132
133
I РЫНОК I/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОНДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!ПРЕВРАЩАЕМ ДВЕРИ В КОЛОНКИТ КТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ ЕС/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИКСоздавая бюджетные «голосистые двери» (ЗР, 2002, № 9), мы при этом как бы невзначай добавляли: о временно оставшихся «за кадром» важных мелочах поговорим в другой раз. Будем считать, что этот самый «другой раз» дождался своего часа. НА ЧЕМ МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ? Раздобыли динамики, доработали двери, подвели нормальную проводку... Этого уже достаточно, чтобы выиграть техническим нокаутом у любой «музыки», наспех установленной во время предпродажной подготовки автомобиля. Все это так, только какой интерес выигрывать у заведомо более слабого соперника? Ладно, будем соревноваться сами с собой. Для начала вспомним, что ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ «Чумазый» - читай «неподготовленный». Ну нельзя впихнуть в консервную банку динамик и обозвать это акустической системой - что тут объяснять... А с музыкальной точки зрения дверь той же «Самары» мало чем отличается от пустой банки из-под селедки в пряном соусе. Динамик без акустического оформления подобен машине без амортизаторов: потихоньку и прямо ехать еще как-то может, но стоит чуть прибавить... На первом же ухабе раскачает так, что можно ив канаву угодить. Если не «подпереть» тыловую часть диффузорасвоеобразной «пружиной» в виде воздушной подушки, то про нормальные «низы» и громкий звук придется забыть - эффект будет таким же, как от педали газа до упора на холостых оборотах. Подвижная система динамика имеет определенный ход и не любит подобных экспериментов. Что ж, в погоне за «упругостями» и компрессиями придется превращать дверь в полноценную колонку иначе от «хрюканья» не избавиться. Начнем с вибродемпфирования. АНТИДРЕБЕЗГ Мы уже позволи ли себе вать кон-ше купить рулончик и заняться творчеством. Импортные материалы, в общем-то, предпочтительнее, но дороже, поэтому из уважения к бюджету можно не выпендриваться. А если с деньгами совсем туго, то на том же строительном рынке приобретите материал с названием «герлен», внешне напоминающий сырую резину. Но если и это для вас дорого, то..не пользоваться - он слишком вредный. Нужные пропорции определяем методом проб и ошибок - в полученную «сметану» кладем картонные заготовочки (чтобы пропитались насквозь!), после чего приклеиваем их к изнанке наружной панели двери. Сохнет все это хозяйство от одного до нескольких часов, схватывая при этом намертво. , Кстати, подобным способом можно оклеить моторный отсек, крышку багажника и все, на что хватит фантазии. Теперь переходим к части внутренней. Только сначала...0/2002132ИЗОЛИРУЕМ ШУМ Да, сперва закончим создание внутреннего «бутерброда» - иначе внутрь уже не залезть. Поверх тяжелого вибродемпфирующего материала нужно приладить легкую пористую шумоизоляцию. Подходящий материал называется «пэ-пэ-э» - пенополиэтилен. Толщина его может быть разной - «двойки», «четверка», «десятка»: сервной банкой чём толще, тем лучше, однаневежливо, но верно. ко важно не переборщить, Чтобы отучить ее от по.. .То ищите плотный кара то излишне толстый «бустыдного дребезжания, нужно понизить резонансную тон - дешевле уже некуда! терброд» не захочет влезать частоту - для этого дверь окНарезаем его на куски «по в дверные потроха. Да и леивают в один-два слоя ви- месту» и покупаем на том клеить его, честно говоря, бродемпфирующими матеже рынке подходящую бантяжеловато. риалами. Начинаем с наку с антикором для днища Для шумоизоляции лучше ружной панели (речь, конечрублей эдак за 50 на три кибрать материал £ клеевой но же, о ее внутренней поло продукта... Пожелания основой - будьте спокойны, к антикору простые - наион не отвалится. Впрочем, верхности). Самый доступный материменее вонючий и наиболее 1етремление ОвданомитьТявг,. ал - отечественный «Стан- быстросохнущий. Разбавляжет привести к тому, что дартпласт», конкретно - ем его бензином «калоша? комбинацию «обычного» «визомат МП». Из него или уайт-спиритом с того* материала с клеем «Мо^ предлагают готовые заготовже рынка до концентрации мент» вы замените другой: ки под разные авто, но луч- сметаны. Ацетоном лучше кто чем богат. В общем-то,• допустимо. Единственное, что желательно - вначале потренироваться на кошках... на отдельной железяке: работа все-таки требует минимальной сноровки. Закончив возню с «неудобной» частью двери, переходим к той, что смотрит в кабину, то есть к внутренней панели. Эта процедура покажется легкой - заклеиваем вибродемпфируюгцим материалом ее поверхность, обращенную к салону, включая все «лишние» отверстия технологические окна и т.п., оставив место только для динамика. Затем накладываем слой шумоизоляции - его толщина, как правило, не должна превышать «двойки», иначе возникнут проблемы при установке обивки. При слове «обивка» в голове обычно возникают образы сломанных пистонов не самого удачного изобретения человечества. Только не вздумайте покупать запасные пистоны на рынке почти наверняка вам подсунут нечто даже не одноразовое, а «полуразовое»... Существует куда более красивое решение - симпатичные вороненые саморезы. Сверлим по периметру дырочки с равным шагом и делаем «икебану» - получается и прочно, и красиво. У рукастого «самоделкина» такая работа обычно занимает день-два - в общем, выходные. Отметим, что помимо главной задачи - превращения дверей в полноценные акустические системы - мы решили и второстепенную: утяжеленные двери будут закрываться солиднее. .. А упомянутые саморезы в компании с динамиками придадут салону должный эстетический шарм.ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМТем, у кого подобное времяпрепровождение пробудит уверенность в собственных силах, посоветуем заняться стойками ветрового вШНвШ стекла - с ними возни ничуть не меньше. Напомним, дящего цвета и фактуры... что именно там лучше разНепосредственно на качестместить «пищалки», посаве звучания это, конечно же, див их на клей. Что касается не скажется, однако слушать предстоящего объема раконцерт в благородном зале бот... Сняли облицовку всегда приятнее, нежели в стойки, приклеили «пищалобшарпанном доме культуку», обработали стык шпатры имени Пупкина. левкой, шкуркой вывели поЕсли все пройдет нормальверхность «под ноль», покрано, то... То появится чувство сили матовой краской, ужаснеудовлетворенности - захонулись количеству заметных чется двигаться дальше. Создефектов, повторили все дание подиумов, задняя акусначала, затем обтянули всю стика. .. Но об этом - в следуповерхность винилом подхо- ющий раз. 1»1• АВТОЦЕНТР SkodaОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕРНа правах рекламына Таганке на 1905 года на Варшавке на Башиловке Санкт-Петербургтел.: 788-6868 Михайловский проезд, д.3 ЕД ИН АЯ СП РАВОЧН АЯ 788 - 6 868 тел.: 7884)801 Звенигородское шоссе, д.4 тел.: 315-2101 1-й Дорожный проезд, д.4 тел.: 285-8566, 788-0687 Башиловская ул., д.24 тел. (812) 553-0300 пр-т Энгельса, д. ЗЗА, корп.1продажа • гарантия • сервис • запасные части • тюнинг • прокат • обмен подержанных автомобилей любой марки на новые