «Рено» ваген» вых автомобилей (среди подержанных фирма - бесспорный лидер). Но в 2001 году и она увеличила свое присутствие - через официальных дилеров было продано 4082 новых автомобиля (2307 в 2000-м). Впереди «Авенсис» (1243), «Ленд Крузер 100» (1263), RAV4 (677). Забытая было корейская марка КИА благодаря усилиям АО «Автотор» из Калининграда (где собирают эти автомобили) снова набирает темп: в 2001 году продана 2781 машина против 1358 годом раньше. В 2002-м калининградцы намерены собрать и продать уже 7,5 тыс. машин, из которых не менее 1,5 тыс. - «Спортидж». Как сообщили в «БМВ Руссланд Трейдинг» - дочернем предприятии концерна БМВ, в 2001 году в России продали 2636 автомобилей (в 2000-м - 1301). Лидер - БМВ 5-й серии (1187 против 895 в 2000 году), но и по другим моделям достигнут впечатляющий рост: 3-я серия - 779 против 205, вседорожник Х5 - 507 против 113. Продаживключают как импорт, так и автомобили, собранные на АО «Автотор» в Калининграде: в 2001 году здесь выпустили 2132 автомобиля БМВ против 1321 в 2000 году. Неплохие показатели иу сдавшей было позиции в предыдущие годы шведской «Вольво» (ныне фирма принадлежит американскому концерну «Форд»): рост продаж за год - в 2,6 раза, с 917 до 2402. Россияне особенно отличали представительскую модель S80 (1027) и «спортивную» S60 (514). Корейская «Хёндэ» увеличила продажи почти вчетверо: с 554 до 2205 автомобилей. Лидер - конечно же, недорогой «Акцент» (1547), сборка которого недавно началась в Таганроге. Концерн «Дженерал моторе», занимавший в предыдущие годы более чем скромные места в рейтинге популярности на нашем рынке, кажется, постепенно завоевывает доверие покупателей: его автомобили выбрали в 2001 году 2100 россиян (в 2000-м - всего 946). Чаще все-САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ«Дэу-Нексия» «Шкода-Октавия» «Шкода-Фабия» -3400-9100юльксвагенlaccam»<Рено-Клио>:33923360 2841тщмоиси(арйзма»2368«ФордФокус»го они останавливали свой выбор на германских «опелях» (1420), американских «шевроле» (540) и шведских СААБах (140). Похоже, развеивается миф о капризности и ненадежности французских автомобилей. Во всяком случае, такой вывод можно сделать на основе данных о продажах в России. Вот и «Ситроен» увеличил их в прошлом году более чем в4 раза - с 251 до 1009 автомобилей. В самом конце списка оказалась японская «Хонда», хоть и увеличила сбыт на 29% (через официальных дистрибьюторов продано 837 новых автомобилей против 650 в 2000 году). Лидер - вседорожник «Хонда CR-V», на долю которого пришлось более 50% продаж. Объяснить более чем скромные успехи японской фирмы можно только ценами: несложно предположить, какой выбор сделает представитель не слишком массового нашего среднего класса - в пользу «Ниссана-Алмеры» за 14 тыс. у. е. или его одноклассника «Хонды-Сивик» за 20 тысяч. Пусть японская компания «Сузуки» и оказалась в самом хвосте, ее дилеры могут гордиться впечатляющим рывком: в 2001 году было продано 797 автомобилей против 343 в 2000 году. Вседорожники «Гранд Витара» выбрали 520 россиян; на втором месте маленький, но гордый «Свифт» (115). А вот созвучная ей по названию и родственная по некоторым моделям японская фирма «Субару» свои позиции в России сдала. В 2001 году ее дилеры продали всего 343 новых автомобиля. На первом месте - универсал «Легаси Аутбек» (136 штук). Не густо... Замыкает список зарубежных автопроизводителей ФИАТ. Не помогли полученные за последнее время дватитула «Автомобиль года» в 2001-м только 618 россиян купили новые ФИАТы, «лянчи» и «альфа-ромео». Правда, в 2000-м их было еще меньше - 567, так что повод для оптимизма у итальянцев в России все же есть. По мнению официальных дилеров, столь заметный взлет продаж связан с ростом доходов россиян. Конечно, сказались развитие и улучшение работы дилерской сети, активизация маркетинговой деятельности компаний, но в еще большей мере - небольшое снижение пошлин на новые автомобили с января 2001 года, перераспределение продаж автомобилей в пользу официальных импортеров (результат деятельности ГТК России). Последний фактор обусловил дальнейшее снижение цен - в первую очередь, на ходовые модели особо малого (их выбрали больше 10% покупателей) и «гольф-класса» (около 60%), ценой 9-15 тыс. долларов. Так, престижная «Ауди-АЗ 1,6» в декабре 2000 года продавалась в среднем за 21,1 тыс. долл., а в декабре 2001-го обходилась уже в 17,8 тыс.; самую дешевую «Вольво-540 1,6» в 2000 году можно было купить только за 20,9 тыс. долл., а через год - за 17,2; «Ниссан-Алмера 1,5» - 15,7 и 13,9 тыс. долл. соответственно; «Опель-Астра 1,6» - 15 и 13,5; «Рено-Сценик RXE 1,6» 18,9 и 16,9; «Форд-Фокус 1,6» - 15,9 и 13,9. Даже большой американский вседорожник «Шевроле-Блейзер» с двигателем 4,3 ли коробкой-«автоматом» подешевел с 24 тыс. долл. до 19 900... Результат закономерен: продажи новых иномарок выросли в России с 40 тыс. шт. в 2000-м до 80 тыс. в 2001-м. Выходит, все-таки нарождается в стране средний класс... 1*12360