124
125
126
РЫНОК ВРЕМЯ = ДЕНЬГИПОРЯДОК РАСЧЕТОВ Не важно, чините ли вы а этот раз калькулятор автомобиль самостоятельно прикинул, во сколько или на станции техобслужиобойдется «нормо-час» вания - в любом случае теавтолюбителю, решившему ряете время и деньги. До заняться ремонтом своего места ремонта нужно доеавтомобиля в свободное от хать. Подсчитайте километосновной работы время. Но ры до сервисной станции прежде чем стучать по или гаражной эстакады и кнопкам калькулятора, огозанесите в список расходов ворим условия задачи, в коэквивалентные часы и рубих пребывает большинство ли. Одна из главных статей российских автовладельцев. расходов - покупка запчаОбычно чинят машину стей. Если поручите мастеоколо дома или в непосредрам, сэкономите время, но ственной близости - на стопотеряете деньги: детали со янке, в гараже. Не все боксы склада автомастерской окамогут похвастать ямами, да зываются примерно в 1,5-2 и гаражные кооперативы не раза дороже, чем из магазивсегда располагают эстакана. С этой «накруткой» придой для ремонта. Если без ходится мириться тем, кто нее не обойтись, за комфорт не разбирается в подделках при работе под машиной или бракованных деталях. придется доплачивать от 10 Наш электронный подо 50 рублей - такса везде мощник рассчитал стоиразная, хотя время часто не мость некоторых работ. Неограничено. простые и трудоемкие опеИз орудий труда - набор рации оставим за рамками ключей, головок и другой этого обзора, реанимация инструмент - например, сложных агрегатов и сие- i пассатижи, отвертки, молотем (например, двигате- «Ь ток. Хитрые съемники, элекля, коробки передач, троприборы, умные средстэлектроники) - удел спева для диагностики вряд ли циалистов: если им не донайдутся у непрофессиоверять, экономия может нальных ремонтников. Тем обернуться дополнительне менее, иногда требуется ными расходами. и шепинструмент. В общем, Для расчетов калькулявозможны дополнительные тор взял наиболее растраты в размере от 15 рубпространенные отечестлей за шестигранный ключ венные автомобили. Стодо нескольких сотен за поимость обслуживания лезное устройство или незамашины - от «Оки» до «Волменимый съемник. ги», включая расходные маТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ РИСУНОК / ЕЛЕНА БАИРОВА/КАЛЬКУЛЯТОРЧТО ВЫГОДНЕЕ: ОПЛАЧИВАТЬ РЕМОНТ ИЛИ ЧИНИТЬ МАШИНУ САМОМУ?Нтериалы, приведена в табл. 1 (расценки - средние по Москве). Но даже в столице на соседних станциях цена услуг может отличаться вдвое, поэтому всегда делайте поправку на свой регион с учетом уровня сервиса. В табл. 2 даны цены на запчасти - так называемые родные (такие же детали устанавливают на конвейере) или соответствующие им по качеству и стоимости. Но это все теория - калькулятор настоял на показательном жизненном примере. Он подсчитал время и деньги, которые потратили на ремонт владельцы двух «десяток». Машины - одинаковые по возрасту и пробегу, хозяева - люди аккуратные, регулярно обслуживают и ремонтируют свои автомобиСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Почему вы самостоятельно ремонтируете автомобиль?ли. Только один все заботы перекладывает на сервисную станцию, а другой по возможности все делает своими силами (пользуясь нашей одноименной рубрикой). Итак, представим их: первый автолюбитель - по профессии, скажем, врач в частной клинике, второй, допустим, прораб в небольшой строительной фирме. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Сколько часов и рублей потратили автолюбители на каждой операции, видно на диаграмме. Нам остается пройтись по всем пунктам и пояснить цифры на графиках - затраты времени и денег за 20 тыс. км. Чтобы упростить комментарий, опустим общие для обоих владельцев траты на запчасти и расходные материалы (рубли) и на разъезды (часы). Точка отсчета: на одометрах «десяток» пробег перевалил за 45 тыс. км - срок очередного ТО. Врач отправился на станцию сервиса, где, изложив причину своего визита, отдал ключи и уточнил время, когда приехать за автомобилем. Прораб поначалу отправился в магазин «Автозапчасти». Купив масло и фильтр, он не стал искать эстакаду, а поменял смазку во дворе, приподняв передок автомобиля. Слив «отработку» в припасенную канистру и заправив мотор све-• 2 6 % экономлю средства С7м 25 % не доверяю сервису • • Ш 32% получаю удовольствие 117% самостоятельно не ремонтирую I РЫНОК I119.2 Рубли 238.4 357.6 476.8 596 715.2 834.4 953.6 1072.8 1192 1311.2 1430.491201030011] Деньги, потраченные на ремонт в сервисе"ТГТГИИОбслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ-21102:1 - замена масла; 2 - регулировка фар; 3 - замена передних тормозных колодок; 4 - замена задних тормозных цилиндров; 5 - замена задних тормозных колодок; 6 - прокачка тормозной системы; 7 - регулировка ручника; 8 - замена масла; 9 - замена воздушного и топливного фильтров; 10 - регулировка зазоров ГРМ; 11 -установка колес. ТАБЛИЦА 1. СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. РУБ.ПОДВОДИМ ИТОГИ На этом калькулятор прервал свои выкладки - того, что есть, достаточно, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в начало статьи. Итак, сколько времени и денег в результате потратили наши автолюбители? Строитель «угрохал» на машину 12,5 часа против докторских 1490 рублей. Получается, что нормо-час нашего ремонтника-любителя стоит 119,2 рубля. Другими словами, это сумма, которую он «зарабатывает» (на самом деле, экономит, конечно),жим маслом, расчертил стенку трансформаторной будки и вечером отрегулировал фары. А на следующее утро строитель обратился к профессионалам, чтобы выставить углы установки колес - все-таки «сход-развал» разумно делать на сервисной станции. Через некоторое время «десятки» опять потребовали к себе внимания: износились тормозные колодки. По ходу ремонта на обеих машинах поменяли и подтекающие задние цилиндры. При очередном плановом обслуживании (60 тыс. км пробега) врач силами сер висной станции поменял масло, воздушный и топливный фильтры, отрегулировал зазоры в газораспределительном механизме. Прораб опять обошелся своими силами, правда, в этот раз загнал машину на эстакаду - уж больно несподручно менять фильтр тонкой очистки топлива на земле. За предоставленные удобства заплатил сторожу стоянки 30 рублей. Чтобы отрегулировать клапаны, купил за 250 рублей приспособление. Кроме того, пришлось опять терять драгоценное время, приобретая в магазине необходимые регулировочные шайбы.наименование раоот Замена масла и фильтра Замена воздушного и топливного фильтров Замена масла в КП Регулировка фар Регулировка клапанов Замена рулевого наконечника Замена передних тормозных колодок Регулировка ручникаИАЗ-ГШ&З вда-гпог [АЗ-ЗПОИЖ-ZTZS «ика>>100 70 80 90 270 130 150 60100 120 80 90 300 130 150 75100 120 100 90100 70 70 90 300 130 130 60100 70 80 90 270 150 150 75120 180 90ТАБЛИЦА 2. СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ В МОСКВЕ, РУБ.Наименование деталей ВАЗ-21053 ВАЗ-21102 ГАЗ-3110 ИЖ-2126 «Ока» (двигатель (двигатель ЗМЗ-406) УЗАМ-3317) 50 20 30 40 500 200 70 70 450 1000 50 120 100 140 1200 140 140 70 2000 1000 50 230 120 150 800 300 140 150 950 1600 50 20 40 50 950 190 240 70 800 1000 50 20 30 40 700 140 80 70 2000 700Фильтр масляный Фильтр топливный Фильтр воздушный Ремень генератора Ветровое стекло Ремень (цепь) ГРМ Рулевой наконечник Шаровая опора (шкворень) Привод колеса (полуось) Радиаторремонтируя собственный автомобиль. Вопрос далеко не корректный, но все-таки интересно: сколько наш прораб получает на основной работе? Если за час ему платят меньше 119,2 рубля (или примерно 23 тыс. руб. в месяц), выходит, он экономит, ремонтируя автомобиль своими силами. Если его зарплата выше или ремонт сложен и отнимет очень много времени, дешевле довериться профессионалам, которые зарабатывают на жизнь ремонтом машин. И высвободившиеся часы посвятить строящемуся объекту. Ведь сдав его в срок, он заработает больше, нежели сэкономит, лежа под своей «десяткой». Впрочем, это пример скорее не про строителя, а его начальника... А сколько стоит час вашего рабочего времени? И дороги ли услуги ремонтников в вашем регионе? Прикиньте, может, и вам невыгодно чинить автомобиль самому. Правда, многим врачам, прорабам, юристам, журналистам просто нравится в свой законный выходной покрутить гайки. Но затраты на хобби логике не поддаются, и калькулятор их считать не обучен... |ЗР|Солидный пробег серьезно потрепал покрышки, и хозяева отправились на рынок. Врач, поглядывая на часы, решил немного переплатить и собрать колеса в будке «Шиномонтаж» прямо на территории рынка. Здесь же он попросил и установить колеса на машину, конечно, за дополнительную плату. Прораб отказался от недешевых услуг и сложил смонтированные колеса в багажник и салон, чтобы потом в охотку покрутить «баллонник» самому.