ТЕХНИКА | /ТЕСТВРЕМЯ ПИТЬ «БОРЖОМИ»ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ПРОМЫВКИ ФОРСУНОК?ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУа простят меня читатели за невольное сравнение, но «здоровье» автомобиля, как и человека, зависит от образа жизни. Малоподвижный - сезонная эксплуатация и короткие городские поездки. Некачественные продукты питания - сомнительное топливо и технические жидкости. Наплевательское отношение к здоровью - пренебрежение квалифицированной диагностикой, своевременным обслуживанием и ремонтом. Все это отрицательно сказывается на самочувствии машины. Как вы понимаете, процессы дряхления весьма индивидуальны и для автомобиля в целом, и для отдельных его систем и агрегатов. Например, у впрыскового двигателя симптомы «недомогания» могут появиться и через 20, и через 50 тыс. км. Их характеризуют следующие признаки: неуверенный пуск холодного двигателя; неустойчивая работа на холостом ходу; плохая приемистость; повышенные расход топлива, шумность, содержание СО/СН в выхлопных газах. Одной из причин бывает неудовлетворительная работа форсунок. Если «болезнь» сильно запущена, а денег жаль, вам посоветуют найти дефектную форсунку силами «знахаря» из соседнего гаража, колдующего со стетоскопом, или путем последовательного отключения форсунок по аналогии с проверкой свечей. Достоверность таких предсказаний мала. Более точный диагноз поставят в специализированном сервисе или станции, оснащенных диагностическим оборудованием. Стоимость такой процедуры не столь обременительна, в среднем 300-350 рублей. Конечно, стопроцентную уверенность в работоспособности «инжекторов» сможете обрести, только сняв их с двигателя и проверив на стенде. А если обойтись профилактическими мерами? Основная причина ухудшения работы форсунок - постепенное отложение в зоне запорного устройства (игла и седло) различных соединений, присутствующих в бензине. Наиболее интенсивно процесс идет в первые минуты после остановки двигателя. Бензиновая пленка в горячей зоне форсунки разлагается на легкие и тяжелые фракции. В итоге тяДжелые фракции образуют твердый нагар: происходит так называемая карбонизация. Поэтому уменьшается количество подаваемого топлива, ухудшается его распыливание в цилиндрах, идет неоднородный процесс сгорания. Результат - те самые признаки плохой работы двигателя, о которых говорилось раньше, а также преждевременный выход из строя лямбда-зонда и нейтрализатора. Для предотвращения этой «болезни» специалисты рекомендуют периодически промывать форсунки, используя добавки к топливу, или в стационарных условиях на специальной установке. Мы решили проверить, насколько сложна эта процедура и каков от нее эффект. В качестве «пациентки» была выбрана редакционная «Дэу-Нексия». Выбор на нее пал не случайно. При пробеге 82 тыс. км за пять лет большую часть времени она ездила по городу, за исключением выходных и праздничных дней. Налицо характерные симптомы ухудшения «здоровья» двигателя плохой холодный пуск, вялая разгонная динамика. Эксперимент включал в себя предварительную проверку исправности электрооборудования, дорожный тест на Дмитровском автополигоне и замер шума в подкапотном пространстве. Затем промыли форсунки с помощью профессиональной установки, вновь замерили динамику, «максималку» и шум. Результаты испытаний приведены в таблице. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»До промывки форсунок Динамические качества Разгон, с ( т / ч ) : 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Эластичность, с: 60-100 км/ч 30-100 км/ч 80-120 км/ч 40-120 км/ч Шум в подкапотном пространстве, дБА: Холостой ход 850 об/мин 1000 об/мин 2000 об/мин 3000 об/мин 74,0 76,5 88,7 94,6 73,0 74,8 87,6 93,0 После промывки35,7 (143,5)35,0(146) 169.8 13,9 23.9 21,8 41.716814,7 24,8 23,5 42,8Коротко о самой промывке. Установка для нее чем-то напоминает капельницу. Только вместо стеклянной колбы под капот подвешивается металлический резервуар с герметичной крышкой и манометром. Роль отсоединенного штатного топливопровода к рампе форсунок играет шланг установки. Промывочная жидкость, находящаяся в резервуаре под давлением воздуха от автономного компрессора, поступает к форсункам. Давление в системе регулируется таким образом, чтобы топливо не сочилось через отсоединенный слив рампы. Промывочная жидкость состояла из смеси товарного бензина АИ-92 и специального концентрата в соотношении 4:1. Потребное количество сольвента зависит от литража двигателя и для полуторалитрового мотора «Дэу-Нексия» составило 400 г. Процесс промывки включает три цикла. Первый - работа двигателя после пуска на холостом ходу в течение 15-20 минут с периодическим увеличением оборотов до 2500-3000 об/мин. Второй - отстой заглушённого двигателя в течение 20 минут. Третий - пуск и работа двигателя на холостом ходу до полной выработки сольвента. Перейдем к выводам. Несложная и непродолжительная процедура промывки инжекторов, стоимость которой в среднем 800-1500 рублей, принесла положительный эффект. Это подтвердили и результаты замеров на дороге, и субъективные ощущения водителя. Холодный пуск стал уверенным и стабильным, а «сердечная недостаточность, шумы и аритмия» на время отступили. Что ж, уважаемые владельцы, остается напомнить - своевременная профилактика как для вас, так и для вашего автомобиля, дешевле любого лечения. Как говорится: «пей «Боржоми» до того, как почки отвалятся». 1»|