106
107
108
109
ЭКОНОМИКА<Шшмттт ишдо/У СОСЕДЕЙГ7ЛtUТо«УЗДЭУАВТО» НА НОВОМ ВИТКЕ РАЗВИТИЯ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ ОТКУДА ВЗЯТЬСЯ У СОСЕДЕЙ ХОРОШИМ КОМПОНЕНТАМ1114ТЕКСТ, ФОТО / ВЛАДИМИР АРКУША1120кажем без ложной скромности: читатели «За рулем» лучше других в стране информированы об узбекском автопроме. У российских автомобилистов наиболее популярна выпускаемая здесь «Дэу-Нексия»; своих приверженцев, пусть не столь многочисленных, успели найти малышка «Тико» и микроавтобус «Дамас». Предыдущий визит (см. ЗР, 2000, № 7) убедил нас: кризис «УзДэуавто», спровоцированный финансовым крахом материнской компании «Дэу мотор», преодолен. Прерванное было развитие предприятия возобновилось. Главным итогом последних двух лет стало освоение модели «Матиз» (ЗР, 2002, №2): эти модные «узбеки» уже разбежались по улицам российских городов. Значит, приходит очередь других планов, новых моделей? Ответ надо было искать там, в Узбекистане. И оказался он довольно неожиданным... Председатель ассоциации «Узавтосаноат» (попросту - министр автопрома республики) Кудрат Парпиев выложил на стол два цветных фото: - Вот эту машину мы планируем поставить на конвейер «УзДэу» весной 2004-го. Подробности вам пока ниСк чему, скажу только, что она будет крупнее «Нексии». Что касается объемов производства, в нынешнем году мы рассчитываем сделать около 80 тысяч легковых машин уже четырех моделей: «Тико», «Дамас», «Нексия» и «Матиз», а в 2004 году выйти на 150тысячный рубеж. (Напомним, что проектная мощность «УзДэуавто» 200 тысяч автомобилей в год.) Заинтриговав нас радужными перспективами, министр заговорил о предпосылках для столь масштабных планов: - Завершаем трудные, долгие переговоры с корейцами о погашении задолженности «УзДэуавто» по товарным кредитам (другими словами, за поставленные в Узбекистан машинокомплекты). Надеюсь, к осени договоримся «обнулить» долги - тогда, освободившись от их бремени, софедоточимся на поиске нового стратегического партнера. Интерес к нам теперь проявляют как на Востоке, так и на Западе - думаю, весной можно будет говорить о конкретной фирме, с которой мы свяжем дальнейшие планы, - обнадежил Парпиев. Забота о перспективе, о стабильности и независимости производства отСкоро среди этих «нексии» появятся модернизированные.*ч»•у nigy,- Шшпоставок извне заставляет настойчиво «гнуть линию» на локализацию - освоение комплектующих местными предприятиями. Сегодня «УзДэуавто» получает детали и узлы автомобилей с 28 заводов республики, из них около полутора десятков созданы совместно с зарубежными фирмами (см. ЗР, 2002, № 6, с. 167). Кстати, берут комплектующие ив России. Взят курс на то, чтобы через пару лет ограничить закупки готовых изделий по импорту силовыми агрегатами да наиболее ответственными узлами ходовой части. С этой целью планируется создать близ головного завода в Асаке технопарк по западному образцу - сеть компактных производств, призванных покрыть еще около 20% потребности в комплектующих. Как было не вспомнить сетования зарубежных спецов: мол, негде в России делать компоненты. Успешная локализация - лишь одно из условий стабильности и дальнейшего развития. Не менее важны рост экспорта, ускоренное обновление модельного ряда. Так случилось, что мы прибыли на завод в Асаке вместе с группой специалистов из Китая. Их задачей была подготовка к сертификации модели «Дэу-Матиз» в КНР; что касается «Нексии», подписан контракт на поставку 2000 машин в 2002-2003 гг. Думается, это только начало: о притягательности рынка соседней страны говорить излишне... Закономерен интерес к экспорту узбекских легковушек в страны Ближнего Востока (Сирию, ОАЭ и т. д.); изучается возможность взаимных, в обмен на9/Z00Z107 1 ЭКОНОМИКАПополнение для екатеринбургского таксопарка - 50 машин - отправится к месту службы поездом.На одной из линий прессового цеха: нет ли дефектов в готовой детали?комплектующие, поставок автомобилей в Турцию, как-то незаметно оказавшуюся в перекрестье интересов крупнейших мировых производителей. За шесть лет работы завод «УзДэуавто» в Асаке выпустил около 290 тыс. машин четырех моделей, из них 60 тыс. поставил на экспорт. В ближайших планах - к концу 2002-го поднять долю экспорта с нынешних 25 до 307с; амбициозная цель на перспективу (подразумевается, достаточно близкую) - 50%. Выход на такой высокий рубеж - это не только возможность более уверенного (благодаря притоку валюты) развития, но и признание полноправным игроком на международном рынке. Надо ли напоминать, что его завоевание для «УзДэуавто» началось с России. Ныне здесь 22 региональных предприятия, занятых сбытом и обслуживанием, у каждого 8-10 субдилеров. Итого более 200 официальных партнеров! Столь внушительная торгово-сервисная структура сформирована за какие-то пять лет. Сейчас создается сеть комплексных фирменных центров, задачей которых, кроме продажи и обслуживания, станет обучение и переподготовка кадров. Первым шагом стал выездной тренинг в регионах России, приуроченный к выходу на наш рынок «Матиза». К слову сказать, его старт оказался весьма энергичным. Как сообщили руководители «Узавтосаноата», с начала продаж (в феврале 2002-го) за каких-то четыре месяца лишь в Москве реализовано 780 микролитражек! Мы было не поверили, но тут как раз коллега решил купить «Матиз». В одной из крупных торговых фирм столицы ему сказали: «Партия машин придет завтра не мешкайте!» Приехав к полудню, он едва «поймал за хвост» последний экземпляр - тут уж не до капризов с вы-Зтот пресс не работает на программу: здесь оценивают качество ремонта штампов.бором цвета. К счастью, «Матиз» щеголяет приятной пестротой колеров. Появление новичка в России (о его успехе все-таки правомернее будет судить по завершении года) легло на душу тем покупателям, которые ныне делают выбор в пользу современных моделей особо малого класса не столько из-за цены («Матиз» ненамного дешевле солидной «Нексии»), сколько из-за лучшей приспособленности к условиям передвижения в мегаполисах. Но основное место в программе по-прежнему принадлежит «Нексии». Как помочь ей удержать «приз потребительских симпатий» - по крайней мере, до освоения новой модели, о которой говорилось вначале? Ясно, что планам глубокой модернизации и превращения в «Нексию-2» (см. ЗР, 1999, № 6) уже не суждено осу-Установка ветрового стекла - операция ответственная.Наряду с роботами применяют и ручную сварку в кондукторах. шествиться: банкротство корейской «Дэу» унесло не только деньги, но и время. Все же решено подвергнуть машину рестайлингу. И пусть изменения внешности и интерьера будут лишь косметическими, зато появится новый, 16-клапанный двигатель на десяток сил мощнее нынешнего. Осовремененную «Нексию» намечают освоить нынешней осенью. Сложилось впечатление, что в штабе отрасли трезво оценивают сделанное и четко просматривают перспективу. Хочется, однако, предостеречь от поверхностных выводов: мол, «у них» - современное производство, быстрое внедрение новинок, добротные машины; «у нас» - засилье устаревшей техники, низкое качество, растянутые сроки модернизации... П ри известной схожести задач, решаемых автопромом в Узбекистане и России, исходные позиции там и здесь совершенно различны. Узбекский «Дэу» скорее напоминает ВАЗ 70-х - не только как символ технологического рыв-Готовые машины обкатывают на беговых барабанах, прежде чем выпустить на испытательный трек. ка, но и как объект всестороннего внимания и контроля со стороны государства, будь то техническая политика, инвестиции, погашение долгов или налоговые льготы. Опека не мешает детищу узбекского госкапитализма жить по вполне рыночным принципам: конкуренция, опора на передовые технологии и зарубежный опыт. В том числе - не удивляйтесь! - вазовский. Например, по части организации поставок от смежников. Что ж, подумали мы, наверное, и вазовцы протоптали дорожку в Асаку. Увы, ошиблись: за шесть лет работы «УзДэуавто» ни один специалист, тем паче руководитель с российского гиганта не удостоил завод своим посещением. Ясно - не те масштабы... 1*1На правах рекламыВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМАСЛА ИЗ ГЕРМАНИИЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В РОССИИ: г. Воронеж (0732) 79-84-39, 22-44-05HESSOLРЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ:МосквТ1|Ьт^.1;Н;УДИВД)9-14-21 И095) 209-97-12, 2" ,ербург(812)224-9Г 26, 224-95-90 ов (8452) 52-40-52,122-53-26 "ов (8632) 47-65-90, 7-53-54 за (8412) 63-23-65 i иск (0832) 57-77-01 J бов (0752) 48-29-86 35-26-09 атеринбург (3432) 53J -03 вокузноцк (3843) 7 8J шосибирск (3832) 6 таврополь(8652)93раснодзр (8612) 64-1 ;амара (8462) 94-44- , 1 Волгоград (8442) 39-3' Астрахань(8512)34-1 Борисоглебск (07354J Липецк (0742) 25-69-jj Курск (071 2) 50-65-6" Орел (08622) 5-11-9 J HESSOL (0862)72-62-12 | garantiert: Н.Новгород (8312) 30-2ВЫСОКАЯ I НАДЕЖНОСТЬ СМАЗКИ | НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ СОВМЕСТИМОСТЬ С КАТАЛИЗАТОРАМИ г ЛЕГКИЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯПРОДУКЦИЯ КОНЦЕРНА Carl Bechem GMBH6-fache' ШИРОКИЙ СПЕКТР МОЮЩИХ ПРИСАДОК 'ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВАwww.bechem.ruSICHERHEIT