162
163
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕТРИ ТЫСЯЧИ ЛЬЕПЕРВОМУ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОМУ РАЛЛИ-РЕИДУ - 95 ЛЕТТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВВо всем виноваты журналисты. Это они, следуя профессиональному приему - если сенсации нет, ее надо придумать, - затеяли невиданное авантюрное путешествие. В начале прошлого века парижская газета «Ле Матэн» переживала не лучшие времена: тираж падал. Как вернуть избалованных читателей и привлечь новых? Требовалось что-то особенное, что называется из ряда вон. И вот 31 января 1907 года в газете появился набранный огромными буквами анонс: «Кто готов проехать летом от Парижа до Пекина на автомобиле?» Достойная пера Жюля Верна идея пересечь Китай, Монголию и Сибирь на авто на удивление быстро нашла отклик у искателей приключений. Первым отозвался маркиз де Дион: «Я, конечно, принимаю вызов, лишь бы нашелся соперник», - основатель уже известной в те годы компании не собирался бороздить пески Азии, но он прекрасно понимал, какой рекламный эффект может иметь пробег. Скоро появились и конкуренты. Шипионе Боргезе - отпрыск знаменитого итальянского рода, альпинист и наездник (говорили, что во всей Европе лучшего объездчика лошадей не сыскать) - заказал машину у известной туринской фирмы «Итала». Следом за Боргезе стартовые 2000 франков внес бывший жокей Шарль Годар. Он решил участвовать в марафоне на голландском «Спикере-12/16 HP». Еще двоих Опоста Пона и Октава Фуко, собиравшихся штурмовать неезженые тропы на шестисильном трехколесном «Контале», читатели «Ле Матэн» небезосновательно посчитали отпетыми романтиками.Лучше всех подготовился Боргезе его трехместная «Итала» с 45-сильным двигателем на хорошей дороге разгонялась до 90 км/ч. Фирма «Пирелли» снабдила путешественника специальными высокопрочными шинами. В экипаж входили Этторе Гицарди и Луиджи Барзини. Последний - корреспондент итальянской газеты «Корьерре дела сера» и британской «Дейли телеграф». Честь «Де Дион-Бутон» защищали два экипажа. Жорж Кормье ехал с журналистом Эдгаром Лонюни, который писал для итальянской «Иль Секоло» и английской «Трибьюн». Водителем второго автомобиля стал Виктор Колиньон, а механиком - Жан Бизак. В их распоряжение фирма предоставила машины с двухцилиндровыми моторами мощностью 10 л. с. Естественно, среди участников пробега был и журналист из «Ле Матэн» Жан дю Таи - он вошел в экипаж Годара на 15-сильном «Спикере». Среди стартовавших не оказалось профессионалов. Впрочем, в тегодыдаже профессию шофера относили к экзотической, а специалистов по раллирейдам не было ив помине. Намеченное направление пробега пришлось изменить на прямо противоположное. Стартуя в Париже, путешественники рисковали приехать в Китай в сезон дождей, когда не то что ездить ходить по проселкам Поднебесной.«Де Дион-Бутоны 10 HP» на въезде в Иркутск.сложно. Устроители решили перенести старт в Пекин. Кстати, поначалу правительство Китая отнеслось к затее более чем прохладно. Помогло лишь вмешательство глав европейских, в том числе российской, дипломатических миссий. Машины и экипажи морем добрались в Шанхай, а оттуда 25 мая своим ходом прибыли в Пекин. Две недели ушло на подготовку к пробегу и знакомство с диковинной страной. В роли экскурсовода выступал Боргезе - он уже бывал в Китае. 10 июня при огромном скоплении любопытных, провожаемые кавалеристами французского колониального полка, смельчаки отправились в путь протяженностью около 16 тысяч километров (или «по-жюльверновски» 3 тысячи лье). Начавшиеся вопреки «расписанию» дожди сделали китайские направления практически непроезжими. Выручали лошадиные и человеческие силы. Китайцы и монголы, с чувством превосходства над чужаками, вытаскивали смешные тарахтящие и дымящие повозки из жидкой грязи. Глину сменил песок пустыни Гоби, где колеса вязли по самые ступицы. Измученные жарой, выталкивая машины из песчаных ловушек и доливая воду в радиаторы у каждого колодца, путешественники все же не сдавались. Лишь экипаж слабенького «Конталя» прекратил борьбу. Вперед на крепкой мощной «Итале» с помощью трех человеческих сил вышел экипаж Боргезе. Получив в приграничной Кяхте разрешение на проезд, итальянцы, ориентируясь в основном по телеграфным проводам, въехали в огромную Российскую Империю. Русские крестьяне встречали невиданный экипаж с изумлением, а иногда с опаской. Один сельский священник «при- Санкт-Петербург Томск Москва Омск Озеро БайкалПариж 10 августаветствовал» итальянцев иконой и возгласом: «Изыди, сатана!». У Байкала под тяжелой «Италой» рухнул шаткий мост. К счастью, ни автомобиль, ни путешественники серьезно не пострадали. Чтобы поднять машину, ее пришлось частично разобрать. Но эта работа экипажу была привычна: «Италу» таким образом вызволяли из грязевого и песчаного плена. Дальше, получив специальное разрешение властей, итальянцы поехали по Транссибирской железнодорожной магистрали. Трястись по шпалам со скоростью 10-15 км/ч, пропуская нечастые поезда, было все-таки надежнее. Первым крупным российским городом на трассе пробега стал Иркутск. Автомобилистов торжественно встречали члены общества... велосипедистов. Автолюбителей в Иркутске еще не было. Отужинав, переночевав с комфортом и посетивгордостьместных велосипедистов - «циклодром», Боргезе и его спутники отправились в путь. Остальные экипажи прибыли в Иркутск лишь двумя сутками позже. Дороги стали немного лучше, и передНа этом сибирском мосту пробег для «Италы» едва не закончился. «Итала» на шпалах Транссибирской железной дороги.16-тысячекилометровый маршрут ралли-рейда 1907 г.Пустыня Гоби Пекин 25 мая-10 июняIханные в те времена 8000. Однако вскоре итальянскому экипажу стало досаждать колесо, поврежденное еще у злополучного моста. Рассыхающиеся деревянные спицы норовили выпасть из обода. На ночь колесо носили распаривать. .. в бани, но такого ремонта хватало на несколько часов. Где-то перед Казанью колесо по существу развалилось. Выручил деревенский мастер, за день сделавший точную копию итальянской детали. Передавая ее, умелец, чье имя история, увы, не сохранила, совсем погоголевски заверил, что «до Москвы колесо доедет». Оно докатилось до финиша, а потом и до Турина, где поныне хранится вместе со знаменитой «Италой» в музее. Перед Москвой, куда путешественни-«Итала» ехала с ветерком. Уже 10 августа Боргезе, Гицарди и Барзини въехали в Париж. Итальянцы удивили даже самых заядлых оптимистов. Ведь руководство «Ле Матэн» рассчитывало, что пробег продлится с полгода. На улицах «столицы мира» победителей встречали болельщики, их эскортировали конные национальные гвардейцы, а расторопный представитель «Италы» во Франции пристроил в хвост «боевому» автомобилю три серийных аналога. Счастливые путешественники финишировали у здания редакции газеты, чье название знали теперь во всем мире. Остальные машины прибыли в Париж почти через три недели... Ни инициаторы, ни участники пробега Пекин-Париж, конечно, не предполагали, что их путешесгвие станет лишь первым в ряду многочисленных тысячекилометровых автомобильных марафонов - ралли-рейдов. По сей день покорители бездорожья - теперь это натренированные профессионалы на специально подготовленных мощных машинах - заражены парижским вирусом, которому ныне 95 лет! 1»1аОмском «Итала» обгоняла соперников уже на две недели. Слабенькие «де дионы» отставали, а у «Спикера» сначала отказало магнето (его отремонтировали в Томском университете), затем вышла из строя задняя ось. Эту деталь пришлось везти из Голландии. Боргезе же в основном менял шины: их хватало примерно на 4000 км, а пара прошла неслы-ки прибыли 27 июля, и Петербургом Боргезе встречали толпы восхищенных болельщиков. А немногочисленные, зато одержимые самобеглыми колясками автомобилисты провожали итальянский экипаж на своих машинах. По гладким европейским дорогамВопреки всем прогнозам победители финишировали в Париже уже 10 августа.