80
81
ТЕХНИКАЗаглянуть в будущее можно в Париже, прокатившись на водородном такси «Пежо-Партнер». Опустевшие баллоны заменяются единым блокомкартриджем.теля или окислять в топливных элементах, получая электричество: в трубу будет вылетать лишь водяной пар. В Калифорнии еще в 1990 году родилась ZEV-Program - программа автомобилей с нулевыми выбросами. Законодатели штата взялись за дело круто: хотите продавать у нас автомобили - сделайте так, чтобы в 1998-м каждый пятидесятый из них не давал никакого выхлопа! В 2001-м - каждый двадцатый, в 2003-м - десятый! Между прочим, 10% кали4х>рнийского рынка - это 180000 машин. Потом, правда, сроки отодвинули на пять лет. Однако концернам уже пришлосьТЕКСТ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ ВЫЗВАНЫ НАМИ Нефти на земле еще много. Лишь используемых нынче месторождений хватит лет на 50. А есть еще нефтеносные пески, сланцы, тяжелые нефти. Если цена за баррель вырастет до 30 «зеленых», их разработка станет выгодной и тогда впереди у нас - еще полтораста лет! Но какими будут этигоды?Ведь сжигая отнятое у матушки-земли «черное золото», мы выпускаем в атмосферу тысячи тонн углекислого газа С(>>. Если и впредь каждое десятилетие прибавлять к средней температуре по 0,4°, то скорее всего предстоящие 200 «нефтяных» лет окажутся щедрыми на природные катаклизмы. Даже если взять и запретить всякое разведение огня, потепление не остановить: слишком много углекислого газа уже скопилось в атмосфере. Сократив на 20-30% потребление органического топлива, человечество могло бы отдалить катастрофическую развязку, сравнимую по масштабам с библейским по-ПОМОЖЕМ СЕБЕ И ПРИРОДЕ Ужесточающиеся нормы Евро «раздва-три-четыре» не способствуют выходу из кризиса. Ведь они ограничивают лишь выбросы химически вредных веществ, а на увеличение «добычи» COj не влияют. Что бы ни горело или ни окислялось - углекислый газ тут как тут. И все же есть вещество, дающее энергию, которое, соединяясь с кислородом, не рождает углекислоты - это водород. Можно сжигать его в цилиндрах двига- раскошелиться. «Даймлер-Крайслер», «Форд», «Дженерал моторе» и «Тойота» выделили на первую пятилетку нового века 2 миллиарда долларов. «Рено» с «Ниссаном» - 1 миллиард Гигантские средства пойдут на исследования и разработку автомобилей на топливных элементах. БМВ поступил хитрее - водород можно просто сжигать в цилиндрах почти обычного мотора. Не столь эффективно, зато привычно и недорого. Самое сложное не в том, как получить энергию или «добыть» водород, а как заправить им автомобиль и хранить на борту. Известны три основных способа: сжать до 200 атм и закачать в прочные баллоны; превратить в жидкость и хранить в баке-термосе при космическом холоде -250°С; насытить водородом какие-либо подходящие вещества, так называемые металлогидриды. Успехи на каждом из этих трех путей уже достигнуты. БМВ, например, гарантирует двухнедельную сохранность запаса жидкого топлива в термосе. Есть и «губки» из карбоновых микроволокон, впитавшие «порцию» водорода на... 8000 км пробега! Увы, для серийного автомобиля все это пока дорого. Однако по сценарию некоторых маркетологов к 2010 году стоимость легкового водородомобиля будет на треть выше привычного бензинового. Еще через пять лет надбавка за «новую технику» составит лишь 10% эту разницу покроют налоговыми льготами. Как грибы станут расти водородозаправки и солнечные «фермы», вырабатывающие новое топливо. С 2020 года спрос начнет расти лавинообразно... правда, 90% авто еще будут работать на неа)этяном топливе.ВЖВшаттШШШШтДАЕШЬ ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН! Возможно, гигантские суммы, отпущенные Конгрессом США на переход к водородному транспорту, дадут плоды гораздо раньше и приобретать автомобили на топливных элементах станет выгодно уже лет через пять. Сенат США решил, что поначалу за счет бюджета можно компенсировать отважившемуся на покупку до 11 000 долларов! А также по 6000 за аккумуляторный электромобиль и 5000 за «гибрид». Производители не отстают от законодателей. «Тойота», глядя на БМВ, выпустила на дороги общего пользования экспериментальный «ХайлендерFCHV-4» (Fuel Cell Hybrid Vehicles). Его небольшой топливный элемент выдает 90 кВт, а электромотор развивает крутящий момент 260Нмс места! «Максималка», правда, небольшая - 150 км/ч, да и запас хода невелик (250 км), потому что водород хранится в газообразном виде под давлением 25 МПа (250 атм). Аналогично оснащен 63-местный автобус, в котором две силовые установки от FHCV-4. Он тоже бегает по японским автострадам. Вообще, автобусы на топливных элементах активно продвигают на рынки всего мира. «Даймлер-Крайслер» продал 30 таких машин в 10 евро-пейских стран «на обкатку». Во Франции можно поездить в такси будущего на базе «Пежо-Партнер». КТО ЗАПРАВИТ ВОДОРОДОМ? Ну, а что же нефггяные магнаты - пойдут по миру? Конечно, нет! Некий шейх из Дубая, компании «Шелл» из Америки и «Арал» из Европы уже вкладывают миллиарды в освоение добычи водорода из океана, не забывая и промежуточное решение - так называемое «чистое углеводородное топливо» CHF - Clean Hydrocarbon Fuel. Оно особенно пригодно для преобразования в водород прямо на борту автомобиля. Кстати, электричество, потребное для разложения воды, нет смысла получать на тепловых электростанциях. Ведь тогда СО2 опять пойдет в трубу, только высокую и толстую. Так пусть турбины крутят реки, приливы, ветер или солнце. В последнем случае можно обойтись и без турбин. До недавних пор альтернативой им служили батареи-поляны из фотоэлементов, но ученый из Цюриха Пауль Шеррер придумал нечто новое. Параболическое зеркало фокусирует лучи светила на специальном реакторе, содержащем окись металла, например цинка. При температуре около 2300 градусов окись разлагается на цинк и кислород. Потом металл реагирует с водой, вновь превращаясь в окись, освобождает водород, а затем... все повторяется. Водород, сгорая в моторе, возвращает воду обратно. Цинк вообще не расходуется. В общем - замкнутый цикл. Можно сказать, что автомобиль движет энергия Солнца - и никакой «химии»!1ГШДогоняя ушедший поезд Евро IV, россияне вместе с родным автопромом рискуют не заметить, как посадка в него закончится. А пока 80 000 км без бензина на одном водороде проехал битопливный BMB-750hL. Уже серийный... 1»1