42
43
ТЕХНИКА |КОВАРНЫЙ, ПРИЯТНЫЙСНОВА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕЗДЫ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРИВОДАТ КТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЕС ФТ / ГЕОРГИЙ САДКОВ ООНе секрет, что в «скользко-экстремальных» условиях машины с задним, передним или полным приводом по-разному реагируют на команды водителя. И все же рассуждения на «разноприводную» тему многие читатели воспринимали отстраненно, ибо речь шла в основном об иномарках, да еще, как правило, весьма продвинутых в ездовых возможностях. Что поделаешь - в стране, где многие предпочли бы автомобиль с приводом на все колеса, отечественных моделей раз-два и обчелся. Овеянные славой «проходимцев» «нивы» или УАЗы не в счет - они скорее рассчитаны на плохие дороги и по управляемости настолько специфичны, что вряд ли годятся для сравнения с моноприводными.И вот - удача: в редакционном парке появилась пара российских автомобилей, очень схожих по «антропометрическим» данным, но различающихся числом ведущих осей. Это ИЖ-2126, один из которых - модификации 062, а проще -4x4. Воспользуемся ими, чтобы изучить особенности поведения на скользком покрытии, для полноты впечатлений добавив переднеприводный ВАЗ-2111. МАШИНЫ И ЛЮДИ «Ода» - нечто утилитарно средненькое: в кузове с «оцинковкой» урчит мотор ВАЗ-2106 и жалобно подвывает страдающая хроническим недугом синхронизаторов омская коробка передач. Но у нее неплохое (по крайней мере, применительно к зимним условиям) шасси, которое мы для надежности переобули в зимние шины Я-620. Та же «Ода» в варианте 4x4 явно предназначена не только для обыденных поездок, но и для активного отдыха. Кузов, приподнявшийся над землей и получивший несколько иное оформление, словно пытается «поигрывать бицепсами». Удается ли - вопрос спорный, ибо скромный мотор ВАЗ-2106 нагружен полноприводной трансмиссией с самоблокирующимся дифференциалом в раздаточной коробке. Отсюда столь же скромная комплектация шинами - «НИИПШ-Ралли-4» размерности 175/70 R13. ВАЗ-2111 - участник многих редакционных тестов. Несмотря на солидный пробег, он до сих пор удивляет резвым нравом стандартного восьмиклапанного мотора. «Обувка» - все тот же «НИИПШ-Ралли», но уже «2000-й» модели. То, что понравится профессионалу и чем он будет активно пользоваться для достижения лучшего результата, может оказаться совершенно непонятным и ненужным «чайнику». Решили учесть мнение нескольких водителей разного уровня подготовки и только потом делать выводы. Естественно, профессионалы среди испытателей преобладали, поэтому для начала их впечатления. ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ ИЖ-2126. На скользких покрытиях основное коварство заднего привода в том, что ведущая ось порой стремится «догнать», а то и «обогнать» переднюю. Очевидно, чем мощнее двигатель, тем энергичнее приходится бороться с заносом задней оси - тем большие ухищрения требуются от создателей подобных авто, а также от тех, кто на них ездит. Зато на специальной трассе задний привод - не только федство самовыражения, но и прекрасный тренажер для мышц и вестибулярного аппарата. Скорости, в общем-то, небольшие, потери при ошибке минимальные, но сколькорадости доставишь себе и окружающим постоянно контролируемыми скольжениями. Конечно, наша «Ода» далеко не «гонщик». Ею довольно удобно управлять благодаря скромному тягово-мощностному балансу. Тем не менее, характерные особенности заднего привода налицо. В заезде на время почти непрерывно приходится бороться с заносом задней оси. Утешает, что все фывы происходят заметно плавнее, чем на той же вазовской «классике». Отсюда более спокойное и прогнозируемое поведение в экстремальных ситуациях. ВАЗ-2111. Видный автомобилист, профессор Борис Михайлович Фиттерман в свое время заметил: «Если бы человек сначала освоил передний привод, он вряд ли бы стал ездить на заднем». Безусловно, переднеприводные автомобили тоже небезупречны в манерах и проявляют некоторую своенравность. На скользких покрытиях - это в основном проскальзывание передней оси: из-за него машина не желает заезжать в поворот или активно стремится распрямить траекторию движения. Бывает, водитель сталкивается ис заносом задней оси. Он даже более опасен, поскольку потери курсовой устойчивости возникают реже и водитель просто не готов к их коррекции. Хорошо, когда есть возможность прибавить газу и, что называется, вытянуть машину, а если нет? Здесь надежда на четкую и быструю работу рулевым колесом - опередить возникающий занос и последующие колебания. И все же ехать с передним приводом, как правило, и быстрее, и проще. Это в очередной раз подтвердило наше «соревнование» с «классикой». «Одиннадцатая», конечно, идет не столь эффектно, но после нескольких кругов про- 'Ут**фессионалы не только показывают лучшее время, но и не выглядят подобно взмыленным лошадям. ИЖ-2126 4x4. Для многих легковой полный привод ассоциируется либо со скоростной вседозволенностью, либо с высочайшей устойчивостью на скользких покрытиях - дескать, как ни выкрутасничай, автомобиль с дороги не скинешь. При «максималке» нашего ИЖа 140 км/ч и разгоне до «сотни» за двадцать с липшим секунд о гоночных задатках рассуждать не приходится. Поэкспериментируем немного в другой области. Действительно, на скользкой дороге к вам порой приходит чувство превосходства. ИЖ легко уезжает от моноприводников со светофора, не боится снежной целины и небольших суфобов - надо только активнее работать газом. Однако наша задача - оценить, насколько понятна машина в управлении. И первые ощущения очень обнадеживали. «Ода» 4x4 уверенно отслеживает все действия водителя и, в отличие от моноприводников, не фебует ювелирной работы рулем и газом. Словно по рельсам, она движется по раскатанной До-Зеркального блеска снежной фассе, огорчая лишь «задумчивой» работой маломощного мотора. Но с ростом скорости и водительской «наглости» проскальзывания становятся все настойчивее - значит, необходима «коррекция орбиты». Вот тут не все«выстреливает», словно скользкая арбузная косточка из-под пальца, в непредсказуемом направлении. И оказывается, давно пора крутить баранку в обратную сторону! Затем - другой, еще более неожиданный «бросок» - автомобиль кидает обратно, а то и вовсе разворачивает на 180 градусов. Выход один: ехать медленно. Постоянно следить за тем, что делается позади и угадывать, куда в очередной раз вильнет хвостом автомобиль. Вдобавок испытание парковкой в узком проезде между суфобами Задний Привод не выдержал: пришлось просить помощи и толкать. ВАЗ-2111. «Хватит фишки сбивать!» одфнул меня Сергей, когда третий конус улетел в сугроб. «Да я ниче» - это он, наглец! Передний Привод. Разница в характере езды проявилась фазу: я нажал на педаль - и машина рванулась, что удивительно - в том самом направлении, куда повернут руль. Мне понравилось! НА ВЗГЛЯД ЛЮБИТЕЛЯ ИЖ?212Ь. "Нет в~жшни гармони! Этого господина можно назвать пунвсе время за твоей спиной некто за ктуальным, даже педантичным. Делает мышляет что-то нехорошее. Плетутся то, что ему приказано, не забывается в заговоры,строятсяинфиги. Кто-то изфантазиях. «Езжай направо», - говорю вращает твои идеи и стремления, вы-' я, и он не переспрашивает, как Задний ставляет в невыгодном свете, загоняет Привод: «Куда-куда?» - просто едет, в неприятные, порой безвыходные сикуда я пожелаю. туации. Этот кто-то - мистер Задний . Задний Привод, прежде ЧРМ ну^рать Привод. __^ ^ ^ I" -J ход, задумчиво крутит колеса, а г"*г»?лКоварный тип слушается руля до понему_толыаг) "Р™ довод щцввярд - "»ры до времени, а потом вдруг машина Сфеливаетмгновенно. Он оживляетидеально. На входе в поворот ИЖ вроде бы «по-пфеднеприводному» скользит наружу, фебуя повернуть руль на больший угол, затем вдруг цепляется за нужную фаекторию - и тут же норовит «провалиться» в занос, а вы вновь лихорадочно крутите баранку, теперь уже в обратную сторону. На неоднородном покрытии (а много ли у нас ровных?) это может повториться не раз. Конечно, профессионалы быстро приспосабливаются, тем более что даже в скольжении поведение ИЖа неплохо прогнозируется. Но выиграв у самого себя пару секунд, уже потом осознаешь, что рулем поработал почти как на «классике», а ширина используемой для движения полосы увеличилась почти вдвое. В общем, интересно, азартно... если умеешь «этим» пользоваться. А теперь - слово менее опытному и искушенному водителю.