88
89
I ЭКОНОМИКА | /ПАРАДОКСЫТАГАЗ, СПЯЩИЙ БОГАТЫРЬНЕИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АВТОЗАВОД ВСТАЕТ НА НОГИТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТООТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ВАЗУ... В 1698 году Петр I основал на берегу Азовского морягород-крепостьТаганрог, чтобы грозить туркам. Местные жители уверяют, что царь даже подумывал о переносе сюда столицы России. Спустя каких-то 300 лет, в 1998 году здесь был введен в строй автомобильный завод. Полноценный, с собственным сварочным, окрасочным и сборочным производством. На современном оборудовании из США, Германии, Японии, Кореи здесь должны были собирать до 200 тыс. в год современных же автомобилей «Дэу». Персонал для этого обучили за рубежом. «Ланос», «Нубира» и «Леганза» стали первыми базовыми моделями ТагАЗа: в 1998-1999 гг. по условиям лицензионного соглашения (первого в стране с времен строительства АвтоВАЗа) они выпускались под названиями «Ассоль», «Орион» и «Кондор». Но заводу не удалось встать на ноги - его «подрубили» два кризиса. Сначала августовский в России, фазу за ним банкротство корпорации «Дэу» в Корее (и по всему миру - увы...). Всего-то удалось собрать чуть больше 300 «ассолей» и «орионов» - тут производство остановилось. - Даже осенью 1998 года мы еще были готовы работать (и смогли бы!), уверен председатель совета директоров ТагАЗа Михаил Парамонов, - если бы в этом было заинтересовано государство. Мы просили единственное чтобы нам дали отсрочку на два года по уплате НДС. Нашу просьбу рассматривали полгода... и отказали. Потом были долгие, успешные и не очень переговоры о стратегическом партнерстве с самыми разными автомобильными компаниями со всего мира. В прессе проскакивали сообщения о том, что «Донинвест» договаривается то с одним автопроизводителем, то с другим. Одно время решенным делом называли проект сборки на ТагАЗе вазовских моделей - «девяток» или «шестерок». Но потом и эти разговоры утихли - о существовании современного автозавода на берегу Азовского моря почти забыли. Но сегодня, побывав там, можно с уверенностью сказать одно: ТагАЗ скорее жив, чем мертв.лектации (двигатель 1,5 л, 102 л. с; гидроусилитель, кондиционер, магнитола и т. д.), но в ближайшее время появится еще версия с коробкой-«автоматом». Вроде бы планы по сборке реализуНА 8% ОТ МОЩНОСТИ Надо сказать, завод производит боются. Планируя развивать производлее чем странное впечатление. В цехах ство автомобилей «Акцент», ТагАЗ немало людей в спецовках, но все-тауже закупил оборудование для сварки ки... маловато. Слышен шум действуна 3 млн. долл. США. ющего производства, но он какой-то Только вот особого оптимизма в слонегромкий. Конвейер движется, тольвах Парамонова нет. ко вот кузова на нем устанавливают... - Для такого завода, как наш, произчерез о дну-две тележки. Ведь здесь водство 10 тыс. автомобилей вгод,копри двухсменной работе можно выпунечно, нерентабельно. Но больше по скать 120 тыс. автомобилей в год, а в цене 11 тыс. долл. в России я сегодня прошлом году сделали 1,5 тысячи; не продам! вместо штатных 3 тысяч - всего 600 раЧто да, то да. В прошломгоду,удачботников. Но на этот год планы куда ном для дилеров новых иномарок, маболее серьезные: 10 тыс. машин. шин ценой свыше 10 тыс. долл. в Рос- В результате долгих поисков мы сии было продано лишь около 60 тыс. остановили выбор на двух стратегичешт.; основная масса покупателей всеских партнерах, - рассказывает Михатаки ориентируется на сектор «от трех ил Парамонов во время экскурсии по до пяти». А в него попадают только усцехам этого странного завода. - Есть тарелые отечественные автомобили и программа совместной работы с южочень неновые иномарки. Чтобы сознокорейским концерном «Хёндэ модать нормальный рынок, у государстторе». Соглашение о сборке модели ва два пути. Первый (оптимистиче«Акцент» (в основном из турецких ский) - резко повысить доходы населекомплектующих) рассчитано на семь ния (кое-кто предлагает законодательлет. В этом году с конвейера в Таганроно поднять нижний предел зарплаты). ге должны сойти 8 тыс. автомобилей. Второй (фантастический, с точки зреПока они выпускаются в одной компния Парамонова): приведение стоимо- сти товара к возможностям рынка. Правительство должно создать такие условия, чтобы он стоил дешевле. - Вот, смотрите: мы покупаем машинокомплект «Акцента» в Турции примерно за 6 тыс. долл. Что-то тратим на перевозку, на сборку, но сократить эти затраты пока не можем: слишком малы объемы для локализации. Государство же, с одной стороны, заявляет о приоритете развития автопрома, о поддержке инвестиционных проектов и т.д., а на деле продолжает брать с нас самые разные налоги. В том числе такой диковинный, как налог на основные фонды, которого нигде в мире нет... В цене готового автомобиля они составляют больше 2,5 тыс. долл. Оттого разница между «Хёндэ» турецкой сборки и российской не превышает 5%... Словом, классический замкнутый круг. НИКТО НЕ ХОТЕЛ УСТУПАТЬ А что дальше? Как ни странно, перспективы ТагАЗа вовсе не плохие. Он по-прежнему остается самым современным автосборочным предприятием в стране, и потенциальных партнеров у завода несть числа. Тем более, что за прошедшие четыре года ФПГ «Донинвест» выплатила кредиты, взятые на строительство у областного правительства и Сбербанка (тут помог кризис кредиты-то рублевые были!), отчего инвестиционная привлекательность предприятия возросла. А держаться на плаву все эти годы помогало то, что «Донинвест» - группа многопрофильная (в ее составе - банк, комбайновый и металлургический заводы, предприятия электронной и пищевой промышленности) и в целом прибыльная... Кстати, испытания прошедших лет не сделали Парамонова со товарищи более осторожными и менее амбициозными. Теперь у них - новый проект, еще один перспективный стратегический партнер: французский концерн ПСА. - Мы работаем вместе уже несколько лет, подписано соглашение о сборке на наших мощностях 3 тысяч фургонов «Ситроен-Берлинго» (они выпускаются под маркой «Донинвест-Ори-он М»). Хорошие, надежные машины они, к примеру, уже составляют основу таксопарка Ростова-на-Дону. Недавно для тех же целей 100 штук закупили москвичи. План выпуска на этот год -1000 штук. Но сейчас ведем переговоры о сборке в Таганроге модели «гольф-класса» «Ксара»; уже присмотрели сварочное оборудование на заводе «Ситроен» в Египте. Автомобили современные, очень технологичные, и при этом качество соответствует цене. Французы уже готовы открыть для нас кредитную линию, помочь с оборудованием и даже бесплатно обучить специалистов. Если даже правительство не додумается, как создать привлекательный инвестиционный климат (тут Парамонов что-то говорит про себя И. М.), то и тогда цена нашей уже «Ксары» будет около 10 тыс. долл. Осилим первый этап - начнем собирать небольшими партиями другие «ситроены»: С5, СЗ, «Пикассо»... Ведь ПСА - очень интересный и перспективный партнер. А мы, казаки, ребята упрямые. 1»1На правахрекламыВсё по£Ш9-ш21 ВЕКи MJ* Шмш ШЖГГ - это уникальный биологич фильтр содержащий активированный уголь, пропитанный гемоглобином Благодаря комбинации этих двух веществ биофильтр деиствугм по принципу-искусственного легкого», что позволяет в значительной степени нейтрализовать токсичные вещества, образующиеся при курении.•V*»*иеК УРЕНИЕВ РЕДИТВ АШЕМУЗ ДОРОВЬЮ