60
61
62
.***/ДАЛЬНОБОЙЧТО НАМ СТОИТ МАН ПОСТРОИТЬМАЗ-МАН ВОБРАЛ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА ОБЕИХ МАРОКТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУзовика. Это удалось. Причем делают ную температуру поддерживает водоне просто МАЗ с немецкими мотором масляный теплообменник. ашины Минского автозавода ви кабиной: это оригинальная разработСистема охлаждения - с огромным бывшем СССР уважали: надежка собственного КБ. алюминиевым радиатором площадью ный крепыш с просторной кабиоколо одного квадратного метра. «Проной и тяговитым дизелем. А «СуперИСТОЧНИК силы ветривает» десятилотгастный вентиляМАЗам» - магистральным тягачам тяДвигатель МАН D2866LF31 родом из тор с вязкостной муфтой. Для средней желой серии альтернативы и вовсе не Германии. Ресурс этой традиционной полосы России, пожалуй, перебор. Но было. С приходом рынка появился выдля марки рядной дизельной «шестермагистральный тягач - профессиональбор: машины самых известных марок - ки» - миллион километров. Но это не ный бродяга: то побывает в тропиках, то «Мерседес», «Скания», «Вольво» и т. д. предел. Чугунный блок со сменными за Полярным кругом. А значит, должен Но высочайшее качество требует со«мокрыми» гильзами отличается хоробыть с избытком защищен, и не только лидных расходов на покупку и эксплушей ремонтопригодностью. от жары, но и от холода. атацию. Раздельные алюминиевые головки С этой целью в 500-литровый мазовПоиски золотой середины привели к четырехклапанные, турбонаддув - с ский бак установлен импортный электсозданию в декабре 1997 года совместпромежуточным охлаждением нагнероподогреваемый топливоприемник в ного белорусско-германского предтаемого воздуха. В итоге с 12 литров теплоизолированном кожухе. Если соприятия МАЗ-МАН. Идея проста - марабочего объема сняли 410 сил. лярка замерзнет, лазить с факелом, расксимально используя местную произЗа чистоту масла отвечают два тапливая парафин, не придется. Другое водственную базу, наладить выпуск нефильтра - полнопоточный со сменным уязвимое место - фильтр грубой очистки дорогого, но почти европейского гру- элементом и центрифуга, а оптимальтоплива - тоже снабжен «кипятильни-М боты тягача столь разнообразны, что без многоступенчатой коробки передач не приспособиться. Впору пришелся агрегат фирмы ZF («Цанрадфабрик»). Четыре ступени с делителем и демультипликатором (2x4x2=16) - то, что надо. Управление механическое, с пневмоусилителем. Конструкция не самая современная, зато простая и надежная. Сразу за фланцем вторичного вала КП «зона импорта» заканчивается, Карданный вал и задний мост свои, почти мазовские. «Почти» - потому, что без модернизации здесь не обошлось. В редукторе установили более «скоростную» пару. При неизменных планетарных редукторах общее передаточное число ведущего моста уменьшилось до 3,68. Выросла «максималка», а двигатель работает в более экономичном диапазоне. Карданный вал специально для МАЗ-МАНа делают в Гродно. Крестовины на нем крупнее, но сбалансирован он лучше мазовского. Секрет в том, что подшипники зафиксированы в вилках не крышками, а стопорными кольцами. Еше одно новшество - шлицы на торпах соединительных фланцев. При сборке ответные части деталей плотно входят друг в друга, снимая ПРИВОЗНОЕ И МЕСТНОЕ часть рабочей нагрузки с крепежных Спепление, от греха подальше, по- болтов. Их здесь четыре вместо десяти, ставили немецкое, известной фирмы Правда, чуть более толстых. F&S («Фихтель унд Сакс»). Режимы раРама у автомобиля своя, оригиналь-ком». Помогает делу и кран для слива отстоя. Обычный дизель на холостом ходу практически не нагревается. В северном варианте его искусственно нагрузили, перекрыв выпускную трубу заслонкой с отверстием диаметром 20 мм. В таком режиме осмоление двигателю не грозит, а «печка» подает в кабину достаточно тепла даже при длительных стоянках. Конечно, независимый отопитель лучше, но не гонять же его по пустякам. Скромные возможности клиентов одна из причин отсрочки «поголовного» внедрения мотора по нормам Евро Ш. Все для этого давно готово, но покупатель не хочет бежать впереди паровоза за свой счет, предпочитая тягачи с Евро П. Что тоже немало. Кстати, здесь впервые на дизелях большого объема применили репиркуляцию отработавших газов. За счет разбавления ими свежего заряда топлива сразу на треть снизили содержание окислов азота (NO x ) в выхлопе! Новомодную «коммон рейл» сознательно не используют. Причина та же дорого. Но и привычный ТНВД, развиваюший до 1200кгс/см 2в «связке» с многодырчатыми гидроуправляемыми форсунками обеспечивает вполне приемлемый удельный расход топлива 192г/кВтч.ная. Профили гнут на МАЗе, там же склепывают основные элементы. Но особо нагруженные (кронштейны рессор и седельно-сцепное устройство) для большей прочности соединения крепят болтами. Подвески - как у любого современного «дальнобойщика». Спереди - малолистовые рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами. (Внешне точь-в-точь как на МАЗе, но с импортной начинкой.) Сзади - пневмоподвеска «Файрстоун»: как обычно, с автоматическим регулированием высоты и выносным пультом. Пользуясь им, водитель заставляет тягач «присесть» в момент сцепки с фурой. Но главное преимущество комфорт: на таких подушках и за тысячи верст не растрясет. Да и дорога меньше страдает. А до чего удобна централизованная система смазки! Она питает шкворни, пальцы передних рессор, шарниры рулевой трапеции, седельное устройство и т. д. Всего 24 точки. Но за удобство надо платить отдельно - в стандартную комплектацию она не входит. Компрессор и насос гидроусилителя руля поступают из Германии в комплекте с двигателем, а сам усилитель местный, из Барановичей. Главное его отличие от серийных мазовских - импортные сальники, уплотнительные кольца ^ 0 02и устройство для гидравлического or- г-у раничения углов поворота колес: что- _ __ ТЕХНИКАбы не перегружать насос, когда руль повернут до упора. Усовершенствованный цилиндр ГУРа без труда держит повышенное рабочее давление, что в сочетании с игольчатыми подшипниками шкворней в прямом смысле облегчает жизнь водителя. Нелегко остановить автопоезд полной массой 44 тонны! Но мазовские барабанные механизмы с этим вполне справляются. К их работе нет нареканий ни у российских дальнобойщиков, ни у немецких инженеров. Усовершенствован только привод. Вся пневмоаппаратура, а также системы ABS и ASR - фирмы «Вабко».MA3-MAN 543268 ОБЩИЕ ДАННЫЕ: колесная формула - 4x2; полная масса автопоезда - 44 000 кг; снаряженная масса тягача - 7250 кг; максимальная скорость - 118 км/ч; расход топлива - 27,6 л/ 100 км. ДВИГАТЕЛЬ: MAN D2866LF31, дизельный, шестицилиндровый, с турбонаддувом и интеркулером, Евро II; рабочий объем 11 967 см 3 ; максимальная мощность - 301 кВт/ 410 л. с. при 1800 об/мин; максимальный крутящий момент - 1850Нм при 1000 об/мин. Т РАНСМИССИЯ . - коробка передач - механическая 16-ступенчатая; задний мост- с планетарными колесными редукторами и блокировкой дифференциала, П ОДВЕСКА : зависимая, спереди - рессорная, сзади - пневматическая; Т ОРМОЗА : барабанные, с двухконтурным пневматическим приводом, энергоаккумуляторами И АБС. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ГИДроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 315/80R22.5. ЦЕНА В БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ: $50 000.БУДЕМ ЗНАКОМЫ Нажав на кнопку ручки, широко распахиваю водительскую дверь. Руки легко находят поручни, а подножка высоковата. Хотя легкая гимнастика водителю не помешает - работа-то, в основном, сидячая. Сиденье удобное, с пневмоподвеской. Вот только руль что-то далеко. Ага! Колонка регулируется вверх-вниз и вперед-назад. Полностью укомплектованные кабины поступают из Германии. Гарантийный срок защиты от коррозии 54 месяца. Сомневаться не приходится, ведь технологии - самые современные. Это цинкование основания кабины, катафорезный способ нанесения грунта плюс высокое качество лакокрасочных материалов. Ну, а бамперы, крылья, обтекатели, верхняя надстройка-спальник и всякие мелочи из пластмасс. Передняя панель - тоже целиком из пластика, сколы от камней ей не страшны. Тем не менее попадаются любители прикрутить к ней «мухобойку» или попону из кожзаменителя. Пускаю двигатель. Ни шума, ни вибраций: ведь рядная «шестерка» полностью уравновешена. А здесь еще эффективные глушители впуска и выпуска, да капсула силового агрегата из слоистого пластика. Недаром МАЗМАН обладает международным сертификатом «L» - грузовик с низким уровнем шума.На тахометре - 600 об/мин. Включаю четвертую повышенную: автопоезд легко трогается. Пустая трехосная фура «Шмитц» на хвосте совсем не чувствуется. Плавно перестраиваюсь левее и легко нахожу свое место в потоке. Передачи переключаются без труда и четко. На индикаторе - «8П», на тахометре 1500 об/мин, на спидометре 80 км/ч. Хватит, больше не нужно. Шевельнув правый подрулевой рычаг, включаю «Темпомат» - устройство для поддержания заданной скорости. Пневмоподвески заднего моста и кабины, длинные передние рессоры и покрышки с коэффициентом профиля «80» позволяют позабыть мелкие дорожные изъяны. Принимаю вправо и торможу. Чем порадует «каюта» на стоянке? Магнитола, кондиционер, два спальных места. Занавески на стекло, что обычно шьют жены дальнобойщиков, предусмотрены заводом. Уйма полок, ящиков и ящичков. «Печка» - от системы охлаждения. А еше «скорректировать» погоду можно с помощью воздушной «автономки» «Эберспехер» с таймером. Возвращаясь в Москву, периодически пересчитывал тягачи во встречном потоке. Получилось, что из двадцати всяких разных, семь - МАНы. Кажется, у МАЗ-МАНа в СНГ хорошее будущее... 1»|