68
70
72
ТЕХНИКА lOJ| РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ БМВ ПРЕТЕРПЕВАЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ /ПРЕЗЕНТАЦИЯ&СЧНА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУже более 100 лет главным органом управления автомобилем служит руль. За это время конструкция рулевого управления легковых автомобилей сильно изменилась, но, по существу, все нововведения имели одну цель - сделать управление машиной легче, а ее «отклики» - понятнее. Именно для этого появились гидроусилитель и рулевая рейка, а позднее - системы регулирования производительности усилителя и переменный шаг зубьев рейки. Новая система активного рулевого управления фирмы БМВ с незамысловатым названием Active Steering («Эктив Стиринг») обещает очередной прорыв в этом направлении, поскольку она умеет изменять передаточное соотношение рулевого механизма.'200238 ТЕХНИКАКОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫКажется, все просто - только подобрать передаточное число. Правило рычага - выигрываем в силе, проигрываем в расстоянии. Не хочется накручивать баранкой по восемь оборотов от упора до упора - призываем на помощь гидроусилитель и сокращаем их число до трех-трех с половиной. Минус - на большой скорости руль становится слишком легким и «нервным», что не только неприятно, но даже опасно. Вводим регулирование производительности - лучше, но все равно не идеально. Пробуем рейку с переменным пеК АК ЭТО РАБОТАЕТредаточным числом, но и она не решает проблемы: сделать баранку, у которой «от края до края» меньше двух с половиной оборотов, не получится. Конечно, есть опыт «Альфа-Ромео», где руль делает лишь 2,2 оборота, но здесь ради сохранения горячего темперамента машины пожертвовали и маневренностью, и расслабленной ездой на «максималке». У немцев все еще сложнее: с одной стороны, узкие улочки старинных городов, с другой - автобаны со скоростями за 200 км/ч. Дилемма «быстрого» или «медленного» руля для БМВ очень остра - надо жертвовать плавно «замедляется» и к 160 км/ч достигает максимального значения - несколько большего, чем у стандартного автомобиля. Выглядит нехитро, однако на доводку ушло без малого пять лет. Собственно механическую часть производит немецкая фирма «Цанрадфабрик» (ZF), а вот программное обеспечение полностью разработано специалистами БМВ. Именно это обстоятельство, убеждены баварцы, позволит им внедрить систему миниждут на дорогах автополигона в Ашхайме. Разница между машинами только в рулевом управлении. Первое упражнение - «змейка» и «габаритные развороты». Разница отчетливо заметна - на машине с активным рулем любой маневр делается без перехвата. Необычная отзывчивость довольно крупной машины поначалу воспринимается немного противоестественно, но ошибок в управлении не возникает. Под «занавес» очень короткая «переставка», по сути, тест на скорость вращения руля. Естественно, здесь БМВ с активной системой выигрывает вчистую: 1:0 в пользу «Эктив Стиринг». Номер два - имитация горной дороги. Извилистая трасса с перепадами высот илибо чувствительностью управления, либо удобством и безопасностью на большой скорости. До сих пор выбирали первое - безопасность важнее. Теперь, с появлением «Эктив Стиринг» появилась возможность сократить число оборотов руля до 1,8. Почему непременно меньше двух? А чтобы водитель не перехватывал обод рулевого колеса. Как ни грустно это звучит, но большинство автовладельцев не умеют быстро и грамотно вращать баранку. В школах этому не учат, а курсы контраварийной подготовки посещают считанные энтузиасты. мум на два года раньше конкурентов. Кроме изменения передаточного отношения в зависимости от скорости автомобиля, у «Эктив Стиринг» есть еще более любопытная функция - она способна работать в комплексе с системой стабилизации DSC. Иными словами, при резких маневрах она автоматически компенсирует скольжения, вызванные запаздыванием реакции подвески и шин. В теории все ясно. Как на практике? набором поворотов разного радиуса - на скорости от 60 до 100 км/ч. На такой траектории крутить баранку стандартного BMB-530i приходится не так уж много, а у машины с активным рулем и того меньше. Однако изменение чувствительности от скорости практически незаметно - адаптации к автомобилю не требуется, поскольку даже на небольшом ходу точность рулевого управления вполне достаточна для следования по намеченной траектории. Запишем 2:0. Следующий пункт программы имитация автобана, наНачнем с того, что «Эктив Стиринг» - не замена, а дополнение к традиционному рулевому управлению. Между рулевым валом и механизмом встроен планетарный редуктор, водило которого перемещается электродвигателем. Соответственно передаточное число всего привода меняется от 1:10 до 1:20. Базовый алгоритм изменения несложен: до 60 км/ч действует «быстрая» передача, потом онаЗА АКТИВНЫМ РУЛЕМПризнаюсь сразу, к нововведениям отношусь скептически. Мало нам электронного «акселератора», который не «газует», и тормозов, которые не хватают «на юз». Теперь еще и «бублик», который не рулит. И у кого - у признанного производителя «автомобилей для активного водителя»! Но, к счастью, опыт оказался лучше, чем предполагалось. Журналистам предложили пять упражнений, имитирующих городскую езду, извилистую дорогу, автобан, скользкую дорогу, объезд препятствия и аварийные ситуации. Автомобили BMB-530i с механической коробкой передач, заводской спортивной подвеской, 17-дюймовыми колесами ТЕХНИКАкотором можно попробовать чувствительность руля на разной скорости, перестраиваясь из ряда в ряд. Начиная с 60 км/ч, она должна падать, однако субъективно это заметно лишь после «сотни». Относительно короткая дорога полигона не позволила разогнаться выше 190 км/ч, но на этой скорости БМВ с активным рулем не показался излишне «нервным». Зато после него стандартная машина на малых скоростях кажется явно «туповатой». Закономерные 3:0. Четвертое задание самое веселое непрерывно поливаемая водой круговая трасса со скользким базальтовым покрытием. Специально для тех, кто не забыл, как ездить на «классике», отключается противобуксовочная система - и вперед, держим «пятерку» в управляемом заносе. Треть круга - не так уж плохо для незнакомого автомобиля. С обычным рулем или с «активНА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУИндикаторы работы активного рулевого управления на опытном автомобиле.ным», существенной разницы на первый взгляд нет, хотя со стороны видно, что «активный» автомобиль движется в среднем быстрее. Еще больше заметна разница по рубашке - после обычной машины спина вся мокрая. Без комментариев 4:0. Напоследок стандартный тест - объезд препятствия с возвращением на свою полосу. Вот тут автор опростоволосился - на обычном автомобиле проехал без особых проблем, а с активным рулем зацепил конус выходного коридора. В следующей попытке - тоже. Пришлось ехать помедленнее. С пятой попытки вроде бы вкатился, но пора уже уступить место коллегам. Итог 4:1. на пути к нему ждет еще немало трудностей. Обеспечить внятную обратную связь и выработать законы изменения чувствительности - только полдела. Уже сегодня число микропроцессоров в наиболее сложных автомобилях достигает нескольких десятков, при этом наиболее сложные компьютеры, ответственные за управление двигателем и трансмиссией, оснащены 32-разрядными процессорами, работающими на частоте свыше 100 МГц, а адресуемая оперативная память достигает нескольких мегабайт. Это показатели персонального компьютера пятилетней давности. И уже сегодня инженеры БМВ столкнулись с проблемой асинхронности действий многочисленных электронных устройств - из-за того, что все они работают на разных частотах. АвтоСидя на траве и наблюдая за остальными участниками «шоу», осмыслить результат проще. Увы, привычка при резких маневрах работать рулем «на опережение» вкупе с высокой чувствительностью управления в данном случае не нужна. Излишняя «мудрость» не позволила попасть в выходной коридор. Значит, электронике надо доверять. Это понимает голова. Но руки работают по старинке. Поездить бы часок-другой... Впрочем, надеюсь, эта возможность еще представится, когда система станет серийной. А потенциальным владельцам будущих БМВ новинку все же порекомендую. Особенно если в прошлом нет гоночного опыта. Вот только сможете ли вы потом, если понадобится, приспособиться к обычному автомобилю? мобилю будущего нужна не просто общая шина данных, но и центральный процессор, и операционная система. В противном случае возможности электроники окажутся сильно ограничены. Но все же основные проблемы лежат не в технической, а в бюрократической и психологической плоскостях. Преодолеть сертификационные барьеры, которые пока навязывают обязательную механическую связь между органом управления и колесами, еще можно. Куда сложнее будет убедить водителей, особенно с опытом езды на «традиционных» машинах. Это кажется слишком фантастическим? Давайте вернемся к разговору лет так через двадцать. Интересно, понадобится ли к тому времени новое название для журнала? 1»1Активный руль в его нынешнем исполнении - лишь промежуточный пункт в развитии систем управления. Фирма БМВ готова оснащать им машины уже в будущем году. Возможно, «Эктив Стиринг» дебютирует на следующей «пятерке» БМВ в качестве дополнительного оборудования и обойдется покупателю в 1000-1500 евро. «Следующая остановка» - полностью электронная система управления без механических связей. Такие довольно давно применяются в авиации и успешно вытесняют сложную механику. Вероятно, на этом этапе руль и педали в автомобиле исчезнут, поскольку самый логичный способ управления объектом, перемещающимся в одной плоскости (таким, как автомобиль), - манипулятор вроде компьютерного джойстика. Правда,