82
83
ТЕХНИКАМЕЖЦЕНТРОВЫЕ РОДСТВЕННИКИ /ДИНАСТИЯРАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ «ЖИГУЛЕЙ» И «НИВ»ТСКСГ / МАКСИМ САЧКОВУлюдей родственные черты называют наследственностью, у автомобилей и агрегатов - унификацией. Для двигателей она в первую очередь обусловлена оборудованием, на котором обрабатывают главную деталь блок. Основная константа, задающая его геометрию, - расстояние между центрами цилиндров. Пример, наглядно демонстрирующий преемственность, - гамма двигателей ВАЗ с межцентровым расстоянием 95 мм. У этих хорошо знакомых каждому российскому автолюбителю агрегатов «жигулей» и «нив» появляются все новые потомки.ДО НАШЕЙ ЭРЫТАКОЙ ШИРИНЫ, ТАКОЙ ВЫШИНЫ Первенцем стал мотор с межцилиндровыми расстояниями 95 мм и рабочим объемом 1,2 лс чугунным блоком цилиндров, распределительным валом в головке, приводимым двухрядной цепью. Двигателю, который по тем Родоначальник династии моторов с межцилиндровым расстоянием 95 мм ВАЗ-2101. временам был вполне современным, присвоили тот же индекс, что и автомобилю, 2101. Создавая новые агрегаты, конструкторы не трогали «святое» - межцентровое расстояние цилиндров, а увеличивали их диаметр и ход поршня (см. таблицу). Мотор 21011, прибавивший в объеме почти сотню кубиков, - по сути, расточенный «ноль первый». Два дру-Первые двигатели с берегов Волги обязаны своим появлением мотору ФИАТ-124. Но родства у них не больше, чем у пиццы с кулебякой. Итальянский двигатель даже по тем временам морально устарел и создавать точную копию означало лишить новый отечественный агрегат перспективы развития. Нижний распределительный вал и прочие архаизмы наглухо закрывали пути ФИАТа к модернизации (по крайней мере, так считали тогда). Поэтому вместе с иностранцами в СССР разработали, по сути, собственную конструкцию.Генеалогическое древо моторов «жигулей» и «нив».гих двигателя, 2103 и 2106 - агрегаты с подросшими блоками и коленвалами с увеличенными радиусами кривошипов. Большинство деталей у этой четверки унифицированы. Наверное, поэтому они долгое время сосуществовали на конвейере.АЛЬТЕРНАТИВАДвигатель ВАЗ-2105 для «пятого» семейства разработали на основе модели 21011. Чтобы сделать агрегат компактнее, а его «голос» тише, приводную цепь заменили ремнем. Из-за этого пришлось менять блок, головку и даже поршни, в которых появились углубления под клапаны, дабы спасти их от встречи с поршнями при обрыве ремня. Ведь вероятность этого значительно выше, чем разрыва цепи. Двигатель 2105 устанавливали на автомобили относительно недолго. Его судьбу как раз и предопределила низкая унификация с более массовыми «цепными» агрегатами. В конце 70-х у семейства классических двигателей родился необычный отпрыск. Он лишь внешне походил Первый дизель в семье - атмосферный ВАЗ-341.на своих братьев, к тому же «кушал» другое топливо. Дизельный ВАЗ-341 планировали освоить в середине 80-х. Но, по ряду причин, в частности запуску в производство ВАЗ-2108, дебют дизеля задержался почти на 15 лет. За основу ВАЗ-341 взяли модель 2103 - рабочий объем первых моторов составлял те же 1450 см3, а позднее вырос до 1520 см3. Из-за повышенных дизельных нагрузок пришлось спроектировать новый блок с увеличенной жесткостью и оригинальные поршни. Вместо цепи установили ремень - из-за большей, по сравнению с бензиновыми агрегатами, неравномерности вращения коленвала цепь быстро вытягивалась, сбивались фазы газораспределения и настройки ТНВД. ВАЗ-341 стал полигоном для испытания новых технологий. На нем обкатывали поршни с плавающим пальцем и клапанный механизм, аналогичный «восьмерочному». ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ Новую ноту в гамме моторов для «жигулей» и «нив» взял ВАЗ-21213 объемом 1,7 л. Изначально его прочили «семерке», но после доводки двигатель получил прописку под капотом «Нивы». В отличие от четырех максимально унифицированных предшест2101 Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Номинальная мощность, кВт/л.с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин Система питания Система зажигания 1200 76x66 21011 1290 79x66 2103 1450 76x80Самый современный из серийных потомков «ноль первого». Особенности ВАЗ-21214 - распределенный впрыск, гидронатяжитель цепи, гидроопоры клапанов.венников, этот агрегат правомерно назвать новым. Хотя он и взял понемножку от всех серийных моторов и подопытного дизеля. Блок сохранил межцентровое расстояние, но диаметр цилиндров увеличили. Это - предел для двигателей с сохранившейся с 70-х геометрией. Дальше растачивать нельзя - не останется места для протоков под охлаждающую жидкость. Кстати, многие владельцы «жигулей» увеличивают диаметры цилиндров с 76 до 79 мм, не задумываясь о последствиях. Конструкция блоков не позволяет снимать со стенок больше разрешаемых заводом «ремонтных десяток». Именно поэтому для каждой модели отливают свой блок. Вернемся к мотору ВАЗ-21213. Конструкторы изменили камеру сгорания, доработав головку блока и установив оригинальный поршень. Двигатель прибавил в мощности и моменте (не в ущерб экологии), стал меньше склонен к детонации. Кроме того, в постель «вложили» модернизированный коленвал. Развитием двигателя 1,7 л стал ВАЗ2130 с увеличенным объемом: такие ставят на длинные «нивы» и «надежды». Сотню «кубиков» добавили за2106 1570 79x80 21213 1690 82x80 21214 1690 82x80счет хода поршня, увеличив на 0,1 степень сжатия. При этом мощность выросла на 2 кВт, а крутящий момент -на 12 Нм . «Нивовский» мотор, единственный из линейки двигателей с межцилиндровым расстоянием 95 мм, поспевает за жесткими европейскими нормами. Только не 213-й, а его близнец ВАЗ21214 (ЗР, 2001, № 3). Первым был экспортный вариант с моновпрыском (такой же агрегат ставили на ВАЗ21073 и 21044). Однако «экологический потенциал» моновпрыска невелик. И чтобы не потерять дорогой (в самом широком смысле) экспорт, конструкторы ужесточили бензиновую диету, оснастив мотор распределенным впрыском топлива. Большинство комплектующих позаимствовали у двигателей переднеприводных ВАЗов. В Европу уходят «нивы» с моторами на Евро III, а домашние машины пока удовлетворяют нормам Евро П. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Подведем итоги: нынче «Жигули» оснащают двумя бензиновыми моторами 2103 и 2106, которые по конструкции ничем не отличаются от первых двигателей начала 70-х. Однако с июля 2002-го в России введены экологические нормы Евро II, поэтому в недалеком будущем моторы-ветераны, видимо, переживут очередную модернизацию. Дизельные ВАЗ-21045 пока оснащают 1,5-литровыми агрегатами разработки конца 70-х. Двигатель ВАЗ-343 объемом 1,8 л (кстати, почти ровесник полуторалитрового) с увеличенным с 76 до 82 мм диаметром цилиндров появится лишь в следующем году (подробнее ЗР, 2002, № 7, 9). Обещают и турбоверсию для «Нивы». Из бензиновых моторов в арсенале вседорожника - карбюраторный 213-й и его близнец - ВАЗ-21214 с распределенным впрыском, постепенно выживающий родственника. Хотя, скорее всего, оба агрегата потеснит мотор ВАЗ-2123 - продукт развития 214-го. Двигатели, ведущие родословную от агрегата «копейки», в отставку пока не отправляют. Внуки (возможно, будут и правнуки!), конечно, сильно отличаются от дедушки, но узнаваемы по главной родовой черте - межцентровому расстоянию... 1»|ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ3411520 76x848,543,2/59 5600 85 34008,546,8/64 5600 92 34008,551,6/70 5600 103,8 3400 карбюратор8,554,8/74,5 5600 116 34009,356,1/76 5200 125,3 30009,358,5/79,5 5000 127,5 4000 распред. впрыск2337/50 4600 92 2500 ТНВДконтактнаябесконтактмикропроная цессорная-