148
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ | /СТАТИСТИКАПрочие 3056432 ВАЗ-2110 435502 «Нива» 857927ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СТРАНЫ: КУДА ЕДЕМ?ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОак обычно, с опозданием почти на год, наша ГИБДД огласила статистику автомобильного парка страны. Цифры эти не совсем точно отражают реальную картину - хотя бы потому, что включают немалое количество «мертвых душ», догнивающих во дворах и на свалках (у нас, увы, еще не разработан порядок снятия с учета отживших свое автомобилей). И все же по этим цифрам можно судить о многих тенденциях не только в том, что охватывает понятие «автомобилизация», но и всей нашей экономики. Первого января 2002 года на учете в России состояло 21231 760 легковых автомобилей - свидетельство того, что, несмотря на кризисы, возросшие расходы на военные нужды, задержки с выплатой зарплаты и т. д., жизнь в стране улучшается: за 8 лет парк удвоился! Если и дальше так пойдет, то, по прогнозам, к 2010 году количество легковых автомобилей увеличится еще в полтора раза - до 30-33 млн. (в относительных цифрах - с нынешних 140 штук на тысячу жителей до 250). Но это в будущем, пока же посмотрим, на чем мы ездим.Кзаднеприводный, карбюраторный, в основе своей тот, что был разработан больше 40 лет тому... Зато - дешевый, простой в обслуживании, потому и столь популярный. А вот на втором месте - нет-нет, не вазовские переднеприводники, а иномарки, пусть в большинстве своем и не новые. Их уже 3,3 млн., в том числе около 900 тыс. - с «правым» рулем. Между прочим, десять лет назад их не было вовсе, а потому число стало расти лавинообразно, увеличиваясь ежегодно в среднем на полмиллиона. Далее в «народных любимцах» числятся «москвичи» разных моделей - от 401-го до «Князя Владимира» и «Калиты» - всего на учете 2,7 млн. штук. Основной их производитель - завод «Москвич», как известно, второй год стоит, так что здесь речи о дальнейшем росте пока нет. Следующее место в рейтинге популярности занимает вазовское «восьмое» семейство - 2,1 млн., потом идут «волги» всех моделей (1,5 млн.), некогда служившие символом благосостояния. Неожиданно много оказалось среди российских автолюбителей владельцев разных «запорожцев» и «таврий» - 1,3 млн. Правда, «горбатые» и «ушастые» «запоры» фигурируют сегодня скорее как герои анекдотов, а не средство передвижения - гниют себе тихо и портят общую картину парка. По-прежнему любят у нас вседорожники - на учете состоит 850 тыс. «нив» и 650 тыс. «уазиков» разных модификаций. Современных автомобилей «десятого» семейства пока немного - чуть<&олга» 1556494ВАЗ-2108-09 2081070 «Москвич» 2 702 Иномархи 3 253 307ЦИФРЫ, К АК ОНИ ЕСТЬСтоит только погрузиться в данные статистики, оптимизм по поводу экономического роста убывает. На первом месте по численности в нашем автопарке - поистине народная «копейка» и ее модификации («пятерка», «шестерка», «семерка» и т.д.) 7,3 млн. штук. Двадцать первый век на дворе, а у нас каждый третий автомобиль -заводы удовлетворяют спрос на новые автомобили. Долго ли это продлится? ГАЗ в нынешнем году уже испытывал кратковременные трудности с реализацией «волг». Главная проблема в том, что наши заводы не смогли заменить свой очень устаревший модельный ряд на новый. 2001 год и первая половина 2002 года ознаменовались резким всплеском продаж подержанных иномарок, причем в большинстве своем машин, конкурирующих по цене с новыми ВАЗами и ГАЗами (4-6 тыс. долл.). Чтобы противостоять этой «экспансии», наши автозаводы лоббируют резкое повышение таможенных пошлин на ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ иномарки старше 7 лет. Вряд НАМ ГОТОВИТ Согласно статистике, в Росли это даст желаемый ресии только 4,5 млн. автомобизультат. лей (21%) моложе 5 лет, И все-таки хочется закон6,9 млн. (323%) - в возрасте от чить на какой-нибудь опти5 до 10 лет, а остальные мистической цифре. Вот 9,8 млн. и вовсе «старушки». она: если наши с вами деРадует, правда, что за последдушки, да и отцы тоже, поние 8 лет число автомобилей купали автомобиль на всю старше 10 лет постоянно сожизнь, то нынешнее пококращалось - с 58 до нынешление выбирает новый ВАЗ них 46^%, но все равно по- - на четыре года, а подерпрежнему «средний» отечежанную иномарку - и вовсе ственный автомобиль - семина два года. Чтобы потом летняя «шестерка» белого купить новую машину. Знаили бежевого цвета (для еврочит, мы уже - почти Европейской части страны) и того па. Правда, в отличие от же возраста белая «Тойота- Германии или ЛюксембурКоролла» (и ее модификага, официально средняя ции) - для районов Дальнего зарплата в стране у нас всеВостока. го 143,5 долл., а пенсия и 1»1 Пока что российские авто- вовсе 42,5 доллара....больше 435 тыс. штук. Зато их прирост идет самыми быстрыми темпами - в этом году с конвейера ВАЗа сойдет около 300 тыс. новеньких «десяток», «одиннадцатых» и «двенадцатых». Тем не менее круг новых моделей, которые готовы предложить наши автозаводы, очень узок, да и качество их порой желает лучшего. Вот и обращают наши соотечественники свои взгляды за «бугор», откуда едут к нам иномарки. В основном, конечно, изрядно подержанные, что не способствует «омоложению» автопарка в целом.