196
197
198
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |«ГАЗЕЛЬ»: НА ISO НАДЕЙСЯ...ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ/РЕВИЗОРСИСТЕМА КАЧЕСТВА ИЛИ РАБОТА НА СОВЕСТЬ?Если Америку построил пикап, то капитализм в новой России, без сомнения, строит «Газель». Появившись восемь лет назад, она сразу же захватила нишу развозных грузовиков. Взяла практически без боя - серьезной альтернативы среди отечественных автомобилей не было вовсе, а иномарки пятикратно проигрывали в цене. За это прощали ей все: и слабый, вечно перегревающийся и детонирующий двигатель, и слезающую после первой зимы краску, и лязгающие борта. В общем, были рады тому, что есть (см. ЗР, 1997, № 10; 1999, № 9; 2000, №10; 2002, №5). Но ушли в прошлое телевизоры «Радуга», научный коммунизм и махорка по пятаку за пачку. Ушли и пятаки, уступив место более крупным купюрам и доллару. Поднакопив их, владелец старенькой «Газели» подумает: а не пора ли поменять ее, к примеру, на «Форд-Транзит» или другой импортный аналог? Деньги деньгами, а комфорт и надежность иномарки сберегут нервы и здоровье, его-то не купишь! И что же, уповая на относительно невысокую цену, ГАЗ продолжает штамповать все ту же машину, нимало не заботясь о лечении ее детских болезней? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы отправились в Нижний Новгород.По этим россыпям можно изучать технологический процесс сборки.мСтаринный мотор ЗМЗ-402 на новых «газелях» уже не встретишь. На смену пришли УМЗ-4215 и более современные ЗМЗ-4063. А чтобы они не кипели, в бампере сделаны ВЗГЛЯД НАЗАД На грузовой модели весны 2002 года изменения к лучшему дополнительные окна для воздуха и увеличены обороты налицо. Борта кузова стали гладкими - грязь с солью не задервентилятора. В системе охлаждения появилась пароотводживаются в складках стального листа и не забиваются в щели. ная трубка, предотвращающая «завоздушивание». Вместо приваренных вдоль бортов грибков для тросика тента Радиатор, который раньше стоял у самого бампера и - аккуратные анодированные скобки. Такие борта легче мыть страдал при его малейшей деформации, теперь «отъехал» и шансов для коррозии меньше. К тому же кабина и кузов пеназад и без последствий переносит небольшие тычки. ред покраской проходят катафорезное грунтование, что еше Главный цилиндр сцепления, прежде, бывало, отрывавбольше увеличивает их антикоррозионную стойкость. шийся вместе с «мясом» кабины, стоит прочно - внедрен усилитель переднего щита. Проходят испытания опытные Глушитель горяч, бензин горюч! При Шкивы моторов УМЗ измочалят люобразцы тентов измененной конструкции. Но когда пойдут пожаре звонить 01. бой ремень. в серию - неизвестно. К примеру, новая промежуточная опора карданного вала, так называемая «ромашка», ждала очереди три года, при том, что ее преимущества перед прежней конструкцией очевидны! Сегодня за такой срок иная фирма успевает сменить модель автомобиля. Передние рессоры стали малолистовыми и жалоб на скорое их проседание пока, кажется, нет. Передние концы всех 2002 рессор через сайлент-блоки закреплены в чугунных кронштейнах. Конструкция, конечно, лучше прежней, когда вес автомобиля воспринимали узкие тарельчатые шайбы, но * \кт Б ЮР ОПУТЕШЕCJ BJ1 Йтолько пока болты добросовестно затянуты. Стоит затяжке ослабнуть, как они тут же разобьют отверстия и трудоемкий ремонт обеспечен. Так или иначе, но машина потихоньку совершенствуется. Более того, в 2000 году ОАО «ГАЗ» получило сертификат соответствия системы качества сборочно-кузовного комплекса легковых и грузовых автомобилей национальным и международным стандартам ISO 9002. Что ж, наличие столь уважаемого документа, наверное, должно гарантировать качество машины. Но бумага бумагой, а убедиться самим все же надежнее... Итак, на несколько часов в нашем распоряжении грузопассажирская «Газель» ГАЗ-2705 последних дней выпуска, взятая у одного из официальных дилеров автозавода. Машина прошла предпродажную подготовку и готова отправиться к покупателю. Подчеркнем, дилер официальный и рекомендовавший его ГАЗ, видимо, доверяет ему на все сто! Опасаясь эксклюзивной подготовки машины, мы поначалу хотели сравнить ее с теми, что продают по всей России, и заехать инкогнито в любой другой магазин где-нибудь во Владимире или в Москве. Но не станем забегать вперед. ВИД СВЕРХУ Под огромным мостом-путепроводом ждет своих покупателей добрая сотня автомобилей - «волги», «газели», «баргузины», «соболи». Практически под каждой машиной небольшая лужица с налипшим на нее тополиным пухом. Выяснять, каким недержанием страдает каждый конкретный автомобиль, не стали - есть лужа, значит, по крайней мере, в агрегаты что-то залито, а это уже обнадеживает. Заглядываем под капот. Как обычно, шкивы двигателей УМЗ установлены с перекосами. Несовпадение ручьев, скорее, правило, а не исключение. Зато корпусы термостатов теперь опломбированы - винт со срезающейся головкой и мазок краски - некоторая гарантия того, что термостат на месте. Технической нужды в пломбировке нет, но еще год назад по пути от завода до покупателя термостаты исчезали. Электропровода местами натянуты до звона, а одно из реле закреплено за одно ухо - иначе не дотянуться. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ Вишневая «Газель» бодро бежит по Нижнему Новгороду. В салоне нас пять человек, багажный отсек пуст. Шестнадцатиклапанный карбюраторный мотор ЗМЗ-4063 играючи справляется с нагрузкой, уверенно разгоняет машину, без видимого напряжения поддерживает высокую скорость. В салоне тишина - даже при 90 км/ч можно разговаривать, не повышая голоса. Однако отчетливо слышна детонация двигателя - возможно, залит не лучший бензин. Впрочем, дилеру виднее. Крены кузова в поворотах, на наш взгляд, излишне велики. Стабилизаторы были бы очень кстати, но завод комплектует ими только грузовички с будкой. Впрочем, можно установить самостоятельно - комплекты есть в продаже. К органам управления и контроля особых претензий нет. Все работает в штатном режиме, но комбинация приборов на каждой кочке скачет в проеме панели в пределах одного сантиметра от среднего положения. Это без привычки утомляет. То, что дрожит бесшумно, - слабое утешение: чтобы разглядеть показания, нужно подгадать ровный участок дороги.;(о^[Жм. "Новослободская", ул. Долгоруковская, 36/1. Тел.: (095) 250-50-56, ./факс: 978-07-52. ": [email protected]групповые к индивидуальныетурФинляндии, Швеция, Турция, Хорватия, Итал анцйя,ЧехияП оездки за автомобилБезопасНаеъвтотаорильныетурыЛГАРЙЮ и ГРЕЦИЮ РЬ в БОЛГАРИИ молодежный Речные круизы по ВО• консультации. экспертиза, оценка ущерба. защита интересов в ГИБДД и судах при дорожно-транспортных происшествиях; • правоюе обслуживание юридических лиц и граждан; *гь семейный адвокат; • юридическое сопровождение коммерческих проектов и сделок с недвижимостью: • консультации по вопросам гражданского, жилищного, земельного, других отраслей законодательства; составление документов правового характера; • ведение административных, гражданских, арбитражных, уголовных дел в судах; • помощь в регистрации, перерегистрации и ликвидации предприятий защип интересов предприятий при несостоятельности (банкротстве); консультации и защита прав в сфере интеллектуальной собственности; Не упускайте вшможнсонделоюгосотрудншества!Адрес: 103045, Москва, Селиверстов пер., д. 8 (м. «Сухаревская»). Теп.: 207-81-89,208-69-01. Факс: 737-44-97 [email protected] wwvtur.ru/pnnio Впрочем, по нашему разумению, не должен продавец подменять ОТК завода, доделывая машину уже в магазине. Его задача - протереть от пыли, закрасить мелкие сколы эмали, заправить и сбрызнуть в кабине дезодорантом. Лучше посмотрим, как собирают «газели», и отправимся на сборочный конвейер. Затянуть крепеж на конвейере недосуг. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Чем ближе к сборочным цехам, тем щедрее дорога усыпана болтиками, гаечками и другими скобяными изделиями. А на внутризаводском железнодорожном переезде и возле канализационных люков, где машина впервые в своей жизни подскакивает на ухабах, идешь словно по гальке пляжа. Крепеж хрустит под ногами и поблескивает на солнце. Хотелось бы думать, что гайки-болтики выпадают из контейнеров при внутризаводской транспортировке их к конвейеру, но, во-первых, мелкие нормали в сетчатых «кроватках» не возят, во-вторых, дорога усыпана в направлении к проходной и, в-третьих, в россыпях попадаются и балансировочные грузики. Вывод один - все это с вновь собранных автомобилей. Но почему же сыплется? Да, наверное, потому, что качество сборки на зарплату влияет очень уж косвенно: выехала машина за ворота - ну и ладно!Наматывать километры и дальше, чтобы посмотреть, в какой последовательности начнет сыпаться машина, нецелесообразно. За несколько часов, скорее всего, ничего страшного не произойдет, а ресурсные испытания в наш план не входили. Едем назад, к дилеру и загоняем машину на канаву. ВИД СНИЗУ Редуктор заднего моста и крестовина карданного вала, та, что возле промежуточной опоры, успели нагреться так, что рука прикосновения не терпит. Она, конечно, не поверенный термометр, но что бы ни говорили инструкции это не очень здорово. Ступицы колес, коробка передач и остальные крестовины едва теплые. Медная топливная трубка назойливо трется о хомут глушителя. Глушитель горячий, а бензин горючий - как бы чего не вышло. Бич отечественной сборки - ленивая затяжка резьбовых соединений. Чтобы убедиться, что уж наша «Газель» протянута как следует, просим динамометрический ключ. Увы, официальный дилер его не нашел. (Интересно, как же проходит «предпродажка», может, тянут с трубой, чтобы уж наверняка?) Зато нашелся обычный накидной ключ «на 24». Не особо напрягаясь, все гайки стремянок удалось дотянуть на полтора-два оборота. Болты, которые должны намертво зажать втулки сайлент-блоков передних концов рессор, тоже затянуты в щадящем режиме. Идут, что называется, от руки! Того и гляди через сотню-другую мосты расползутся и машина пойдет боком. Чтобы проверить настройку карбюратора, нужен газоанализатор, но и его нет. Жаль, а то вместо голословного «воняет» мы бы привели конкретные цифры. Зато есть у дилера главный инструмент - печать, утверждающая, что подготовка машины проведена полностью и наилучшим образом!Термостат на месте, проверено и опечатано! Прокачали, и хоть трава не расти!Подтекание масла Правилами не возбраняется.Стандарт ISO подразумевает некоторую систему качества, отклонение от которой просто невозможно. Это «у них» невозможно, мы, россияне, думаем иначе! Допотопные облезлые гайковерты неспешно тянут гайки стремянок. С каким моментом - одному главному механику, наверное, известно. Но проверять, похоже, никто и не думает. Некогда - конвейер. Вдоль него выстроилась вереница двигателей, ждущих очереди на установку. У тех, что с маркой УМЗ, шкивы по-прежнему пляшут. Причем на всех, только на одних это заметно издалека, а на других - вблизи. Съезжающий с конвейера автомобиль встречает рабочий с увесистой кувалдой в руках, по-хозяйски заглядывает под капот, в салон и другие потаенные места. Может, ищет кого? При нас он кувалду в дело не пускал, однако сама железка ее изрядно расклепана - знать, не простаивает. И последний этап - регулировка карбюратора и заправка тормозной жидкостью. Газоанализатор присутствует, работа идет, но стенда с тормозными барабанами нет, поэтому никакой регулировки или проверки тормозных сил не предусмотрено. Наверное, весь расчет на систему качества. Только интересно, в состоянии ли новенькая «Газель» пройти инструментальный контроль с первого раза, без изнурительного устранения недостатков? Очень хочется в это верить. 1»1