230
231
СВОИМИ СИЛАМИ /РЕМОНТ«ГРИБЫ» В МАСЛЕSКлючи «на 7», 10,13,17,21; головки «на 10» и 17 с карданом: ключ-шестигранник «на 12»; шлицевые отвертки; молоток; штатный домкрат.МАСЛЯНЫЙ НАСОС «ЖИГУЛЕЙ»Масляный насос в сборе - 270 руб; маслолриемник - 70 руб; ремкомплект (ведущая шестерня и «грибок») 90 руб; ведомая шестерня - 1 5 руб.ЯТаль, траверса или стойка-домкрат; металлическая линейка; набор щупов.ч-Время работы 1,5 часа.ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПОПОВКонтрольная лампа давления масла в системе смазки «Жигулей» не должна гореть при работающем двигателе. Как исключение, это допустимо лишь при низких оборотах коленчатого вала на холостом ходу и сильно нагретом масле. В остальных случаях вспыхнувшая лампа команда немедленно заглушить двигатель. Первый шаг - проверка уровня масла в картере. Если он в норме, проверим датчик давления масла, заменив заведомо исправным. Но еще лучше подсоединить к каналу масляной системы манометр. Нормальное давление масла при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин и температуре 85°С должно составлять 3 , 5 4,5 кгс/см?. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 850-900 об/мин должно быть не менее 0,5 кгс/см2. Приближенно оценить работоспособность насоса можно и без манометра. Для этого ключом «на 21» на 2-3 оборота отвертываем датчик давления масла на блоке цилиндров. Сняв центральный провод с крышки распределителя зажигания, просим помощника на несколько секунд включить стартер. Работоспособный насос создаст давление, достаточное, чтобы масло прошло через витки резьбы приоткрученного датчика. Если насосу это не под силу - он неисправен либо... не вращается. Такое возможно, если срезались шлицы приводного валика или шестерни привода («грибка») масляного насоса. Чтобы осмотреть шестерню, ее придется извлечь из блока цилиндров двигателя. Вначале пометим или запомним положение корпуса распределителя зажиганияотносительно блока цилиндров, а ротора (бегунка) - относительно корпуса распределителя (это упростит последующую сборку). Затем......ключом «на 13» отвертываем гайку крепления корпуса распределителя.. л вынимаем его из блока цилиндров.стить автомобиль. В нашем случае использовали подъемник, а упором для двигателя послужила стойка-домкрат. Отсоединять обе опоры двигателя и сливать «Тосол» из системы охлаждения, как некоторые рекомендуют, мы не стали, отсоединили только левую опору. Для снятия поддона вполне достаточно. Однако это требует аккуратности, дабы не сорвался с места какой-либо из шлангов системы охлаждения. Перед дальнейшей работой отключаем аккумуляторную батарею, сливаем масло из поддона двигателя и вынимаем масляный щуп из блока цилиндров. Подъему двигателя на необходимую высоту мешает приемная труба глушителя. Ее нужно снять. Сначала ключом «на 7» отвертываем болт крепления основного глушителя к резиновой подушке и снимаем оба резиновых ремня крепления глушителя.Ключом «на 13» отвертываем болт крепления приемной трубы к кронштейну на задней крышке коробки передач. Отогнув отверткой края стопорных пластин......ключом «на 13» отвертываем четыре гайки крепления приемной трубы к коллектору. Чтобы снять приемную трубу со шпилек коллектора, отжимаем двигатель влево. В трудных случаях можно воспользоваться домкратом. Приемную трубу вынимаем вниз.Шлицевой отверткой из оперетт в блоке извлекаем «грибок» и проверяем, не срезаны ли шлицы внутри отверстия. Если срезаны, можно считать, повезло. Новый «грибок» - не дороже пятидесяти рублей. В противном случае придется снимать масляный насос. Это не так сложно, если бы снять поддон не мешала поперечина передней подвески: без того, чтобы приподнять двигатель, не обойтись. Самый простой способ - вывесить переднее колесо при помощи штатного домкрата, установить под двигатель упор, а затем приспуКлючом «на 13» ослабляем хомут соединения секции дополнительного глушителя с приемной трубой. Головкой «на 17» с карданом отвертываем верхнюю гайку крепления левой подушки опоры двигателя.Ударами молотка через деревянный брусок по корпусу глушителя сдвигаем секцию дополнительного глушителя назад.Ключами «на 10» и «на 8» отвертываем соответственно четыре и восемь саморезов крепления брызговика и снимаем его. Они должны быть в пределах 0,11-0,18 мм. Максимально допустимая величина, с превышением которой заменяют ше ­ стерни, а при необходимости и корпус масляного насоса, 0,25 мм. Установив под кронштейн левой подушки опоры двигателя стойку-домкрат, приподнимаем двигатель, насколько позволят шланги системы охлаждения. Следите за ними - срыв недопустим! Отогнув отверткой края сетки приемного патрубка.....л ведомую шестерни. Используяголовку«на 10» и, при необходимости, кардан, отвертываем 19 винтов крепления поддона. Если поддон «прикипел», ударами молотка через деревянный брусок страгиваем его с места. Ключом «на 10» отвертываем три винта крепления и снимаем с насоса приемный патрубок. Все детали разобранного насоса тщательно промываем и осматриваем. Сколы, трещины и т. п. не допускаются. На валу ведущей шестерни проверяем состояние шлицев.Металлической линейкой и набором щупов проверяем зазоры между торцами шестерен и плоскостью корпуса Они должны быть 0,06-0,16 мм. Предельно допустимая величина, при превышении которой заменяем шестерни, - 0,2 мм. Ремонтные пособия регламентируют и величины зазоров между осью и отверстием ведомой шестерни, а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Мы ограничимся проведенными измерениями, в противном случае потребуются калибры, изготовить которые самому крайне затруднительно, а цена их превысит стоимость насоса в сборе. При сборке насоса не за ­ будьте поставить новые прокладки насоса, поддона и выпускного коллектора. После этого устанавливаем насос на двигатель и все собираем в обратном порядке. Довершит дело корректировка зажигания - это здесь может потребоваться. В заключение - о запасных частях. На рынке по сопоставимым ценам можно встретить насосы и ремкомплекты к ним двух производителей - тольяттинского и московского заводов автоагрегатов. И те и другие вполне пригодны для ремонта. Мы использовали детали московского происхождения. l»iСнимаем поддон, слегка покачивая, чтобы не зацепиться за маслоприемник насоса.Снимаем с патрубка редукционный клапан с пружиной и упорной шайбой. Соринки, загрязнения и отложения, забоины и заусенцы на поверхностях клапана могут мешать его работе. Особое внимание - длине и упругости пружины клапана. Пружину заменяем новой, если ее длина в свободном состоянии менее 38 мм, а под нагрузкой 62,29±1,9Н менее 20 мм. Щупами проверяем зазоры между зубьями шестерен. Нормальный зазор - 0,15 мм, предельно допустимая величина, превышение которой требует замены обеих шестерен, 0,25 мм.Отвернув ключом «на 13» два винта крепления корпуса насоса к блоку цилиндров......снимаем его с двигателя вместе с прокладкой.Снимаем с насоса крышку.Проверяем зазоры между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса.