86
87
ЭКОНОМИКАГЛУХАЯ ЗАЩИТАТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ/ДОКУМЕНТКОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АВТОПРОМАВся, так сказать, масштабностью государственной мысли. Попробуем? Сначала она, концептуальная мысль, витает в критической плоскости. Обозревает со всей широтой состояние автомобильной промышленности. И к выводам приходит удручающим. Технологически отрасль отстает, эффективность ее низка, качество продукции оставляет желать - и все в таком печальном духе. Ну, для нас-то, обывателей, простых автомобилистов, никаких открытий нет. Мы-то не на «ауди» с «мерседесами» и БМВ, как радетели наши, раскатываем. Нам-то о «жигулях» с «волгами» рассказывать не надо. Ездим на них не меньше, чем ползаем под ними - знаем! А правительство, видимо, ужаснулось такому факту (чего только стоит фраза: «низкая безотказность отечественных автомобилей...»). Производители комплектующих не в состоянии обеспечить автозаводы нормальными компонентами. Автопроизводители отягощены огромной непроизводительной сферой, множество неэффективных производств. Втовремя как автомобильная промышленность мира давно строится-Ло принципу крупноузловой сборки, у нас каждый завод - огромное натуральное хозяйство. Собственно, если бы правительство ГОРА РОДИЛА МЫШЬ читало наш журнал, оно об этом знало Вот оно, свершилось. Концепция прибы давным-давно: ситуация была такой нята, программа создана. Народ, правмного лет, о чем мы неоднократно писада, шумит, но это исключительно от несознательности. Думают, понимаете ли, только о себе. Эгоисты! Нет чтобы мыслить по-государственному. А они уловили одно: повышение пошлин - и ну бузить! Не разобравшись. А надо не ле-. виться читать важные документы, при-1 общаться к первоисточнику, проникать-1 от спасибо-то родному государству и его мудрому правительству, что опять решили о нас позаботиться, порадеть, так сказать, о нашем счастливом будущем. Обеспечить в нем, светлом, автомобильную промышленность такую, что - ах! Сердечное им, благодетелям нашим, мерси. Это нынче автопром такой, что - ох! Но - исключительно по объективным причинам. То есть по причине того, что государство родное душило его, душило, душило-душило. .. И налоги драконовские устанавливало, и посредством инфляции оборотных средств лишало, и путчами-дефолтами инвесторов отпугивало, и тарифы повышать естественным монополиям дозволяло - всего и не перечислить! И, конечно, исключительно из благих побуждений: рынок же строится, реформы опять же. Ну, ничего. Теперь все пойдет по-новому. Нашло на государственных мужей озарение: промышленность, оказывается, нужна, она населению работу дает, рынку - товар, бюджету - доход, Как же ей не помочь? Люди, опятьтаки, туда пришли уважаемые... Потому надо все по-серьезному, по-взрослому: создать концепцию, принять государственную программу. И ка-а-ак поддержать!ли. Ну, да ладно. Лучше поздно, чем никогда. По-человечески понять власть можно: разве за всем уследишь в такой большой стране. Но ведь впечатлилисьто как! Ясно, что после этого и меры будут предлагать не какие-нибудь там, а самые что ни на есть решительные. Концептуальные, словом. Скорее читаем дальше. «Расширение производства высокоуровневых автомобильных компонентов»... «Увеличение производительности труда на 30-35%»... «Обеспечить вьшуск автомобилей и автобусов в соответствии с требованиями Евро Пв 2003-2004 гг., Евро Шв 2005-2007 и Евро IV в 2008-2010 гг.». «Модернизация выпускаемой техники»... Бог мой! Кто бы спорил, кто бы возразил против эдакого-то рая на земле! Только чудится в этих словах утешительных что-то смутно знакомое. Прямо дежа вю какое-то... Ба! Да это же программа «500 дней»! Помните, была когда-то такая: там очень красиво расписывали буквально по дням, какие положительные сдвиги будут в нашей экономике случаться. Да вот беда почему бы им и за счет каких таких действий случаться, сказано не было. Вроде «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...» ПОДДЕРЖКА ИЛИ... А ведь не зря народ-то возмущается. По сути дела, единственная предложенная концепцией мера содействия отечественному автопрому - это защита от конкурентов. Причем одним единственным способом - при помощи таможенной политики. Повысить пошлины на иномарки и, наоборот, снизить на комплектующие, которые у нас не выпускают (а у нас, кстати, практически все выпускают, только качества плохого). Остальные государственные меры, предлагаемые концепцией, гораздо более размыты и неопределенны. «СовершенстЛнание законодательной базы», например, каждый понимай, как хочефь. «Совершенствование систеь/1ш ценообразования», «создание условий для привлечения инвестиций, включая прямые инвестиции», «государственный заказ» (о, это мы уже не раз проходили): «развитие стандартизации и сертификации» (вот, пожалуй, толькоНЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ,А ЗАЩИЩАТЬ - ОН СТАНЕТ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫМэто положение дальше конкретизируется). Могут возразить: концепция и не предполагает конкретики. Это лишь основа, подход к решению каких-то задач. Оно конечно. Только, граждане начальники, пока благие и очень концептуальные положения будут наполняться реальным смыслом, выливаться в поправки к законам, указы, постановления и всяческие инструкции, таможенные пошлины уже будут вовсю действовать, перекрыв российский рынок для подержанных иномарок. Интересно, как «поддержка» трансформировалась в «защиту»! Скажете, стилистика? Ничего подобного: когда тяжелобольной человек, превозмогая недуг, делает гимнастику, заставляет организм бороться и победить болезнь, это - поддержка. А когда он ограждает себя от внешних воздействий, лелеет свою болезнь - это зашита, и ничего хорошего ждать от нее не приходится. Вот и автопром: если его не «поддерживать», а «защищать», то станет совсем нежизнеспособным. Действительно, какие стимулы? Рынок остается за нашими автомобилями, какими бы убогими они ни были. Ну, может быть, еще за иномарками, собранными двумя-тремя заводами на территории России (их доля будет невелика из-за достаточно высоких цен). Стоимость отечественных автомобилей будет повышаться: даже если их производители откажутся от соблазна получить большую маржу, которой все равно не хватит на развитие, цены повысят энергетики или железнодорожники. Ведь сейчас они это делают, и цены на автомобили растут без изменения качества. А зачем бы автозаводам, например, реструктуризироваться? Реструктуризация - болезненный процесс. На КамАЗе (единственный наш автозавод, прошедший через это!), например, былоЕСЛИ АВТОПРОМсокращено около 65 тысяч человек, в том числе и тех, кто занимал руководящие должности. Сомнительно, что администрации других заводов пойдут на сокращения из одной сознательности, без жизненной необходимости. А какая жизненная необходимость в тепличных условиях при отсутствии конкуренции? То же - и с качеством. Если вникнуть, все эти стенания о плохих комплектующих не так уж искренни. Вот вам история: некое московское предприятие закупило за границей дорогущее оборудование, заказало, тоже за рубежом, разработку и начало выпускать, предварительно получив сертификат, одну важную детальку для АвтоВАЗа. К слову, завод в этой детальке нуждался, поскольку получал ее от, так сказать, традиционного поставщика не лучшего качества. Но когда новый производитель пришел в Тольятти и предложил своюНУЖНО НЕ ТОЛЬКО ПОДДЕРЖИВАТЬрекать на потребление продукции сомнительного качества, оправдывая это «высшими интересами». Но разве государство - это не люди, живущие в нем? ВОЛКИ СЫТЫ, А ОВЦЫ? Почему-то самые популярные в нашем правительстве - так называемые «непопулярные» меры. А ведь применять их вовсе не обязательно. Более того, концепция и программа, будь они продуманными, обязательно защищали бы интересы ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. И, кстати, «Программа развития автопрома до 2005 года», разработанная специалистами лет пять назад, предусматривала это. Ведь так просто: надо давать людям кредиты на покупку автомобилей. Долгосрочные дешевые кредиты - они помогут купить машину тем, кто о ней пока и мечтать не смеет. И они-то, вероятнее всего, станут потребителями отечественной техники - она дешевле. Те же, кто сегодня недоволен российскими машинами, но имеет лишь 4-6 тысяч долларов на покупку, смогут приобрести иностранные. Государству только нужно стимулировать банки давать гражданам ссуды, предоставляя гарантии на кредитование такого рода. То же - с кредитами заводам. Не дело государства влезать в производство. Оно может и должно лишь давать определенные гарантии инвесторам, решившим участвовать в программе стимулирования автопрома. А уж кредитор оценит заводской бизнес-план, решит, на-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, Н ОИСТИМУЛИРОВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙпродукцию, причем по более низкой цене, особого энтузиазма вазовское начальство почему-то не проявило. Почему - предполагать не будем, не наше это дело. Наше - констатировать: АвтоВАЗ продолжает покупать комплектующие более низкого качества по более высокой цене, а наивный производитель, поверивший в честную конкуренцию и честный бизнес, разоряется. История реальная, все заинтересованные могут узнать подробности. Но сейчас - не об именах, а о ситуации. Если она не вынуждает (если больше нравится - стимулирует) производителя активно действовать, он и не будет. Так уж жизнь устроена. Интересное все-таки у нас государство! Оно заботится о промышленности, лишая ее стимулов развиваться, и собирается предоставлять ей льготы, включая прямые инвестиции, что обычно приводит, как показывает наш же опыт, к полному развалу. Нет ничего более неэффективного, чем материальная помощь государства - это знают во всем мире. И потом, почему правительство решает поддерживать автопром за наш счет? Да, промышленность важна, а мы, граждане? Хорошенький подход: нас обНЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВА ВЛЕЗАТЬ В ПРОИЗВОДСТВО!сколько он реален. Чтобы получить такой кредит, предприятие вынуждено будет провести технический и финансовый аудит, реструктуризироваться, добиться эффективности производства. Наверняка существует еще много иных способов вдохнуть в наш автопром новую жизнь, побудить его работать, развиваться. Не нам здесь фантазировать, какие это способы - для того оно и правительство, чтобы думать, дальновидность и мудрость свою проявлять. Главное - думать надо не о том, как помочь уважаемым людям из автопрома, а как заставить этот автопром развиваться. 1»1