234
235
СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИСЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬИЗМЕРЯЕМ ПРАВИЛЬНОТЕКСТ / АНАТОЛИИ СУХОВБез измерительного инструмента не обходится ни одна мастерская. Конечно, иному механику глаз и рука успешно заменяют штангенциркуль и динамометрический ключ, но чем ответственней мастер, тем меньше он доверяет своим органам чувств - ведь они могут подвести. Попробуйте, например, определить диаметр копеечной монеты на глазок - многие ошибутся в полтора, а то ив два раза. Но точный прибор - еще не гарантия точности измерений: надо уметь им правильно пользоваться. Рассмотрим самые распространенные и относительно доступные. ЛИНЕЙКА И УГОЛЬНИК В авторемонте стальную линейку обычно используют не для определения размеров, а в соответствии с названием - как эталон прямой линии. Неплоскостность поверхности легко заметить, приложив к ней ребро линейки и разглядывая щель на просвет (фото 1). Для этого линейка должна быть достаточно жесткой (для точных измерений используют специальную, двутаврового сечения), а прикладывать ее нужно ровно, без изгибов (на фото 2 показан неправильный вариант). Исключение - кузовной ремонт, где порой надо ровно «вывести» криволинейную поверхность (ЗР, 2002, № 2 - «Красильня»). Проверяют плоскость в разных направлениях: вдоль, поперек и по диагоналям.рекоса и не сжимать губки слишком сильно (зажатая деталь должна перемещаться от Так определяют деформацию головки цируки, но не выпадать из губок). Сложнее с резиновыми изделиями линдров, фланцев агрегатов (головная боль владельцев «жигулей» и «самар» - прива- шлангами, уплотнительными кольцами, лочные плоскости карбюратора и бензонасосальниками. В этом случае лучше сделать са). Угольником можно оценить, перпендисерию измерений и выбрать наиболее достокулярны ли валы и шпильки корпусам соотверные (часто повторяющиеся). При замере ветствующих агрегатов, а по перемещению выступа или глубины отверстия ножка глуконца вала относительно стороны угольника биномера должна быть строго параллельна ему; для этого ее прикладывают к стенке - и радиальный люфт вала. (фото 5) или упирают в поверхность торец штангенциркуля (фото 6). Чтобы зафиксиШТАНГЕНЦИРКУЛЬ, МИКРОМЕТР, ровать показания, затягивают прижимной ЧАСОВОЙ ИНДИКАТОР «Штангель» незаменим, когда нужно узвинт на рамке (фото 3). Штангенциркуль с нать диаметр вала, отверстия, его глубину, зафиксированной рамкой можно использотолщину стенки трубы. Правда, глубиномевать как калибр при подгонке деталей: «прором оснащены не все инструменты, а отверходит-не проходит». стия малого диаметра можно измерить, Штангенциркуль - самый ходовой изметолько если концы губок острые и заходят рительный инструмент. Он поможет опредедруг за друга (фото 3). Если же они смыкалить диаметр и шаг резьбы (ЗР, 2002, № 1, ются так же, как и основные (фото 4), диа«На ниточке»), размеры подручных калибров метр отверстия должен быть больше величи(щупов, сверл и т. п.), износ тормозных дисны, выбитой вблизи губок (обычно 10 мм, на ков и колодок, нижних шаровых опор «Жифото - в кружке); ее же следует прибавлять гулей». При замере толщины тормозного к показаниям шкалы. Но «узкая специализадиска учтите, что его край, как правило, обция», как правило, компенсируется более разует заметную ступеньку, поэтому губки высокой точностью: цена деления шкалы таштангенциркуля нужно продвинуть дальше ких штангенциркулей (фото 4) - 0,05 или да(фото 7). же 0,02 мм против 0,1 мм «универсальных» Микрометром общего назначения (фото 8) (фото 3). Для большинства измерений польотверстия и детали сложной формы не иззуются плоской поверхностью губок и лишь мерить, зато толщину пластинки и диаметр для искривленных деталей (например, стенвала можно определить с точностью 0,01 мм. ка трубы) - их заостренными концами. ГлавУсилие измерения задано трещоточным меное - прикладывать штангенциркуль без пе- ханизмом - можно не опасаться «перекрутить» микрометрический винт. Перед измерением проверьте показания прибора на нижнем пределе измерений: для микрометров с рабочим диапазоном от 0 до 25 мм до-1 - шкала; 2 - стопорный винт рамки; 3 - ножка глубиномера; 4 - губки для измерения внутреннего диаметра; 5 - основные губки; 6 - губки для измерения толщины труб и сложных профилей.DЛ1Ш7\•а• -> шВ^НВН1ее*еша *——^т%аяЛ002/^ш\^шя»штяшi статочно сдвинуть вплотную торцы пятки и микрометрического винта; для микрометров с другими рабочими диапазонами предназначены установочные цилиндрические меры (фото 8). Для установки микрометра на ноль, придерживая барабан, специальным ключом ослабляем стопорный винт. Затем, поворачивая освобожденный корпус барабана, совмещаем нулевое деление на нем с горизонтальной линией на стебле микрометра и, придерживая барабан за накатку, снова закрепляем его винтом. При затягивании винта нулевая установка может нарушиться, поэтому снова проверьте ее и при необходимости подкорректируйте. Часовой индикатор (фото 9) позволяет измерять перемещения деталей с точностью 0,01 мм. Однако для этого он должен быть жестко закреплен на неподвижном кронштейне - без оснастки прибор совершенно бесполезен. Удобен кронштейн с магнитным основанием: его можно закрепить почти в любом месте автомобиля. Часовыми индикаторами измеряют зазоры в клапанном механизме, биение тормозных дисков, валов, зазоры в зацеплении шестерен. Применяют их ив других приборах: нутромере (для измерения внутреннего диаметра цилиндров), штангенциркуле. Индикатор не терпит грубого обращения и плохого ухода: от удара могут смяться или выкрошиться зубья шестерни, а попавшая в зазор между ножкой и корпусом грязь или загустевшая смазка приведут к заеданию ножки и неверным показаниям. По той же причине нельзя сильно зажимать ножку в направляющей - если детали деформируются, индикатор придется выбросить.ЩУПЫ И КАЛИБРЫ 0,02-0,1; 0,1 - 0,5 и 0,55 -1,0 мм. Если щупа Плоскими щупами (фото 10) измеряют занужного размера нет, сложите несколько бозор между клапаном и толкателем (или рычалее тонких, тщательно протерев их поверхногом клапана), контактами прерывателя, шессти. Самый тонкий щуп, чтобы он не смялся, тернями - словом, более или менее «плолучше располагать в середине. ские» зазоры. Для криволинейных поверхностей (зазор между заслонкой и камерой карИЗМЕРЯЕМ СИЛЫ бюратора, электродами свечи и т. п.) испольДинамометрический ключ есть в каждом зуют круглые щупы. Калибрами проверяют уважающем себя (и клиента) сервисе. Но дейзазоры между деталями сложной формы. ствительно точные и надежные ключи стоят Плоские щупы позволяют измерить зазор дорого - при разовых работах они не окупятся. очень точно -до сотых долей миллиметра, но Хорошая альтернатива - обычный откалибролишь при определенном навыке и соответстванный безмен: подбирая длину рычага, удаетвии зазора и ширины щупа (там, где детали ся всегда работать в оптимальном диапазоне (а могут перекашиваться). Например, зазор в погрешности измерений в начале ив конце клапанном механизме «Жигулей», измереншкалы могут отличаться в разы). Откалиброный узким щупом, может оказаться больше вать безмен несложно с помощью грузов (наистинного (см. рис.). Если зазор соответствует пример, пластиковых бутылок с водой), взветолщине щупа, последний перемещается в нем шенных на точных весах. Практически достас легким защемлением - под действием силы точно шага калибровки в2 кгс. 0,5-1 кгс. Если детали пружинят (например, Измерив длину воротка (ключа), рассчитыконтакты прерывателя), щуп должен входить с ваем нужное усилие на безмене: например, в минимальным усилием. Для таких случаев инструкции указан момент затяжки 2 кгс-м; можно использовать два щупа: «проходной», если закрепить безмен на расстоянии 25 см от соответствующий нижней границе допуска - он центра ключа, то усилие на нем составит должен входить в зазор свободно, и «непро2:0,25=8 кгс. Длину воротка выбирайте так, ходной» -для верхней границы Такими же пачтобы безмен работал ближе к верхнему прерами удобно пользоваться и при работе любыделу шкалы. При затягивании крепежа следими калибрами (в частности, проверять зазор те, чтобы усилие было направлено строго между электродами свечей парой круглых щуперпендикулярно воротку (фото 11). Однако пов, как в «жигулевском» наборе). компоновка автомобиля часто мешает этому; Со щупами нужно обращаться аккуратно: в таких случаях у динамометрического ключа беречь от воды и грязи, хранить в промасленнеоспоримое преимущество. ной бумаге, не совать в зазор «насильно». Отдельная тема - измерения в электротехШкурить ржавый щуп или пытаться выпранике. Об этом - в следующем номере. 1»| вить смятый - все равно, что выстругивать из палки линейку; лучше купить новый. На практике достаточно трех наборов щупов:1 - скоба; 2 - пятка; 3 - стебель; 4 - микрометрический винт; 5 - шкала; 6 - барабан; 7 - стопорный винт с ключом; 8 - установочная мера