186
188
189
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ГАДКИЙ УТЕНОК«РЕНО-КЛИО СИМВОЛ» ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ НОВЫМТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ/СБОРНАЯ КОМАНДАГоворят, инженеры «Рено» задумывали «Клио» спортивным, для популярных в Европе любительских кольцевыхгонок.Именно поэтому особое внимание они уделили подвеске и управляемости. Машина получилась динамичная, жесткая, с боевым характером и по западным меркам недорогая. Последнее обстоятельство натолкнуло маркетологов «Рено» на мысль попытать счастья на рынках Восточной Европы и России. Так симпатичный хэтчбек обзавелся багажником, превратившись в безликий седан (у славян, по мнению французов, популярны именно седаны), имя ему присвоили «Клио Символ». Убранство салона максимально упростили, дополнительное оборудование свели к минимуму. Подвеска, рулевое и трансмиссия остались практически без изменений, а сварку кузова, окраску и сборку разместили на заводе «Рено» в Турции. Все это ощутимо снизило цену машины. Программа контроллера адаптирована для зимних пусков и под «92-й» бензин, установлены более мошные стартер, генератор, аккумуляторная батарея, в системе охлаждения - антифриз с рабочим диапазоном до минус 45°. Картер двигателя укрыли стальной зашитой. Спрятали в металлические желоба трубки и провода, идущие под днищем. Получилась приспособленная к плохим дорогам машина, почти вдвое дешевле хэтчбека. «Клио Символ» продается в трех вариантах: простенький и дешевый «Аутентик» (Authentique), чуть дороже «Экспресьон» (Expression) и самый шикарный в линейке «Динамик» (Dynamique). Второй отличается от первого наличием электростеклоподъемников, кондиционера, тахометра, центрального замка и прочими приятными мелочами. «Динамик» (ударение на третьем слоге) выделяется легкосплавными дисками, противотуманными фарами и раздельной оптикой головных фар. Но главная изюминка скрыта под капотом: 16-клапанный 98-сильный двигатель, разгоняющий машину до «сотни» за 11 с небольшим секунд.ДВИГАТЕЛЬ На «Клио Символ» есть два варианта: 1,4-литровый 8-клапанный K7J мощностью 55 кВт/75 л. с. либо шестнадцатиклапанник K4J того же объема. С точки зрения механика, разница между ними невелика, разве что в K4J очень неудобно менять масляный фильтр. А в целом мотор живуч и надежен, без проблем служит 100 тыс. км и более при должном уходе. Французы перестраховываются, недоверчиво относясь к русскому сервису и опасаясь слишком тяжких условий эксплуатации, и потому сокращают сроки плановых замен комплектующих. Так, ремень ГРМ в Европе меняют каждые 120 тыс. км, в России рекомендован пробег вдвое меньший. Свои выводы конструкторы сделали, изучив характерные поломки предыдущих моделей «Рено» на наших дорогах. Пренебрегать советами французов не стоит: при обрыве ремня клапаны «встречаются» с поршнями. Ролик натяжного механизма придется менять вместе с ремнем, да они и продаются комплектом. Одновременно имеет смысл заменить и клиновой ремень - срок службы ему предписан такой же. «Рено» настаивает на использовании моторных масел «Эльф», рекомендуя замену каждые 15 тыс. км. Антифриз, тормозная или любая другая жидкость признается только французского производства. Механики следуют указаниям фирмы, справедливо опасаясь смешиваний: мало ли что получится. Вместе с маслом меняют топливный фильтр и свечи. Кстати, свечи подходят только оригинальные Eyquem RPC50LZ2E или Champion RC87YCL. Последствия заправки этилированным бензином могут быть самые плачевные: как правило, оплавляется катализатор. Лямбда-зонд, как ни странно, такое издевательство над собой переживает без последствий. Хороши в «Клио Символе» пружинные хомуты. Перетянуть или недотянуть их невозможно - усилие обжима задается характеристиками пружин. Правда, снимать и устанавливать их можно только специальными щипцами. ТРАНСМИССИЯ Коробка передач проста, надежна и весьма долговечна. Однако если порвать торчащей из земли арматуриной спрятанный под защитным экраном бензопровод непросто, то загнуть открытую всем ветрам тягу коробки передач ничего не стоит, особенно при движении задним ходом. Впрочем, это не смертельно: длина тяги регулируется, да и заменить ее нетрудно. Возможно подтекание масла через сальник левого приводного вала, закрывающий ШРУС типа «Трипод» от грязи. Устанавливать его без специнструмента сложно: обойма подшипника (а вслед за ней иголки) легко может соскочить в картер коробки передач, и тогда жди беды. Поэтому сальник, сделанный единым блоком с пыльником, лучше менять на СТО. Все ШРУСы смело можно считать надежными узлами. Пыльники их - из очень плотной, толстой и прочной резины. Может, поэтому конструкторы не предусмотрели замену пыльников (кроме левого переднего). Как бы ни I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |была хороша резина, но по прочности она все равно уступит какой-нибудь железке, оброненной на дорогу. Если порвется хотя бы один чехол - деталь копеечная, - придется раскошеливаться на весь приводной вал в сборе! Наш умелец умудрился бы сменить пыльник, но их нет в продаже. Так что берегите их, как зеницу ока! Пока не состарится резина. Сцепление «Рено» выдерживает 80-100 тыс. км интенсивной эксплуатации. Тросового привода, как правило, хватает на весь срок его службы. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Короткоходная жесткая подвеска досталась в наследство от спортивного хэтчбека. Опасаясь плохих российских дорог, французы установили на «Символ» более энергоемкие амортизаторы. Передние стойки выдерживают около 100 тыс. км, задние - чуть больше. Пружины не ломаются, хотя огромный багажник порой загружают под завязку. Сайлент-блоки просят замены обычно тысяч через 60, шаровые опоры и втулки стабилизатора поперечной устойчивости - чуть позже. Из опыта эксплуатации разных моделей «Рено» известно: при больших пробегах (200 тыс. км и больше) начинают течь сальники рулевой рейки. Они, увы, несъемные, как и пыльники ШРУСов. Поэтому рейка меняется в сборе. На первых порах были нарекания на качество турецких реек, и «Рено» сменил поставщика. Рулевые наконечники имеет смысл менять вместе с сайлент-блоками: срок их службы примерно такой же. У «Метана» вечно ржавели трубки гидроусилителя руля. «Клио Символ» от этой проблемы избавлен: трубки теперь не забрасывает соленой грязью. Извечная болезнь всех «рено» - заклинивание тормозной скобы - похоже, канула в Лету. А всего-то надо было установить грязезащитный щиток, подобный «жигулевскому». Передние тормозные колодки меняют примерно через 15-20 тыс. км. Сделать это несложно самостоятельно, не забывая тщательно очистить колодки и Головные фары закрыты поликарбонатом. Оптические характеристики у него такие же, как у стекла, а стойкость к слабым ударам ощутимо выше. Противотуманки шестнадцатиклапанного «Динамик» такие же, как у «Рено-Меган», и так же лопаются в дождливую погоду. Поэтому в слякоть лучше их поберечь (правда, неясно, когда же их включать?).Фары «Клио Символ» закрыты не стеклом, а поликарбонатом. У модели «Динамик» - раздельная оптика и противотуманки. На задних дверях вместо концевых выключателей - заглушки. Чехлы ШРУСов - несъемные.КУЗОВ Фирма утверждает, что весь кузов и подрамник с гальваническим покрытием, все внутренние поверхности обработаны и загерметизированы, а днище поих направляющие перед установкой. крыто прочной антигравийной мастиЕсли поршень вылез далеко (25 мм и кой. Времени, чтобы проверить эффекбольше), при попытке утопить его легтивность защиты, прошло не так много ко перекосить, а то и порвать пыльник. - машины продаются недавно. А вот пеПоследний, как ни странно, можно заредние крылья «Символа» - из компоменить. Поэтому действовать надо осзитного материала, они точно не заржаторожно, не спеша. Особое внимание - веют. Стараясь максимально удешевить матормозным дискам. При износе 1,5 мм (до толщины 10,5 мм) их следует мешину, конструкторы отказались от коннять, иначе узел непременно поведет. цевых выключателей на задних дверях. Обычно диск меняют после трех смен Но для противоугонки они просто необходимы, и потому ставят, кто во что колодок или через 45-60 тыс. км. Задние тормоза - барабанные, прогоразд. Фирменные же «концевики» стые и надежные. Колодки выдерживахоть и хороши (подходят точно в отверют 80 тыс. км пробега и более. Рабочий стие, герметичны), но неудобны - разъцилиндр - марки «Лукас» или «Бош». ем нестандартный. В целом «Клио Символ» - современКолодки невзаимозаменяемы. Трос ный, динамичный автомобиль, способручника, как правило, не «закисает». Противники АБС могут ее отклюный на городских улицах дать фору гочить, вынув предохранитель «ABS раздо более дорогим машинам. На шоссе он поскромнее, но свои 170 выдаст. Motor Pump». Необъятный - больше 500 литров - багажник оценят садоводы. По качеству ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Наконец-то французские инженеры сборки и узлов «Рено» находится где-то догадались спрятать разъемы подальше между «Ниссаном» и «корейцами». И от грязи и одеть их в чехольчики. Теперь все же основная причина популярности мороки с электричеством, которой пре- низкая цена. Учитывая, что некоторые жде славилось «Рено», поубавилось. Датузлы трансмиссии, рулевого управлечики выходят из строя редко. Известно ния и ходовой неразборные и даже с непо опыту: если вдруг случится сбой - в съемными чехлами, в автомобиль припервую очередь надо подергать провода, дется вкладывать приличные суммы пошевелить контакты, разъемы - авось после 3-4 лет эксплуатации, а то и быствосстановятся. Чехлы чехлами, а надежрее. Не исключено, что по этой причине на вторичном рынке «символы» будут ность контактов пока не на высоте. 1»1 Зимой следите за щетками стеклоочисовсем дешевы. стителя: если они примерзнут, термозащита может не фаботать и электромоБЛАГОДАРИМ АВТОСАЛОН MAJOR AUTO тор сгорит. ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ДОЛОЙ ВОЗДУХ ИЗ ПЕЧКИ «САМАРЫ №5 МАИ 2002ОБСЛУЖИВАЕМ САМИ«ОДА» ВСТАНЕТ,КАК ВКОПАННАЯ1ШОТКРОИ БАГАЖНИК кнопкой ЩДИАГНОСТИКАДИАЛОГИ С КОНТРОЛЛЕРОМРЖАВЫЙ» ТЕСТ -шПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ