106
107
108
I РЫНОК 1ШЕСТЬ ИСТОЧНИКОВ И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯПРОВЕРЯЕМ КОМПЛЕКТЫ СЦЕПЛЕНИЯ НА «САМАРУ»/ЭКСПЕРТИЗАТ КТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, ЕС МИХАИЛ колодочкин ому, кто решил самостоятельно заменить сцепление, как-то неудобно давать «умные» советы. Новичку за эту работу «без присмотра » браться, наверное, не стоит, а «бывалые» обычно имеют оней сложившееся представление. Вот только выбрать на прилавке подходящее изделие довольно сложно - даже наличие известного брэнда не всегда гарантирует должное качество. Запас «старых» знаний тоже может подвести - ж изнь не стоит на месте. Поэтому предлагаем всем желающим ознакомиться с результатами исследований, проведенных по нашей просьбе в специализированной лаборатории НАМИ . Фирма / LuK (Lamellen und Kupplungsbau) Страна-изготовитель / He указана Цена /1570 руб. Проверялись шесть комплектов сцепления на «Самару», приобретенных в розничной торговле. Чтобы скупым протокольным данным на страницах журнала не было одиноко, мы решили сопроводить их комментариями специалистов, а также мнениями бывалых практиков по выбору того или иного изделия, приемам монтажа на автомобиль и т. п. Для начала напомним, что основных деталей сцепления три: выжимной подшипник, корзина (она же нажимной диск) и ведомый диск только и всего. Как обычно, «визитные карточки» изделий приведены под соответствующими фото - оценки же расставим чуть позже. Фирма / SACHS Страна-изготовитель / См. ниже Цена /1960 руб. ЧТО ИЗМЕРЯЛИ? Что проверить у сцепления кроме упаковки и внешнего вида? Каждый комплект взвесили - подетально и «на брудершафт». Затем оценили ряд геометрических параметров, измерили максимальный передаваемый крутящий момент, определили дисбаланс нажимного и ведомого дисков. Кроме того, замерили усилие выжима каждого сцепления, сравнили торцевые биения поверхностей трения ведомых дисков и т. п. Полученные результаты сопоставили с положениями «талмуда» - РД 37.001.664 - 95 «Сцепления фрикционные сухие автомобилей. Общие технические требования и методы испытаний», а также комплекта КД на сцепления Фирма / ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» Страна-изготовитель / Россия, Тольятти Цена / 970 руб.ТМаркировка: подшипник - SKF VKS 2535; диск ведомый - 319 0114 10 LuK 0301; диск нажимной - 118 86100 10А (на диафрагме) 89700 6К13 119009 110 (на корпусе). Знак одобрения МТ14. На ведомом диске есть маркировка для правильной ориентации при установке. Диафрагменная пружина корзины имеет 18 лепестков. У ведомого диска четыре демпферные пружины. Эмблема LuK нанесена повсюду- даже на заклепках. Пластина крепления накладок общая - кольцевая.Маркировка: подшипник - SKF VKS 2535 (SACHS 3151811002) Made in France; диск ведомый - Made in Slovakia; диск нажимной - Made in Germany TYP MF190 07 3082 12344. Знака одобрения нет. Диафрагменная пружина с 18 лепестками. На стороне ведомого диска, обращенного к маховику, отметка FLY WHEEL. Сам диск имеет шесть демпферных пружин. Пластина крепления накладок общая.Маркировка: подшипник - VBF; диск ведомый; диск нажимной. Знак одобрения АЯ70. Диафрагменная пружина имеет 12 лепестков. Пластина крепления накладок цельная. Ведомый диск - с шестью пружинами. Маркировка присутствует только на упаковках: у корзины - 21091601085, у ведомого диска - 21091601130. Отметка для ориентации ведомого диска отсутствует. Фирма / Н е указана.* Страна-изготовитель / Россия Цена / 850 руб.Фирма / B ORG & B ECK Страна-изготовитель / Е ЭС Цена / 1 670 руб.Фирма / Q H (Quinton Hazell ) Страна-изготовитель / А нглия Цена / 1 800 руб.1,1-..Щш1ЕМЮЛСиВ fMRRmr.1•1 ЦП» Ml• • • - .? -fМаркировка: подшипник - VBF 520806; диск ведомый - 2109-1601130; диск нажимной. Знак одобрения МП 4. Диафрагменная пружина с 12 лепестками. Пластины для крепления накладок раздельные. Шесть демпферных пружин. * Продавцы называют изделие «тюменским», однако завод утверждает, что он делает только наМаркировка: подшипник - безымянный; жимные диски диск ведомый - BORG&BECK T22F; диск нажимной - NE 7125 T15F. Знака одобреавтомобилей ВАЗ. Наиболее важные ния нет. Диафрагменная пружина с 18 леи интересные результаты приведены пестками. Пластина крепления накладок в таблице. общая. Сторона монтажа ведомого диска не указана. Шесть пружин. Есть инструкЧТО ПОЛУЧИЛИ? ция на русском языке. Масса комплектов одинаковых на первый взгляд сцеплений отличается масса комплектов оказывает влияние более чем на полкило. Самым легна крутильные колебания в транским оказался «ЛуК», а в тяжеловесы миссии, но будем считать, что разпопал «ВАЗинтерсервис». Конечно, брос «по граммам» в нашем случае не столь велик, чтобы заметно изменить форму колебаний. В обшем, масса скорее характеризует совершенство конструкции сцепления, чем их прямые достоинства или недостатки. С передачей крутяшего момента все сцепления справились, но разброс опять получился внушительный - от 150 до 190 Н-м, причем самым «слабым» оказался вазовский образец. А вот измерения дисбаланса напомнили допинг-контроль на Олимпиаде... Действительно, статический дисбаланс оказался таким, что с «дистанции» сняли всех, кроме «ЛуКа»! И если «Сакс» и «ВАЗинтерсервис» еще могли взывать к милости экспертов (подумаешь, какие-то 10%), то остальным оставалось только краснеть за собственную неполноценность. Особенно удивил «англичанин», превысивший норму аж в пять раз! С динамическим дисбалансом было иначе. Прекрасные результаты показали «Сакс» и «ЛуК», уложившиеся в требования с большим запасом. А Устройство сцепления: хуже других выглядел опять «Квин1 - выжимной подшипник; тон Хэзл». 2 - нажимной диск 3- ведомый диск; 4 - маховик. Усилие выжима сцепления - это просто: педаль либо тяжелая, либо\Q/^^Маркировка: подшипник - SN-930; диск ведомый - 127-3 1169 0401; диск нажимной - QY93284 КС2630 Made in GB. Знака одобрения нет. Диафрагменная пружина с 18 лепестками. Пластина крепления накладок общая. Имеется тюбик со смазкой для шлицов первичного вала. Ведомый диск с шестью демпферными пружинами. Инструкция на всех основных языках, кроме русского. легкая. Однако и здесь акценты не изменились - чистая победа «ЛуКа» и последнее место «англичанина»: только он не уместился в рамках вазовских требований. Остальные выглядели вполне достойно: лишь «ВАЗинтерсервис» опять не добрал до нормы нескольких процентов. Нажимной диск во всех комплектах перемещался в пределах дозволенного. Относительно большая величина перемещения у «англичанина» частично объясняет большое усилие выжима, отмеченное строчкой выше. Что касается расстояния от концов лепестков до поверхности трения, то это - геометрическая характеристика узла в сборе, нормируемая для конкретной модели автомобиля. При увеличении этого параметра выше нормы снижается срок службы ведомого диска. Торцевое биение в комментариях не нуждается чем оно ниже, тем лучше. С официальными результатами разобрались. Пора сделать небольшой перерыв и выслушать мнение «быва-МНЕНИЕ ПРАКТИКА Чтобы обеспечить оптимальный срок службы сцепления, следует заменять все три «составляющие» одновременно (выжимной подшипник, корзину и ведомый диск). I РЫНОК IКоличество демпферных пружин в ведомом диске особой роли не играет. Они имеют попарно равную жесткость, подбираемую заводом-изготовителем. У сцеплений с шестью пружинами результирующая угловая жесткость изменяется по более сложному закону, нежели у «четырехпружинных» изделий. Число лепестков у диафрагменной пружины корзины также не служит критерием качества, хотя можно считать, что точность работы сцепления все же повышается с ростом их числа. Выбор конкретного производителя во многом определяется личными предпочтениями. Обычно не возникает проблем с «ЛуКом» и «Саксом». С «Квинтоном» педаль становится тугой, но к концу хода она «легчает» - такая вот кинематика. В процессе замены сцепления необходимо затягивать крепежные болты постепенно и через один, чтобы предотвратить коробление кожуха корзины. Перед затяжкой болтов корзины оправку, используемую для центровки ведомого диска, надо немного пошевелить вверх-вниз и вправо-влево для более точной центровки ведомого диска. С приобретением оправки проблем нет - она одинаковая и на «классику», и на «Самару». На части ведомых дисков сторона, прилегающая к маховику, может иметь надпись «сторона маховика» (flywheel side или короче - fly wheel). Если надписей нет, необходимо посмотреть на ведомый диск сбоку. Та сторона, с которой демпферные пружины меньше выступают от уровня фрикционных накладок, и является стороной маховика. При неверной установке демпферные пружины будут цеплять за болты маховика если не сразу, то довольно скоро. В процессе замены никогда не допускайте, чтобы коробка «повисала» на первичном валу: это может привести к деформации ведомого диска и вызвать заедание сцепления или его поломку. Перед установкой необходимо проверить состояние троса сцепления, чтобы он легко ходил и не имел разрывов пластиковой оболочки. После установки сцепления отрегулируйте трос. Педали сцепления и тормоза должны располагаться на одном уровне. Не забудьте несколько раз нажать на педаль сцепления и проверить, не нарушится ли регулировка. НАШЕ МНЕНИЕ Протоколы подписаны, опломбированы и убраны в сейф. Постараемся все кратко подытожить. Из купленных нами изделий лучшими оказались «ЛуК» и «Сакс». А вот «Квинтон Хэзл» все время изображал из себя «Мальчиша-Плохиша». Если каждый лишний рубль имеет принципиальное значение, то лучше выбрать «ВАЗинтерсервис». Впрочем, кто мешает читателю думать иначе? 1»1КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙ деляют при ходе выключения, равном Максимальный крутящий момент, щий момент двигателя ВАЗ-21083 ра7,4-7,6 мм от положения, определяемого расстоянием 8,3 +0 - 025 мм межпередаваемый сцеплением легкового ав106 Н-м. вен томобиля, должен быть в пределах Усилие выжима сцепления измеряду нажимным диском и маховиком. 1,2-1,75 от максимального крутящего ют при перемещении концов лепестРасстояние от концов лепестков до момента двигателя. Для «Самары» ков нажимной пружины на 7,5 мм. поверхности трения маховика измеэто 127,2-185,5Нм, поскольку крутяПеремещение нажимного диска опре- ряют при удалении нажимного диска от маховика на 8,3+0'025 мм. Толщину I СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ КОМПЛЕКТОВ СЦЕПЛЕНИЯ НА «САМАРУведомого диска по накладкам оцениваQuinton Требования SACHS «ВАЗинтер«БезыианBorgi LuK ют под нагрузкой сжатия, равной Hazell КДВАЗ сервис» ный» Beck 3300 Н. 4010 4030 3800 Масса комплекта, г 3500 3780 3995 3895 Расстояние между плоскостью маВ том числе: ховика и тыльной поверхностью вы2550 2940 3000 2915 2955 2800 2940 Нажимной диск жимного подшипника обозначают 690 810 770 860 800 Ведомый диск 820 795 буквой/. Его замеряют на собранном 230 150 220 220 140 Выжимной подшипник 250 155 комплекте сцепления. Согласно доМаксимальный крутящий момент. передаваемый сцеплекументации, этот размер должен нием. Н м 127,2-185,5 164,0 150,0 190,0 180,0 156,0 180,0 составлять 49,74-52,06 мм, но допуСтатический дисбаланс нажимстимы и небольшие отклонения. Ес20,0 22,2 55.5 110,0 ного диска в сборе, г-см 10.2 22,2 55,5 ли/больше нормы, то сцепление моДинамический дисбаланс ведомого диска при частоте жет работать, пока хватит хода 18.0 15,0 14,0 13,0 22.0 вращения 1000 об/мин. г см 6.0 2,0 подшипника. При уменьшенном ниУсилие выжима сцепления, же допуска размере ничего страшно1220 1210 730 820 1640 не более. H 650 720 го не произойдет - лишь увеличится Перемещение нажимного диска. He МсНбс. ММ 1,55 1,45 запас по регулировке сцепления. Лю1,4 1,8 1,4 1,4 1,4 Расстояние от концов лепестбопытно, что у иностранных фирм ков до поверхности трения размер/ заметно меньше нашей нормаховика, мм 30,0 29-31 30.0 30,0 31,4 31,5 33,0 мы - это позволяет уменьшить га8.00 8,00 7,50 8,00 8,00 8.00 Толщина ведомого диска, мм 7,55-8,05 баритные размеры и массу. Правда, Торцевое биение поверхностей к фирме Borg & Beck это не отнотрения ведомого диска. 0,5 0,5 0,85 0,92 0.4 0,4 1.0 не более, мм сится (размер / у них выше верхнего 52.00 53,40 Размер f, мм 50,50 43.50 43,00 52.50 49.74-52,06 предела).