54
55
56
57
58
59
и-мерно урчит мощный, сытый мотор. Води тель уверенно держит курс, изредка без уси лия перещелкивая передачи. А сзади, в теп лом салоне уютно расположились пассажиры, некоторые дремлют, другие читают...ТЕКСТ / СЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИНишшг. n ibUQjtflr I'm/ТЕСТУвы, до такой автобусной ИДИЛЛИИ большинству российских водителей и пассажиров далеко. Автохозяйствам надо сводить концы с концами, а мы рады, когда из пункта Ав пункт Б можно доехать хоть на чем-нибудь. Чаще всего - на машинах малого класса, длиной 6-7,5 м. Недорогие, маневренные автобусы ездят по небольшим городам, в мегаполисах служат маршрутками, работают на районных линиях. Их покупают предприятия, санатории, пансионаты. Итак, на нашем маршруте - две популярные российские модели ПАЗ-3205407 и «Бычок» ЗИЛ-325010, а также новичок - космополит со сложной биографией.В ТЕСНОТЕ, ДА HE В ОБИДЕ В первой жизни «УзОгойол», созданный на шасси грузовика, звался ИВЕКО. Новое имя и иной кузов машина получила в Турции. Российским покупателям предлагают продукт узбекской сборки. Ладный, аккуратный автобус при первом знакомстве производит очень приятное впечатление. Однако «Отойол» - машина контрастов. Несколько «ложек дегтя» нельзя оправдать даже относительно невысокой ценой. Дверная ручка напоминает ту, что знакома по входу в санузел: в начале XXI века такая выглядит просто нелепо. Подняться на водительское место по небольшой ступеньке несложно. А вот спускаться по ней ни один из нас за несколько дней так и не научился. Приходится, вопреки заводской инструкции, прыгать. Прекрасный обзор, отличные зеркала, широчайший диапазон регулировок сиденья. Но кресло водителя узкое, а спинка низка. Позвоночник устает даже за недолгую поездку от Москвы доПедали удобные ив меру легкие. Переключать передачи не труднее, чем на легковом автомобиле. Но, включая вторую, поначалу больно ударяешься пальцами о подрулевой переключатель. Клавиши справа от водителя расположены логично и под рукой. Жаль только, что кнопки не подсвечиваются. А кто и зачем спрятал миниатюрный флажок (самое подходящее название для него - фитюлька), включающий головной свет, под самый руль - загадка. Компактный «УзОгойол» явно рассчитан на субтильных пассажиров. Входы шириной по полу всего 410 мм для междугородной машины пригодны (на тесте побывал автобус М 23.9 именно такой комплектации), но для городской... Сразу представляешь русскую красавицу в валенках, тулупе ис парой круглых авосек. Кстати, проход в салоне тоже минималист-^ ский (390 мм), да и сиденья, на тучных не считаны.Iп-ага^ —,|Ае_ На правахренлэ.Зато приятно удивят пассажиров индивидуальная подсветка и вентиляция, ящички для мусора (что это - пепельницы, в эпоху борьбы с курением как-то не верится), достойные дорогих и солидных лайнеров. На сиденьях, пассажиры которых не защищены спереди другими креслами, установлены ремни безопасности. Мотор не очень мощный, но с ровным надежным характером, прекрасно сочетается с коробкой передач. «Огойол» хорошо стоит на дороге и слушается руля. У машины очень небольшой радиус поворота. Привыкать к узбекскому автобусу не нужно, даже пересев за руль из легкового автомобиля. Исключение «задумчивые» гидропневматические тормоза. Дозировать усилие приходится, не дожимая, а отпуская педаль. Трудно представить узенький «Огойол» на интенсивных городских маршрутах. Этому автобусу скорее подойдут определения - служебный, гостевой, междугородный. Хотя для дальних перевозок модель М 23.9 все-таки маловата. А для районных маршрутов в самый раз. Правда, съезжать с гладкого шоссе на «Огойоле» не хочется: уж больно низко висит беззащитный радиатор. Автобус придется по душе неизбалованным российским шоферам. Ведь, применяя легковую терминологию, «УзОгойол» - машина для водителя. ГЛАЗАМИ ИСПЫТАТЕЛЯ Александр Сотников, АМО «ЗИЛ» «Отойол». Отличный диапазон регулировок сиденья. Плохо, что рычаг .'.аи.пм!' tWi коробки упирается в переключатель, да и вибрации высоковаты. В целом за рабочее место - твердая «четверка». Столько же ставлю за вход в машину, а за выход - «двойку»! Двигатель тянет без провалов, автобус прекрасно дер жит дорогу. Здорово, что такой маленький радиус поворота. А пассажирские двери чересчур узкие. ПАЗ. Выход и вход получше, чем в «Огойоле», обзорность - отличная. Не хватает регулировок сиденья. К отоплению рабочего места претензий нет. Педаль газа слишком близка к тормозной, пару раз задевал обе. Очень тяжело переключать передачи. Панель с кнопками перегружена, хотелось бы нормальных, современных подрулевых переключателей. Двигатель тянет очень хорошо, однако без тахометра тяжело выбрать оптимальный режим. Тормоза чуть «поза думчивее», чем в «Огойоле». В целом, автобус намного хуже узбекского. «Огойол» более легковой, ПАЗ - грузовик. Чтобы работать на таком, мне нужен был бы день на привыкание.ТВОИ ШТУРМАНВ МОРЕ АВТОКОСМЕТИКИ ТЕХНИКАПассажирам, конечно, тоже понравится... если не сажать их слишком много и часто. ДЕШЕВО И СЕРДИТО В книгах по истории техники пишут: конструкция восходит к... Это - про ПАЗ-32054-07. Рабочее место - напоминание о временах, коща слово «эргономика» было столь же непонятным, как «кибернетика». Сиденье имеет лишь продольную регулировку, педали тормоза и газа слишком сближены, к тому же их плоскости смещены. Рычаг переключения передач по-прежнему связан с коробкой замысловатой «кулисой». Научиться быстро включать нужную передачу - искусство, для освоения которого требуется время и терпение. Все выключатели, кроме архаичного рычажка указателей поворота, - клавишные, без подсветки. Попробуйте с ходу научиться играть на этом «аккордеоне»: запомнить расположение кнопок и найти нужную в темноте. И все-таки ПАЗ из трех наших машин - «самый автобусный». Просторные двери и проход, удобные, грамотно размещенные поручни, широкие сиденья. Поменять их (нам досталась машина в простейшем, городском исполнении) - и пассажиры даже на неблизких пригородных маршрутах почувствуют себя комфортно. У ПАЗа самый мощный двигатель и (если вовремя «попадать в передачи»), по субъективным оценкам, самый интенсивный разгон. Шумноват, конечно, однако на тесте была далеко не новая машина. Этим же объяснимо то, что ПАЗ - холоднее других. Уплотнители дверей, особенно задней, уже изношены. Пневматическиетормоза,доставшиеся ПАЗу вместе с широкими зиловскими мостами, эффективны, но требуют привыкания - алгоритм работы похож на «отойоловский».Чтобы уверенно ездить на ПАЗе, нужно осваиваться пару дней - эргономика рабочего места явно не вписывается в современные стандарты. Но большинство автохозяйств, да и частников выбирают «пазик». Его недостатки оборачиваются главными для небогатых перевозчиков и пассажиров достоинствами: дешев, прост в обслуживании и ремонте, вместителен, а значит выгоден. Дитя унификации. ЗИЛ-325010 «Бычок» - в определенной мере «собрание сочинений» некогда процветавшего завода-гиганта. Многое - хорошее и плохое - автомобиль унаследовал от других зиловских моделей. Подвеска грузовика для автобуса - чересчур жесткая. Окна, врезанные в кузов, спроектированный вначале как фургон, низковаты. Зато кабина по удобству входа и выхода, по сравнению с ПАЗом и «Огойолом», - вне конкурен- На правахрекламыБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОНОМИЧНОСТЬции. В «Бычке» отличный диапазон регулировок водительского сиденья, неплохая эргономика рабочего места. Два подрулевых переключателя и правильно расположенные (подсвечивающиеся!) кнопки не требуют привыкания. Выделить бы еще поярче клавишу ручника. Здорово, что рулевая колонка регулируется не только по углу наклона, но и по длине. Но откуда в автобусе маленькое легковое зеркало? А наружную кнопку аварийного открывания дверей стоит все-таки прикрыть, не провоцируя хулиганов. Двигатель и коробка передач сочетаются далеко не идеально. Мал рабочий диапазон - приходится шуровать рычагом чаще, чем хотелось бы. Это гораздо легче, чем на ПАЗе, однако тяжелее, чем на «УзОгойоле». Эффективные дисковые тормоза ЗИЛа - наследство легковых «членоГЛАЗАМИ ИСПЫТАТЕЛЯТОРГОВО-СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫМосква:(095) 777-777-8Нижегородская ул., д. 16 Привольная ул., д. 7 Ленинградское ш., Д. 56 Балаклавский пр-т, д. 2 Пр-т Мира, д. 163 Дмитровское ш., д. 64 Свободный пр-т, д. 1Б Пр-т Андропова, д. 48 Волгоградский пр-т, д. 62 Минская ул., д. 5 Удальцоваул., д.1 Сущевский вал ул., д. 55 Велозаводская ул., д. 5 Пр-т Маршала Жукова, д. 27 Щелковское ш., д. 79 Алтуфьевское ш., д.22 Ясеневая ул., д.30 Тарусскаяул., д.За Луговой проезд, д. 12 Дубининская ул., д.76 912-08-93 705-79-46 156-17-95 110-96-11 187-46-50 488-23-00 307-54-15 112-85-82 179-49-19 146-12-21 432-05-24 289-70-55 277-10-89 191-35-54 468-31-05 401-67-88 398-50-02 426-03-52 349-59-13 235-19-28Георгий Медведев, ПАЗ «Отойол». Залезать в машину - удобно, а выходить - только прыжком. Сиденье с отличными регулировками, можно расположиться с комфортом. Клавиши почему-то, как иу нас, не подсвечиваются. Двигатель и коробка - отличные. Шум от мотора на уши не давит. Автобус хорошо слушается руля, а вот тормоза, по-моему, слабоваты. ^^^ ЗИЛ. Посадка нормальная, регулировок | Ц, сиденья хватает. Ценно, что рулевую колонку можно смещать, только почему-то левый барашек надо отворачивать по часовой стрелке. Хорошо, что на руле есть переключатели, меньше клавиш. А внутреннее зеркало очень неудобное - маленькое. Здорово, что в ЗИЛе есть тахометр! Четкость включения передач на твердую «четверку» - не то, что у нас. Рулевое очень тяжелое, в городе с таким намаешься. Правда, дорогу, даже скользкую, машина держит неплохо.Санкт-Петербург: (812)327-54-52Пр-т Шаумяна, д. 4 Ленинский пр-т, д. 147 Выборгская наб., д. 61 528-17-12 327-54-52 245-45-04WWW.MVO.RUШИНЫ - Д ИСКИ • СЕРВИС ТЕХНИКАвозов». Понравилась работа АБС. Однако в целом тормоза аналогичны пазовским и «отойоловским» - дозировать усилие с непривычки нелегко. Руль «Бычка» слишком тяжел и, особенно на малых углах поворота, неинформативен. Пассажирам наверняка понравятся широкая (900 мм, на ПАЗе - 800 мм) дверь и прекрасный отопитель. Для междугородного сообщения коТАБЛИЦА! ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБУСОВ•УзОгойол-ПАЗ-32054 М23Д> ОБЩИЕ ДАННЫЕ ЧИСЛО мест для сидения/общее Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Размеры, мм: длина ширина высота База, мм Максимальная скорость, км/ч Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км Радиус поворота, м ДВИГАТЕЛЬ -07 ЗИЛ325010 1 |роткобазный «Бычок» (есть еще модификация ЗИЛ-325200 длиной 7737 мм) маловместителен, а значит, невыгоден. Чтобы стать служебной - гостевой машиной, «Бычку» не хватает лоска. Конечно, нетрудно поставить более дорогие сиденья, но мелочи вроде «теплых», покрытых пластиком поручней и аккуратно подогнанной обшивки стен и потолка даются нашим заводам нелегко. НА КОНЕЧНОЙ Увы, сегодня в России цена, как правило, перевешивает иные критерии выбора автобусов. С учетом разной комплектации маТемпература наружного воздуха +2°С, скорость - 70 км/чшин самый выгодный все-таки ПАЗ. Разделив стоимость модели 32054-07 на полную вместимость (разумеется, не учитывая, что на иных маршрутах «пазики» возят 60-70 человек), получим 13 460 рублей на одного пассажира. Для «УзОгойола» - 35 227 рублей, для ЗИЛа -20 434 рубля. Конечно, каждому автобусу найдется работа, но до идеала, о котором мы говорили, начиная тест, все три машины не дотягивают. Суммируя впечатления, один из авторов заметил: «Я хотел бы ездить водителем в «Огойоле», пассажиром в час пик - в ПАЗе, входить и выходить, а также греться в «Бычке»... 1»|224580 6700 6280 2220 2750 330020/38 5345 8120 7000 2520 2960 360014/23 4560 6130 6670 2210 2900 3650ТАБЛИЦА 2. ТЕМПЕРАТУРА И СКОРОСТЬ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ-УзОтойол-М гЭЛ» Водитель- Середина мое песта салона Минимальные обороты вентиляторов Максимальные обороты вентиляторов Задняя часть ПАЗ-32054-07 Водитель- Середина мое место салоне Задняя часть салона 11,8/0,12 ЗИЛ-325010 Водитель- Середина мое место салона Задняя часть салона 22,6/0,1513/0,112,2/0,12 12,2/0,1213,7/0.1512/0,225/0,1623/0,1590959519/0,119/0,1518,7/0,1517/0.21670,211,8/0,224/1,025/0,2625/0,1520" 6,315 7,612 8ТАБЛИЦА 3. СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЗАГАЗОВАННОСТИ САЛОНОВРабота на холостом ходу, движениеТипМодель Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Коробка передач ТОРМОЗА спереди сзади ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА. РУБрядный, четырехцилиндровый. дизельный ИВЕКО8040.05«УэОтойол-М 23.9. Передняя площадка СО, мг/м3 N0,, мг/м3 С2Н3СНО, мг/м3 0,55 0,06 <0,01 Задняя площадка 0,45 0,05 <0,01ПАЗ-32054-07 Передняя площадка 2,78 0,1 0,01 Задняя площадка 1,75 0,1 0,015ЗИЛ-325010 Передняя площадка 0,9 0,15 0,01 Задняя площадка 0.7 0,11 0,01ммзД245.7 4,75ММЗД245.12С 4,75Предельно допустимые концентрации 20.0 5,00 0,23,966/88 3000 252 140086,2/117,2 80/108,8 2400 2400 424 1300 350 1300-1700механическая, пятиступенчатаяТ АБЛИЦА 4. УРОВЕНЬ ННУ1РЬННЫ) ШУМА. дБЗИЛ-325010 Разгон 40-80 км/ч 78,6 78,8 80 км/ч 75,8 77,8 80 км/ч 81,0 83,0«УзОтойол-М 219.барабанные барабанные дисковые барабанные барабанные барабанс АБС иые с АБСПАЗ-32054-07 Разгон 40-80 км/ч 82,0 82,3Разгон 40-80 км/ч Водительское место Середина салона'Без «печки*.80 км/ч 76,7 74,371,5 70,5775 000 'Городской цикл511 500470 000Примечание. Норма - не более 82 дБ. 1