246
247
ДЕНЬ ЖЕСТЯНЩИКАЧАСТЬ П. ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВК сожалению, аварии не всегда заканчиваются мелкими повреждениями. Отчасти в этом «виноваты» инженеры, предусмотревшие в конструкции автомобиля энергопоглощающие зоны. Деформируясь, они гасят удар, защищая человека от травм. Кроме того, некоторые элементы, изгибаясь нужным образом, перераспределяют возникающие нагрузки. При ремонте первым делом все это предстоит вернуть на место. Здесь, как правило, требуется частичная разборка. Значит, не обойтись без услуг обойщиков. Поэтому на полку в цеху мы положим чемоданчик со специнструментом. В нем - съемники для различных панелей, накладок, ручек. Поддевать пистоны отверткой - дурной тон. Демонтированные детали складываем на отдельный «именной» стеллаж, везем на склад и запираем на огромный замок. Всем известно - мелочевка ис|чезает буквально из-под рук! Для снятия агрегатов необходим подъемник. Ограничимся двухстоечным на 3,5 т -его хватит даже для большого джипа. Сверх того пригодятся трансмиссионная стойка с комплектом насадок, «гусь» - гаражный кран и поддерживающая траверса. Последняя поможет, например, закрепить на кузове переднюю часть коробки передач, когда снят двигатель. Если у машины повреждена задняя или передняя ось, для перемещения по цеху понадобится специальная тележка. Это оборудование - для подсобных работ. Основные делают на стапеле. Самый примитивный - прочная металлическая рама с силовыми стойками. Поврежденный кузов крепят струбцинами за отбортовки порогов (вариант - за специально предусмотренные Тележка для перекатывания аварийного автомобиля.анкеры) и цепями вытягивают в нужном направлении. Главный его недостаток - низкая точность. А если пространственная форма восстановлена не полностью - жди беды. В лучшем случае машина будет «жрать» резину и тянуть в сторону. В худшем - пострадает прочность. Внутренние напряжения в перекошенных деталях спровоцируют их постепенное разрушение. Хорошо, если трещина не приведет к новой аварии. Мы используем иную, самую современную технологию. Идея вот в чем. Каждый автомобиль имеет контрольные (базовые) точки, заложенные еще при проектировании. Так, нижний ряд «отвечает» за состояние платформы, определяющей ходовые Траверса - опора вывешенного агрегата. Стапель для правки кузовов....и его измерительная система. Считывать показания можно «вручную» либо с помощью компьютера. Для последнего надо докупить комплект ультразвуковых или лазерных датчиков. На качество это не влияет, зато распечатки хороши как исходный документ для определения ущерба. (Не зря их так любят страховые компании!) Материальное воплощение технологии - стенд на базе ножничного подъемника. Аварийную машину водружают на него с помощью лебедки. Затем крепят к раме за контрольные точки через специальные адаптеры-переходники («джиги»). Процесс начинают с базовой, неповрежденной части кузова. Координаты мест крепления сверяют по технологическим картам. Убежавшие точки постепенно, по одной возвращают на место - кузов как бы натягивают на шаблон. Важно, что при этом все целые места жестко связаны со стапелем ив процессе вытяжки не «уходят». Силовая стойка на собственном ходу.Наконечники для растяжек. Текущие усилия создает гидравлика. Главный «тягач» - силовая стойка. У нас она тоже необычная (см. рис.). Распространенный вариант, когда гидроцилиндр, наклоняя стойку, тянет прикрепленную к ней цепь, неудобен. Ведь один из концов цепи движется по дуге, постоянно изменяя направление действия силы. Меняется и плечо - при наклоне проекция стойки на вертикальную ось уменьшается. Значит, в соответствии с золотым правилом механики, изменяется усилие на крюке. Нелегко манипулировать тягой, все время меняющей направление и величину! Чтобы сохранить эти параметры постоянными, поступают так. Опирающийся на стойку гидроцилиндр через блок соединяют непосредственно с цепью (рис. б и фото внизу). Для удобства работы таких стоек может быть несколько. Мы сэкономили - пользуемся одной, но зато на колесах. Перекатить ее в нужное место можно легко и быстро. Относительно небольшие автономные гидроцилиндры-растяжки трудятся «на под-качества. А верхний формирует пространственную конструкцию. Сравнив реальный кузов с эталоном, легко определить степень деформации. Метод хорош не только для диагностики: он позволяет мастеру быть постоянно «в курсе» во время правки. Трехмерная измерительная система состоит из подвижных линеек со специальными наконечниками. Используя переходники и штанги, легко определить координаты любой точки с точностью до 1 мм. Включая те, что находятся в скрытых полостях или прячутся за препятствиями. «Джига» - переходник для крепления контрольной точки.Страховочный захват.Насос - источник «питания» силового оборудования. хвате». Самые «ходовые» выдают усилие в 6-10 тонн. С их помощью можно надавить, вытянуть или зафиксировать любой элемент кузова. В комплект входит набор наконечников. Особо высоко ценятся разжимные губки (нечто наподобие ручных тисков). В некоторых мастерских пользуются более дешевыми винтовыми стойками. Основной недостаток низкая производительность: сколько времени уйдет, пока крутишь муфту. А клиент ждать не любит! I»IРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАГИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОШЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.ваш'1> & 1_Г»П