110
I ЭКОНОМИКА |- Они неоднозначны, можно понимать их и так и сяк! - возмущается Александр Клевлин, президент вазовской Ассоциации производителей автомоНУЖНЫ ЛИ НАШЕМУ АВТОПРОМУ бильных компонентов. - А закон о защите иностранных инвестиций вообще КОМПОНЕНТЫ МИРОВОГО УРОВНЯ? КамАЗ, ПАЗ и белорусский МАЗ. «Раз- не работает - одни лозунги да декларатекст / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ очему у нас не могут делать хоро- местив производство большинства ком- ции. хороКаков же общий объем иностранных шие машины? Очень многие зада- плектующих в России, мы вышли на задают этот невинный вопрос, затрагиуровень российских цен», - поделился с инвестиций в производство автомовающий массу обстоятельств - от коннами директор СП Владимир Киржнер. бильных компонентов в России и как струкции автомобиля до компонентов, В Саратове фирма «Бош» имеет СП с он изменялся по годам? Куда мы тольиз которых он состоит. О них-то и погоАвтоВАЗом (доля «Бош» - около 99%) ко не стучались с этим вопросом, но так ворим. Как справедливо заметил на запо выпуску компонентов электронного и не получили ответ. В комитете Госдуседании правительства РФ глава Минвпрыска топлива. В 2002 году изготовмы по энергетике, транспорту и связи промнауки Илья Клебанов, «без новых, лено 293 тыс. блоков управления двигавысказали мнение, что этих цифр вообсоответствующих мировым стандартам телем, более 2 млн. датчиков кислорода ще никто не знает. компонентов, что бы мы с вами ни прии т. д. Комплектующие тоже локализоКрайне сомнительно, что где-то судумали, качественного автомобиля нам ваны (поступают от российских произществует и реестр российских произвоне создать». дителей автокомпонентов. АвтоВАЗ, водителей). Сегодня часто услышишь: отечестНо оставим пока примеры. Лучше разумеется, знает своих поставщиков, а венные предприятия не способны пронапомним о тех препонах, которые НАПАК (Национальная ассоциация производителей автокомпонентов) - 80 изводить такие компоненты: технолосдерживают инвесторов. гия и оборудование устарели, на по- Больше всего мешает таможня с ее своих членов, но ведь производителей, купку новых нет средств, а потому не придирками и волокитой, - рассказал не говоря уже о потенциальных, в деобойтись без инвестора, лучше всего - нам В. Киржнер. - Мы ввозим некотосятки раз больше! иностранного. К сожалению, это праврые комплектующие, которые в России «Форд» держит в России 25 специалида, но - не вся. Дайте сейчас нашему сегодня не могут производить, - и стов, которые мотаются по стране в попроизводителю все самое современное оформление деклараций длится до исках достойных партнеров. Перебрав - и он, скорее всего, вылетит в трубу. трех недель вместо 10 дней, предусмотболее двухсот предприятий-кандидаПотому что АвтоВАЗу, ГАЗу и др., воренных таможенным законодательсттов, отобрали пять. Эти цифры говорят обще говоря, компоненты мирового вом. Иностранцам трудно понять тане только о низком уровне нашей автоуровня не нужны. Им подавай попрокие особенности нашего рынка. компонентной промышленности, но и ще, чтобы можно было собирать автоДа, непонимание национальных осоо том, что никто по-настоящему не замобили ценой 5 тысяч долларов, ведь бенностей губительно для инвестора. интересован в притоке туда инострандешевизна - единственное достоинство Мы позвонили в подмосковное ЗАО ных инвестиций. Иначе бы создали инродимых «лад» и «волг». «Аутолив», принадлежащее на 100% формационную базу - скажем, под эгиодноименному шведскому концерну. дой Торгово-промышленной палаты, Предприятиям с иностранными инвестициями все же легче по многим От фирмы в Дубне, основанной в 1996 чтобы каждый следующий инвестор не статьям, особенно если инвестор имегоду и выпускавшей ремни безопасноначинал поиски с нуля и не транжирил нит, богат и чувствует себя на предпристи, остался только юридический адвремя, которое, как известно, деньги... И все же, несмотря ни на что, иноятии хозяином. Такого интересует не рес. Оборудование вывезено за рубеж, сиюминутная прибыль, а выход на перпрошедшие обучение в Швеции работстранные инвесторы тянутся в Россию. спективный рынок страны, имеющей ники уволены. «Аутолив» делал главПара свежих примеров: в Жигулевске вдобавок недорогие ресурсы. Он моную ставку не на ремни, а на подушки строится аккумуляторный завод мощжет позволить себе работать на тот же безопасности и наивно предлагал их ностью 1 млн. батарей в год, принадлетольяттинский конвейер по приемленашим автозаводам. Не понадобились. жащий на 90% испанской компании «Тюдор», а в Воронеже на базе шинномым для АвтоВАЗа ценам. Кто-то скажет: плохо изучали наши го завода финская компания «Нокиан Вот примеры. В Чистополе (Татарстан) законы. Впрочем, в них зачастую сам Тайрес» и российская «Амтел» собирафирма «Сименс ФДО» имеет 76% в усчерт ногу сломит, а не то что иностраются выпускать на паритетных начатавном фонде совместного предпринец. лах современную «обувь» для автоятия, которое возникло в 19% году на мобилей... базе местного часового завода «Восток» (немецкая сторона вложила не«Упускаем, может быть, последсколько миллионов марок). СП постанюю возможность войти в мировой вляет АвтоВАЗу комбинации приб« рынок комплектующих изделий для ров для 50-55% автомобилей «дев: автопрома», - писали мы около двух го» семейства и для 80-85gy назад (ЗР, 2001, № 1). Спокойно! цатого». Кроме того, обести все-таки вскочим на подхографами («черн: у уходящего поезда. 1»1ДОГОНЯЯ ПОЕЗД/ИНВЕСТИЦИИП