186
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ВДОХ - ВЫДОХ/ДИАГН0СТИКАОЦЕНИВАЕМ СОСТОЯНИЕ ЦИЛИНДРОВ И КОЛЕЦ «ВОЗДУШНЫМ» МЕТОДОМ«запомнит» остаточный вакуум Р2, прямо пропорциональный потерянной при прорыве через кольца компрессии. Если поршневые кольца не изношены, Р2 весьма незначителен, но при сработавшихся, поломанных или «закоксованных» кольцах он существенно возрастает. Легко проверить и газораспределительный механизм. Если клапан неплотно сидит в седле, точно определить причину разности Р1 и Р2 затруднительно. Но если на нем трещина, скол или прогар, Р1 резко уменьшается и лишнее масло или несгоревшее топливо уже не в состоянии закрыть щель. Таким образом, вакуумметр дает полную информацию о состоянии ЦПГ, и, что немаловажно, за скромные деньги. Прибор под названием «Анализатор герметичности цилиндров» АГЦ-2 выпускает компания VICCO. Он годится для работы с бензиновыми двигателями и дизелями. Есть и более дешевая бензиновая вер сия - анализатор пневмоплотности цилиндров (АПЦ). 1»1ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИНН1/2802L86е всякий двигатель, без меры поедающий масло, «созрел» для капремонта. Бывает достаточно заменить маслосъемные колпачки или попробовать «размочить» кольца специальными присадками. Определить, какой требуется ремонт, можно с помощью диагностики. Известны различные способы проверки износа пилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Самый популярный - компрессометром. Этот нехитрый прибор прописался в частных гаражах ив автосервисах. СТО обычно пользуются дорогими импортными, а частники - дешевыми отечественными. Недостатки компрессометра известны. У прибора большая погрешность (до 10%), и, кроме того, его нетрудно обмануть: масло, которое остается на стенках цилиндра при изношенном скребке маслосьемного кольца, уплотняет компрессионные кольца. В таких случаях показания прибора могут быть несколько завышены. Состояние ЦПГ оценивают и другими способами. Скажем, английская фирма SP (Sykes Pickavant) предлагает устройство, подающее воздух в цилиндр через свечное отверстие в момент, когда поршень находится в ВМТ (ЗР, 2000, № 6). Степень износа деталей определяют манометром, по скорости падения давления. Прибор хорош, но дорог. Любопытен еще один (малоизвестный) способ, который можно назвать вакуумным, а соответствующий прибор - вакуумметром (см. рис.). Прокручивая двигатель стартером, измеряют разрежение в надпоршневом пространстве на такте расширения через клапан 1 (на предыдущем такте сжатия цилиндр продут через редукционный клапан 3 малого давления). Полученная величина полного вакуума (Р1) довольно точно характеризует состояние гильзы цилиндра (овальность и конусность) и плотность сопряжения клапан-седло. А вот о состоянии поршневых колец в этом случае ничего сказать нельзя: при нормальной гильзе и «плотных» клапанах вакуум всегда обеспечен масляным клином. Но если изолировать надпоршневое пространство, перекрыв клапан 3 (используется второй прибор из комплекта АГЦ), давление на такте сжатия повысится до максимума и часть сжатого воздуха неминуемо прорвется через поршневые кольца в картер. ПриборШвСвШЦ1 Т 7" "ж/з —2 1Г*рЦАнализатор (АГЦ)А 1 умный клапан; 2 - корпус вакуумного клапана; 1 3 - редукционный клапан; 4 - корпус. ™РАЗРЕЖЕНИЕ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ИСПРАВНОГО ДВИГАТЕЛЯСтепеньУ дизеля АИ-9?НЗИННоминальное значение, ох/си2 PI Р2 0,89-0,94 0,14-0,17 °- °-°°8(н) 8 84Предельное значение. 2 «гс/снPI0,78 0,75 0,72Р20,25 0,32 0,360,17-0,20 0.18-0,20АИ-8С?НЗИН-82