76
78
80
ТЕХНИКАМАН, «ГРУЗОвИК ГОДА- 2001 ВМОСКВЕ ~МУЖСКОЙ IТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ ФОТО / АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ/ДАЛЬНОБОИВроде. В комплекте с высокородным ся мощнее, экономичнее и экологиченемцем отечественные «борта» не выски чище. На EDC возложена еще одна пятый раз, начиная с 1977 года, глядят бедными родственниками, а стоважная для «дальнобойщика» функМАН признан грузовиком года. ят дешевле импортных. И тем не менее ция - автоматическое поддержание заНаконец-то лауреат, МАН TG-A, 144 тысячи евро за такой автопоезд не данной скорости - «Темпомат». появился ив России. TG-A- Txucknology всякому по карману. Должное внимание уделено системе (производное от Truck и Technology) питания: фильтры с подогревом, доGeneration, А - тяжелый класс. НА ОДНОЙ ЗАПРАВКЕ - 3000 КМ полнительный водоотделитель. АлюВ Россию он прибыл головастиком - в Машина может быть оснащена диземиниевый бак объемом 600 л успешно виде шасси. Кузов и прицеп-низкорам- лем D2866 или D2876 в исполнении Евпротивостоит коррозии. На заказ могут ник изготовили уже в Великом Новгоро Ш мощностью 410 и 460 л. с. соотустановить их два или один на 1000 л. ветственно. Эти двигатели хорошо Имея запас хода 3000 км, можно, не заизвестны в России, а потому пробправляясь, пересечь Россию с севера на лем с их ремонтом и обслуживаниюг на проверенной, домашней солярке, ем нет. Такая же рядная «шестерне рискуя нарваться на какой-нибудь ка» объемом 12 литров стоит на АЗС на бодяжное топливо. МАЗ-МАНе (ЗР, 2002, № 5). Турбонаддув, охлаждение наддуЦАРСТВО ГИДРАВЛИКИ вочного воздуха, ресурс до 1,5 Сцепление F&S («Фихтель унд млн. км и широкое применение Сакс») надежное и простое: однодисэлектроники у ведущих фирм давно ковое, диаметром 430 мм, с диафрагстали нормой. менной пружиной, электрогидравлиЭлектронная система EDC управляческим приводом и пневмоусилитеет топливным насосом и оптимизирулем. Управляется не только традициет работу двигателя. Мотор становит- онной педалью, но, начиная сV переПоднять кабину поможет электронасос. У других дачи, также кнопкой на рычаге КП, машин ручной, устанешь качать монтажной. что весьма удобно. Бывалые помнят: ТЕХНИКАподобная система устанавливалась на «запорожцы» ЗАЗ-968МР в 70-х годах. Электроуправляемая вакуумная камера в сочетании с обычным гидроприводом позволяла даже инвалидам легко управлять автомобилем. Коробка передач ZF («Цанрадфабрик») с делителем и демультипликатором в совокупности дают 16 передач. Между рычагом переключения и коробкой нет жесткой механической связи, а значит, и отверстия под рычаг в полу кабины - обычного источника шума. За четкость и правильность включения отвечает гидросистема Comfort Shift. К коробке пристыкован гидравлический трансмиссионный тормоз-интардер. Одним движением подрулевого рычажка можно эффективно осадить груженый автопоезд, не перегревая колесные тормоза. Весомое дополнение к ним и моторному тормозу-замедлителю. Ведущие мосты у МАНа традиционно только собственного изготовления. В России они известны давно и снискали отличную репутацию. По лицензии МАНа мосты с планетарными редукторами делала венгерская фирма РАБА. Именно их ставили на «икарусы», советские ЛАЗы и ЛиАЗы. А после списания автобусов «дальнобои» выменивали эти мосты за ящик водки, и они ходили еще столько же на МАЗах или КамАЗах. На самосвалы и спецшасси для строительной техники устанавливают мосты с планетарными редукторами, мирясь ради надежности с их более низким КПД. Однако на шоссейных машинах борьба за уменьшение расхода топлива заставила применять одинарные гипоидные передачи. Блокировка дифференциала с электрогшевматическим управлением будет полезна на обледенелых подъемах, но с колесной формулой 6x2, обычной для магистральных грузовиков, на российскую грунтовку лучше не выезжать.В ПОДВЕСКЕ - ВОЗДУХЗдесь она пневматическая. Передняя компоновочно похожа на стойку «Мак-Ферсон» - пневмобаллон и гидравлический амортизатор объединены. Сзади амортизаторы и пневмобаллоны разнесены и заменить их, если понадобится, несложно даже в дороге. У пневмоподвески МАН TG-A есть еще одно достоинство - изменяемый клиренс. Причем для всех осей вместе или по отдельности. Пределы регулировки - 90 мм вниз или 145 вверх от транспортного положения - позволяют подогнать высоту пола под уровень погрузочной рампы. Естественно, вместо капризных пневматических регуляторов уровня - электроника.ЭЛЕКТРОНИКА ТОРМОЗИТ БЫСТРЕЕСтремясь максимально сократить время срабатывания тормозов и уменьшить путь автопоезда до остановки, конструкторы установили на всех осях грузовика механизмы с вентилируемыми дисками. Распределением сил по осям тягача и прицепа ведает электронноуправляемая система - EBS. Объединены в единый блок ЕСАМ (электронный блок контроля и управ-Верхние ступеньки прикрыты дверью - на них не будет ни грязи, н льда. и ления пневмосистемой) защитные клапаны контуров, регулятор давления, осушитель воздуха с силикагелевым патроном и система диагностики. Два огромных одноцилиндровых компрессора, спаренных в один блок, и ЕСАМ обеспечивают сжатым воздухом не только тормоза, но и пневмоподвеску всего автопоезда. Вместе со ставшими традиционными АБС и ASR «электронные мозги» постоянно контролируют и корректируют действия водителя, что позволяет сократить тормозной путь на 15-25%, а это не мало.Необычный элемент подвески: Однодисковое сцепление с пневмобаплон и амортизатор объедиафрагменной пружиной ходинены. Как будет работать у нас, дит более 500 тыс км надо еще проверить.Альтернатива ручному солидолонагнетаНа МАНе все тормоза дисковые - ремонтирутелю - централизованная система смазки ются легко и быстро. BJJJJJ шасси. MAN TG-A 26.413 FNLLC ОБЩИЕ ДАННЫЕ: колесная формула - 6x2; полная масса автопоезда - 44 000 кг; расход топлива - ориентировочно 30 л/100 км. Д ВИ ­ Г АТЕЛЬ : МАН D2866LF28, дизельный, шестицилиндровый, с турбонаддувом и интеркулером, Евро III; рабочий объем - 11 967 см 3 ; мощность - 301 кВт/413 л. с. при 1800-1900 об/мин; максимальный крутящий момент 1860 Н-М при 900-1300 Об/МИН. ТРАНСМИССИЯ: сцепление - одно дисковое диафрагменное; коробка передач - механическая 16-ступенчатая с пневмоусилителем и гидроприводом механизма переключения, З АДНИЙмост : гипоидная главная передача с блокировкой дифференциала. Передаточное отношение - 3,36. П ОДВЕСКА : зависимая, пневматическая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, Т ОРМОЗА : дисковые, раздельные с электронно-пневматическим приводом, энергоаккумуляторами, Р УЛЕВОЕУП ­ЛИЦО ГРУЗОВИКА Ясно - это кабина. Она у TG-A запоминающаяся, сохранившая фамильные черты, а потому узнаваемая. Маркируются кабины на TG-A почти как одежда: L, LX, XL и самые большие XXL. Обаяние и... функциональность, гармония, поверенная точностью аэродинамических расчетов. Две ниши в бампере нужны не только для обдува радиатора, но и служат ступенями, помогая водителю добраться до щеток стеклоочистителей или протереть стекло. Высокие двери надежно закрывают две верхние ступеньки лестницы. Зимой они не обледенеют, а значит, меньше риск поскользнуться и упасть с полутораметровой высоты. Приятна забота об экипаже: пневмоподвеска сидений, электропривод зеркал, стекол дверей и люка в крыше, широкий диапазон регулировок руля и сидений, множество вещевых отсеков и другие мелочи в дальней дороге совсем не излишества.Отсек кабины для отдыха лучше, чем купе в СВ. не хватает лишь услужливой проводницыРАВЛЕНИЕ:с гидроусилителем,РАЗМЕРШИН: 315/70R22.5. Ц ЕНА (в базовой комплектации) - 1 44 тыс. евро.В стандартной комплектации - ковер на полу. Честно говоря, это удивило. Забьется ворс, и никаким моющим пылесосом его потом не вычистить. В России аккуратный водитель, скорее всего, положит под ноги резиновые коврики-корытца. Холодильник - в каждой машине. Конструкторы спрятали его под нижнюю спальную полку, кстати, довольно широкую - 80 см. Верхняя поскромнее, всего 70 см. Создать уютный полумрак для ночлега призваны шторы с электроприводом (интересно, сколько они стоят?) и маленький плафон-ночничок. Кондиционер и печка-автономка создадут в «каюте» комфортную температуру. Тоску по дому приглушит хорошая музыка и любимые песни. Водителю и штурману петь самим не обязательно, на то есть CD-чейнджер. А шумов и вибраций от 12-литрового мотораменьше, чем в иной легковушке, - автомобиль соответствует самым жестким европейским нормам и удостоен сертификата «L» - грузовик с низким уровнем шума. Большое внимание - пассивной безопасности. Специальные элементы кабины при аварийном столкновении смещают ее назад, гася часть энергии удара. По заказу установят и подушки безопасности. МЕЧТОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ Конечно, это красивый, современный, мощный грузовик. Ездить на нем - мечта любого российского дальнобойщика. И мечтой, видимо, это останется еще долго. Цена в Москве седельного тягача серии TG-A - 95 тыс. евро, MAH-F2000 - 86 тыс. евро. Уж если кто и купит эти машины, то скорее всего тюменские нефтегазовые шейхи или водочные короли. А небольшая фирма-автоперевозчик (учредителями которой выступают сам водитель и его теща), разбогатев, скорее возьмет новую «Сканию-Гриффин» за 60 тыс. евро. Или шести-восьмилетний МАНF2000, или «Мерседес-Актрос» за 20-30 тысяч. Накладна иномарка ив ремонте. Нет таких машин, которые в России не ломаются. Но устранить неисправность в тормозной системе, напичканной электроникой, сможет только автослесарь с мозгами хакера. А запчасти к МАНу в среднем в два раза дороже, чем к «Актросу». И это в Москве, а когда и за какие деньги их привезут, скажем, на Урал - неизвестно... 1»1