IАКТУАЛЬНО | /БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКАРЕШЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ - В ЖИЗНЬ!ПРАВИТЕЛЬСТВО НАКОНЕЦ-ТО ПРИНЯЛО КОНЦЕПЦИ РАЗВИТИЯ АВТОПРОМА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДАТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОУра, россияне! То, о чем в течение почти полутора лет вешали с высоких трибун депутаты и министры, а мы - обсуждали на кухнях ив курилках - свершилось! После долгих, мучительных сомнений премьер-министр подписал-таки концепцию развития автомобильной промышленности России (далее - КРАПР); правда, для этого потребовался требовательный окрик Президента. И что изменилось в нашей жизни? Внешне - вроде бы ничего. ГАЗ, например, объявил об очередном повышении цен на свою продукцию - других событий за месяц, кажется, не произошло. Но, может, случились изменения глубинные? Попробуем заглянуть в концепцию...И МЕЖДУ СТРОК КРАПР - это распоряжение правительства № 978-р на 15 страницах убористого текста. Знакомишься с ним и все время мучаешься мыслью - ведь где-то я это раньше видел, читал, конспектировал... Ба, да это же решения очередного съезда КПСС, которые надо немедленно претворить в жизнь! Не в смысле лозунгов, не поймите меня превратно, а в принципах построения, лексике, подбору тезисов. Согласитесь (те, кто это помнит): пресловутые решения были по сути своей очень правильным и хорошим документом. Излагались задачи, которые надо было решить (например, обеспечить всех квартирами к 2000 году или построить БАМ)... Замечательные цели, спору нет! Правда, никаких экономических расчетов не прилагалось (верьте на слово), но в целом замечательная была брошюра! Читаешь - и умиляешься: как мы будем жить хорошо... Вот так и КРАПР, главы которой, кажется, целиком списаны с разных экономических учебников (что вполне понятно - от гневной речи Президента в Казани до появления документа прошло меньше недели). Совершенно правильно изложены как конечные цели («насыщение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии ибезопасности»), так и пути их достижения («стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильном рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи»). Уффф... И так далее, на 15 страницах. Чтобы найти хотя бы малейший намек на конкретику, надо здорово постараться. На странице 2в качестве приоритетных названы «увеличение производства легковых автомобилей особо малого и малого классов», а также «обновление парка автобусов общественного пользования». Это уже кое-что! Мы люди умные, 70 лет советской власти научили читать между строк. Вероятно, это означает, что АвтоВАЗ государство поддерживать готово, так же, как и грузовое производство на ГАЗе, и весь холдинг «Руспромавто» в целом, а вот на «Москвиче», где пытались делать представительские автомобили, можно смело ставить крест. Самый главный раздел концепции это, конечно же, «Меры государственной поддержки». Вот это совершенный образец партийного подхода к подготовке документа! Среди двух десятков тезисов типа «организовать», «совершенствовать», «стимулировать», «содействовать» и т. д., как ни ищи, нет тезиса, которого так ждали все инвесторы, желающие (или желавшие) вкладывать свои деньги в наш автопром, - о налоговых льготах и защите инвестиций. Нет такого пункта. Не дождетесь, господа! Да, чуть не забыл! Есть еще один конкретный пунктик - «выравнивание таможенных платежей для юридических и физических лиц при ввозе на таможенную территорию РФ подержанных легковых автомобилей». Помнится, по поводу этого параграфа, а также другого («на импортную автотехнику, бывшую в эксплуатации более 7 лет... установить ставки таможенных пошлин, соразмерные ставке на новый автомобиль») раздавалось множество радостных возгласов. Значит, не видать «драконовских» пошлин! Справедливость наконец-то торжествует! Ура-ура! Но не будем торопиться. ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ? Не всякий знает, что концепция, даже одобренная распоряжением Правительства, не имеет нормативного характера. То есть с точки зрения закона это не более чем свод рекомендаций, на основании которого в течение отведенного срока примут другие документы. Нормативные. А какие они будут - стало понятно уже через несколько дней после того, как премьер М. Касьянов поставил свою подпись. Начальник департамента тарифного регулирования Минэкономразвития А. Кушниренко заявил, что в ближайшее время последует решение повысить ставку таможенных пошлин на старые иномарки в несколько раз - это все, мол, было согласовано еще в январе и никто не отменял. Причем это никак не противоречит концепции! Так что суть легко укладывается в один недлинный абзац на с. 3: «Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции». Все остальное - извините, не более чем набор рассуждений на тему «Как было бы хорошо, если бы у нас была современная промышленность». ...Но все-таки приятно, что концепция появилась вообще. У авиастроителей такой нет, и у кондитеров нет, и даже у секретных физиков - тоже. А еще мы теперь знаем, какую важнейшую роль в экономике играет автопром... I»I