116
117
118
ЭКОНОМИКАНОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ» ЭКСПАНСИЯ «АВТОТОР» СМОТРИТ В ЗАВТРА ЗАВОЛЖСКИХ МОТОРОВ1123Дмитрий Стрежнвв, Генеральный директор ГАЗаа недавнем годовом собрании акционеров ГАЗа были подведены итоги: чистая прибыль предприятия составила 44 миллиона рублей. Вы удовлетворены таким результатом? - Если относиться к работе завода как к сиюминутному бизнесу: три рубля потратил, три пятьдесят вернул - хорошо. Значит, мы не теряем, а зарабатываем деньги. Но все гораздо сложнее, если думать о перспективах, о том, как дело развить. Вот у нас есть «Газель» - мы на ней зарабатываем, но будущее у нее семь, ну десять лет, потом надо что-то другое. А «Волга» и сегодня прибыли уже не приносит, ее рентабельность чуть выше нуля. Значит, с легковым модельным рядом нужно решать сейчас, чтобы через пять лет выпускать какойто иной автомобиль. Если говорить о таких, далеко идущих планах - мы только делаем первые шаги. - А как же стратегия, разработанная в свое время прежним руководством предприятия: «Волга» ГАЗ3111, вседорожники «Атаман-1» и «Атаман-!»... - Надо смотреть на вещи реально: ГАЗ-3111 вряд ли имеет шанс на массовый успех у потребителей. Очень высока цена, а главное - качество ей не соответствует. Этот автомобиль никогда не станет массовым, не заменит на конвейере нынешнюю «Волгу». В его производство, как ив освоение вседорожника, требуется вложить слишком большие средства. Впрочем, «Атаман», возможно, будет, когда деньги появятся. - Но «Базовый элемент» (бывший «Сибал») вроде бы компания не бедная... - Никто не будет вкладывать деньги просто так. Должны быть приличная рентабельность, хороший объем продаж,Н(техническая перспектива. Вот с января будущего года начнем выпускать рестайлинговую «Газель» с дизельным двигателем. А через год и «Волга» будет существенно изменена по ряду характеристик: другие подвеска, стабилизатор поперечной устойчивости, иные стартер, генератор, гидроусилитель. Да, машина немного подорожает (не больше чем на 500 долларов), но зато не будет ломаться. Нашего же потребителя привлекают, прежде всего, надежность и эксплуатационные качества автомобиля. Хотя и внешность «Волги» немного изменится. - Но ведь так долго продолжаться не может. Вы сами говорите: нужно разрабатывать новый модельный ряд, развивать производство. Для этого требуются инвестиции. - Все разговоры в СМИ сводятся к следующему: хорошо бы сделать этакий «мерседес» и продавать его в 20 раз дешевле. Только непонятно, откуда взять для этого деньги и как вернуть потом затраты... Посчитаем: в «Волге» прибыль завода минимальна, ну, скажем, 50 долларов - это 4 миллиона в год. А одна окраска стоит 40 миллионов! Если же мы вложим 100 миллионов долларов в новый автомобиль, то сколько будем эти деньги возвращать? И потребуется вложить не 100 миллионов, а гораздо больше... Кто их даст под такую перспективу? -Где же выход? - Сейчас мы обсуждаем с итальянской компанией ИВЕКО, как сделать завод работающей, устойчивой фирмой. Причем, с небольшими инвестициями - в нынешних условиях только такой путь целесообразен экономически. Мы выделим в самостоятельные производства завод дизелей «Штайр» и завод грузовых автомобилей. Сделаем план развития этих дочерних предприятий ГАЗа совместно с ИВЕКО. Итальянская компания предоставит нам ноухау, технологии - и станет акционером этих заводов. К тому же у крупной западной фирмы больше возможностей привлечь инвестиции. Будем на промплощадке ГАЗа выпускать и «Газель», и «Соболь», развивая эти модели. Бу- I ЭКОНОМИКА]эффективно работать и развиваться, находить зарубежных партнеров, выходы на внешний рынок. Это литейное производство, завод грузовых автомобилей, завод легковых автомобилей. Через полтора-два года все наши совместные проекты должны начать действовать. А пока ближайшая цель - привести в божеский вид традиционный продукт. Для этого мы каждый месяц полтора-два миллиона долларов собствентого: подержанные иномарки ввозят ных средств инвестируем в качество. без НДС, а мы платим НДС - есть - В общем, в ближайшее время радиздесь логика? кальных перемен не предвидится. - Это вы клоните к необходимости - Знаете, это напоминает историю об поднимать ввозные пошлины? узнике концлагеря, которого каждый - Вот только не надо из нас делать день бьют и впроголодь держат, а потом кровожадных людей, которые не дают дают боксерские перчатки и заставляют гражданам покупать восьмилетние на потеху драться с сытым, которого ме«ауди». Я говорю лишь о том, что в госяц мясом кормили. сударстве должны быть долгосрочные Наш автопром со всех сторон давят, условия работы на рынке. А мы десять а потом удивляются, почему наши ма- лет вступали в рынок по приказу - итог подведен? Все декларируемые цели исполнены с точностью до наоборот. Говорили, будет лучше, а получилось «как всегда». Говорили, будет расцвет, получился закат,говорили,будут работать - продолжают воровать. Вот теперь готовимся к вступлению в ВТО. К чему это приведет? Это вовсе не означает, что мы ждем, когда ситуация станет для нас благоприятной и тогда возьмемся за дело. Завод работает, развивается. Есть и хорошие новости: вот выпустили для села 150 грузовиков ГАЗ-3307 с минским дизельным двигателем, соответствующим требованиям Евро П. Есть на них заказы, а если агропромышленный комплекс будет развиваться... Еще сделали своеобразный вездеход на базе БТР - знаете, в Америке есть «Хаммер»? Надеемся, эта необычная машина вызовет интерес у тех, кто работает в условиях бездороотказываемся от производства «Штайшины хуже иностранных. Но ведь есть жья, у любителей экстремальных разра» - со временем все решит рынок. рынок, который создает государство: влечений. .. Да и традиционная продук- А для развития легкового модельуровень доходов населения, налоги, ция предприятия становится лучше: поного ряда тоже будете искать иноцены на сырье. Мы же нормальные, смотрите, как стали выглядеть «волги», странного партнера? понятные люди и хотим делать норокрашенные в новом комплексе. Двена- Сейчас идут переговоры с ФИАТом. мальную технику. Но для этого долждцать цветов, металлик, гарантию от Пока ничего конкретного сказать не ны быть определенные правила игры. коррозии кузова, говорят специалисты, могу, но, надеюсь, в скором времени поА пока, смотрите: цены на сырье, элекможно лет на шесть давать! явится определенность. Вообще наша троэнергию растут, на автомобили же Вообще, поставить ГАЗ на ноги - инполитика - реструктурировать ГАЗ, мы их соответственно поднять не мотересная и притом реальная задача. превратив его из монстра в группу комжем - много машин у нас можно проОчень хочется ее выполнить. пактных заводов, которые в состоянии дать только по невысокой цене. Более ЗАПИСАЛА ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ дем делать дизельный двигатель ИВЕКО и экспортировать оснащенные им автомобили... - Ведь есть же дизель «Штайр»... - Всем понятно, что нужен новый мотор. «Штайр» вряд ли получит широкое распространение: нет сети обслуживания, запчастей, массового производства в мире, поэтому продажа этого мотора за границу нереальна. А у нас нет подходящих условий для его эксплуатации - он требователен к топливу. Нужен более простой по конструкции двигатель и более легкий в обслуживании. У ИВЕКО такие же технические характеристики, как иу «Штайра», но он будет дешевле при массовости производства - с помощью итальянцев мы сможем его экспортировать. У них действуют договоры с рядом стран «третьего мира», а этот рынок нас тоже интересует. Тем не менее, это не означает, что мы совсем