70
71
I ТЕХНИКА |ны Гостехнадзора, а водители должны иметь «права» тракториста. По проселочной дороге угнаться за «Альткамом» на обычном легковом автомобиле непросто. Большие колеса легко глотают мелкие и средние неровности, наводя на мысль, что подвеска, в общем-то, не нужна. Она«БАРНАУЛТРАНСМАШ» ГОТОВИТСЯ ВЫПУСКАТЬ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕИ МИШИНМОТОРЫ9/200270вступает в работу лишь на пересеченной местности, вызывая чрезмерную раскачку кузова. Забегая вперед, скажем, что на серийных машинах вместо одинарных пружин будут устанавливать сдвоенные - более жесткие и энергоемкие, снижающие вероятность резонансных колебаний. Ознакомительный тест позволил Задняя часть салона оценить способность автогрузопассажирская. мобиля преодолевать водные преграды. Средняя скорость передвижения на воде составила 5-7 км/ч. При этом машина уверенно входила в воду и выходила на берег. Несмотря на некоторые недостатки, свойственные макетному образцу, «Альткам-2992» отвечает целям создателей. Его успех и продвижение на рынке внедорожников будет зависеть от того, насколько успешно фирма реализует намеченную программу, воплощаемую при поддержке Русского национального инвестиционного банка. До конца 2002 года планируется изготовить 20-30 автомобилей, чтобы завершить сертификационные работы и провести полномасштабные доводочные испытания, в 2003 году - довести выпуск до 300 шт., а в 2004-м - до 500. 1»1Защита водомета и противоподкатный брусОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ Перед командировкой в Барнаул мне довелось познакомиться с дизельной «четверкой» - ВАЗ-21048, проходящей ресурсные испытания в НТЦ ВАЗа. Этот вариант с атмосферным дизелем ВАЗ-343 - 1 , 8 л еще не доработан шуму выпуска (конструкторы «Барнаултрансмаша» уже создали другой, но до Тольятти он пока не «добрался»). Впрочем, оценить основные ездовые качества можно и на этом образце. В салоне, кроме меня и вазовского испытателя, «сидят» три наливных манекена, имитирующих полную нагрузку. Главная передача у этой «четверки» - самая «длинная» из тех, что есть у «классики», с передаточным отношением 3,9. Такое изменение логично - ведь мощностные показатели мотора возросли. Кстати, в связи с увеличением рабочего объема дизеля установили аккумулятор повышенной емкости - 65 А-ч и более мощный генератор. Его позаимствовали у впрысковой «Нивы» ВАЗ-21214. Поехали! Очень короткие первая и вторая передачи. Чуть медленнее «перебираю» третью, четвертую и выхожу на пятую. Уже с 50 км/ч (на тахометре при этом полторы тысячи оборотов) на ней едем вполне уверенно и даже немного ускоряемся. Приноровившись к характеристикам дизеля, можно легко оставлять позади бензиновых родственников. Выбираемся на шоссе. Машина уверенно держит заданную скорость, практически не реагируя на рельеф местности. В иной подъем «зажигалка» (с бензиновым двигателем) не то что четвертой - третьей передачи запросила бы. А дизелю хоть бы что, идет на пятой. Теперь о шуме. Пока обороты мотора не перевалили за 2500, его уровень в салоне вполне привычный. При этом на IV передаче скорость 70 км/ч, на V - около 80. Лишь на рычаге коробки передач ощущается легкий «дизельный зуд». На трех тысячах (около 100 км/ч) шумно, но терпимо. Еще через 500 об/мин (чуть больше 110) наступает предел, выше которого салон наполняется гулом. Понятно, что с таким шумом надо бороться. Трансмиссия, рассчитанная на резвые бензиновые двигатели, для низкооборотного дизеля «коротка». Похоже,Дизель - тонкий агрегат требует точного подбора деталей. Каждый поршень взвешивают и промеряют. Леонид Новиков: «Наш дизель должен понравиться автомобилистам».С АЛТАЯJl.l^H* пПОсталось прежнее желание «растянуть» трансмиссию. - Но это уже задача для производителей автомобилей, которые будут устанавливать дизель на свою машину, - говорит Новиков. - А наша - в этом году сертифицировать новый мотор и выпустить пилотную партию 25 штук. В следующем мы планируем сделать уже 500 таких двигателей, а в 2004-м - 2,5 тысячи. Надеемся, с освоением дизеля 1,8 у «Барнаултрансмаша» откроется второе дыхание. Новые моторы в турбоварианте подойдут и на «нивы» любого размера, и на мини-вэн ВАЗ2120. Наверняка ими заинтересуется и фирма «БРОНТО» - банковским «броневичкам» дизель никак не помешает, и «ВАЗинтерсервис» со своими полурамными пикапами. А еще планируем поставлять «343-й» мотор сызранской «РосЛаде», думаем о дизелизации ИЖа. Для начала попробуем «полторашку» (ВАЗ-341 - 1 3 л), затем «атмосферник» 1,8, а для полноприводного автомобиля будет в самый раз его турбоверсия. Но сфера наших интересов не ограничена только автомобилями - на испытаниях дизель-генераторные установЛиния сборки дизелей, пока мелкосерийной./ПЕРСПЕКТИВАки. С полуторалитровым мотором мощность такой установки - 16 кВт, с атмосферным «343-м» - уже 24, а наддувным 3431 - 30 киловатт. Есть и «речная» полуторалитровая модификация для катеров, она уже пользуется хорошим спросом. ОТ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ К ТРИДЦАТИ Компания СОК, купив завод дизелей, пытается вдохнуть в него новую жизнь. Определена главная линия «Барнаултрансмаша» - повышение качества продукции и снижение себестоимости. Обе задачи взаимосвязаны, а их решение возможно только при переходе от нынешнего, мелкосерийного производства к более высокотехнологичному серийному. Сегодня потенциал завода - 3,5 тысячи дизелей в год. Но до сих пор, работая только в одну смену, он производит 1,5 тыс. шт. - больше ВАЗу не нужно. Потому и ищут дополнительных партнеров, таких, как «РосЛада» и «Ижмаш-Авто». Стратегический план по наращиванию производства разбит на три этапа. Первый, на текущий год - довести производственный потенциал до 5 тысяч. Второй, на 2003-й - освоение дизеля 1,8 и увеличение объема производства до 10 тысяч моторов. Третий, на конец 2004-го - выход на 30 тысяч. Жизнь, однако, корректирует планы - не всегда в лучшую сторону. Решено передать изготовление некоторых деталей специализированным предприятиям. Например, комплекты «поршень-палец-стопорные кольца» будет поставлять костромской завод «Мотордеталь», об изготовлении форсунок ведутся переговоры с АЗПИ (Алтайским заводом прецизиоЕшых изделий), алюминиевое литье и РТИ будут свои, барнаульские. Увы, делать топливный насос высокого давления для легкового дизеля в стране пока никто не в состоянии - приходится закупать импортный. Под вопросом пока два момента. Для блока цилиндров 13л нужна новая отливка: ее, как и для 1,5-литрового мотора, будет поставлять весьма загруженное чугунолитейное производство ВАЗа. Вторая сложность касается турбодизеля - не все ладится с освоением производства турбокомпрессоров на Воронежском мехзаводе. Запасной вариант - японский аналог, более дорогой. ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК Несмотря на то что львиную долю времени занимает решение насущных проблем, трансмашевцы не забывают ио перспективах. Прикидки показали: если перекомпоновать навесное оборудование, дизель 1,8 разместится поперек моторного отсека - а значит, подойдет и для «десяток», и для «Калины». Объем двигателя можно безболезненно довести до 2,3 л, создать пяти- и даже шестицилиндровый вариант, а в планах - дизель с непосредственным впрыском. Такой, который может соответ- J * 0 Bi ствовать нормам токсичности гч-t Евро IV. 1»1 _Хглавную пару можно «удлинить» до 3,5 (и для снижения шума будет полезно). Да вот беда - при существующих габаритах редуктора конструкция получается ненадежной. Остается «растягивать» ряд в коробке передач. Сегодня на ВАЗе он только один, ориентированный на бензиновый мотор. ДИЗЕЛЬ «ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ» О нем ио перспективах изготовления двигателя ВАЗ343 на «Барнаултрансмаше» рассказал его новый технический директор Леонид Новиков - выходец с ВАЗа, где работал ведущим специалистом по дизельной тематике. Но для начала сделал «упреждающий» маневр - дал опробовать машину с доработанной системой впуска. Совсем другое дело! Теперь, не рискуя оглохнуть, можно безболезненно крутить мотор во всем диапазоне. Конечно, бесшумным он не стал - слышно, что дизель. Но эффект налицо!1 шГш1—•—I 'г~i \[ 1IНа щитке п риборов дизельных «четверок» - сигнализатор свечи накаливания.