204
205
/СЕРВИССЕДЬМОЙ УЧАСТОК - АГРЕГАТНЫЙКАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ АГРЕГАТОВ - ДЕЛО СЛОЖНОЕ И... НЕВЫГОДНОЕТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ Реставрация отходивших свое двигателей и коробок передач рядовым автосервисам не под силу. Восстановить исходный ресуре (100 тыс. км и выше) можно, лишь соблюдая заводские нормы и допуски, Значит, необходимо оборудование индустриального уровня. Парк станков на все случаи жизни обойдется в копеечку, Загрузить же его удастся далеко не всегда: Для ремонта нужна масса специальных приелосоолений. основная масса клиентов приезжает по другим поводам. Так что промышляют «капиталкой», как правило, немногочисленные специализированные предприятия. Вместе с тем, иногда агрегатный ремонт делать выгодно: в основном, при локальных поломках на свежих машинах. Скажем, залегли кольца, прогорел поршень, развалился синхронизатор или подтипник... Все запчасти-в упаковке, со склада, Мехобработка почти не требуется. Надо Хороший мерительный инструмент - залог качества. лишь разобрать, подогнать, собрать и отрегулировать. Так поступают ив нашем сервисе. Неисправный агрегат закрепляем на стенде. Встроенный редуктор позволяет без труда поворачивать и фиксировать объект в нужном положении. С коробкой передач еще можно кое-как справиться на верстаке. А самостоятельно ворочать тяжеленный двигатель согласится не каждый. Стенд универсальный - в комплект Набор съемников для втулок, сальников и подшипников. входят переходники под разные виды креплений. Все снятые детали надо очистить от нагара и масляных отложений. Обычной мойке, даже с аппаратом высокого давления, это не по плечу. Тут требуется специальная, с элементами химчистки. Работает она непременно по замкнутому циклу кипяток с растворителем в канализацию спускать нельзя. Очистные в виде отстойников и песчаных фильтров тоже не годятся. Моющий раствор используют до полной непригодности, а затем сдают для утилизации вместе с «отработкой». Но не всякую «железку» удается отстирать до блеска. Для таких используют ультразвуковые ванны. После бани детали поступают на дефектовку. Операция ответственная - от нее во многом зависит качество ремонта. Все, что не в допуске, предстоит безжалостно отсеять. Начинаем с проверки геометрических размеров. Инструменты - линейка, штангенциркуль, нутромер с часовым индикатором и сменными насадками, микрометр, призма, большой металлический угольник. Состояние привалочных плоскостей блока и его головки оцениваем на притирочной плите. В некоторых случаях требуется специальный анализ. Допустим, диагностика установила наличие «Тосола» в масле. Одна Сверлильный станок - в числе универсального оборудованияиз вероятных причин - скрытая трещина в корпусной детали. Обнаружить пробоину нелегко. Делают это так. Все «правильные» отверстия затыкают пробками (большие поверхности изолируют прозрачной плитой с резиновым уплотнителем), погружают изделие в ванну с водой и подают в подозрительный канал воздух. Место дефекта определяют по пузырькам. Сварка головки или блока - работа кропотливая и дорогая. Затем, как правило, требуется сложная механическая обработка. В нашем сервисе подобной оснастки нет. Выручает кооперация: отбракованные детали восстанавливают на соседнем заводе. Но оправдано это лишь для подержанных иномарок, запчасти к которым довольно дороги. Правда, цены на стороне тоже «кусаются». Чтобы не распугать клиентов, в этих случаях сервис работает почти без прибыли, «в ноль». Зато позже благотворительность окупается, но уже на других участках. То же касается изношенных коленвалов. Шлифовка особой трудности не представляет. Но еще надо править вал, добиваясь соосности шеек, устранять канавки, протертые сальниками, вычищать масляные каналы. Да и твердость поверхностей трения может подкачать. Мы стараемся не рисковать... Собственные станки делают только самые ходовые операции. Это восстановление «сеточки» для удерживания масла на Точило - скромный, но незаменимый труженик.стенках цилиндра (хонингование), обработка и шлифование тарелок клапанов и их гнезд. Здесь же точат тормозные диски и барабаны. Разумеется, есть на участке и универсальное оборудование. Ведь без сверлильного и фрезерного станков, пресса, тисков и точила не обойтись. Как, например, вернуть к жизни нижнюю головку шатуна, задранную провернувшимся вкладышем? Очень просто. Стачиваем торец крышки, ставим ее на место и фрезой превращаем получившийся эллипс в окружность. Больше всего наименований ручного инструмента и оснастки - около 250 позиций. Съемники, щипцы, оправки, выколотки - всего не перечислить. А вот испытательных и обкаточных стендов нет. Все это делаем «живьем», прямо на автомобиле. Риск невелик - с новыми деталями да по заводской технологии... Единственное исключение - топливный насос высокого давления у дизельного двигателя. Наладить его прямо под капотом нелегко, взять хотя бы расход топлива по секциям. Вот и приходится держать специальную установку. Хотя с дизелем связываться не обязательно: ведь подбор клиентов - дело, как говорят, хозяйское. I»IРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.Стенд для настройки топливных насосов дизелей.