71
72
74
75
76
/КОНЦЕПЦИЯНа Московском автосалоне МИМС-2002 случайно оказались рядом два автомобиля, сходных по назначению, но весьма различных по конструкции. Интриги в их заочное состязание добавило то. что у обеих машин - газовские корни. Итак, знакомьтесь: «Тигр» ГАЗ-2975 и «Бархан» на шасси ГАЗ-66.«БАРХММК»11Д171 ТЕХНИКАНачало на с. 71В ПОЛОСАТЫЙ РЕЙСБЛИЗКОЕ ЗНАКОМСТВО С НИЖЕГОРОДСКИМ «ТИГРОМ» ОТВЕТИЛО НА ОДНИ ВОПРОСЫ, НО ПОСТАВИЛО ДРУГИЕ...ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВНапомним предысторию. Два года назад нижегородская компания ICT - «Промышленные компьютерные технологии» разработала и изготовила для заказчика из Объединенных Арабских Эмиратов многоцелевой автомобиль повышенной проходимости Tiger (ЗР, 2001, № 5). Прототипы были показаны на выставке вооружений в Абу-Даби, потом проходили длительные испытания в пустыне, но контракт на поставку машин так и не подписали. Почему - можно только гадать.грузовая машина утюжила внедорожную трассу: осторожно сползала с откосов, ныряла в рвы и выпрыгивала из них, перебрасывая через крышу кучи песка. Другой «Тигр» - темно-зеленый броневик, как курьерский поезд, пролетал по спецдорогам, шлепая на неровной брусчатке зубастыми «мишленами». Напомним, что «Тигр» - рамной конструкции, а его ходовая часть разработана на основе узлов от бронетранспортера. Например, независимые подвески - мощнейшие двойные поперечные рычаги с упругими элементами в виде торсионов. Дорожный просвет под почти плоским днищем целых 400 мм. Его можно изменять в диапазоне примерно 100 мм путем регулировки торсионов. Подвеска сочетает в себе мягкость и огромную энергоемкость: проведя за рулем пятнадцать минут, начинаешь просто наплевательски относиться к выбоинам, камням, ямам и волнам - колеса ходят вверх-вниз, а кузов едва шелохнется. И даже если не хватит полного хода подвески в 325 мм, не беда - пятитонный «Тигр» просто снесет препятствие прочнейшей передней защитой. Танк, а не машина! Точнее, линкор - потому что разворот диаметром восемнадцать метров не назовешь иначе, как морским термином «циркуляция». Двигатель - американский шестицилиндровый турбодизель «Камминс» объемом 5,9 ли мощностью 180 (или 215) л. с. Коробка передач установлена механическая - шестиступенчатая венгерская РАБА. Напомним, что на первых образцах для Эмиратов стояли автоматические «аллисоны». Двухместный полугрузовой ГАЗ-29752 с брезентовый верхом.На массивной передней панели разместились привычные «военные» приборы. Между сиденьями - широкий кожух силового агрегата.С тех пор ситуация изменилась. Выяснилось, что основной разработчик автомобиля - все-таки Горьковский автозавод, а компания ICT - его дочерняя структура. Готовые образцы автомобиля, пусть и не пошедшего на экспорт, грех не попытаться предложить на внутреннем рынке. Здесь уже ширма ни к чему - на МИМС-2002 был показан обрусевший «Тигр» с чуть измененной облицовкой радиатора и обычным газовским индексом ГАЗ-2975. К машине проявили интерес силовые структуры, организации топливноэнергетического комплекса. Через пару недель после выставки журналистам дали вволю погонять на «тиграх» по заводскому полигону в Березовой Пойме. Утробно рыча, полу- Начало на с. 71Ну а кроме того - раздаточная коробОРИГИНАЛЬНЫЙ ка с понижающей передачей и блокиВЕЗДЕХОД ровкой межосевого дифференциала, кулачковые межколесные дифференНА ШАССИ ГАЗ-66 циалы повышенного трения, колес«Это не, типа «Хаммер»?» - поные редукторы, централизованная интересовался, глядя снизу, хозяподкачка шин. \ ин «Ленд Крузера». - «Это типа Разработаны несколько вариантов ГАЗ-66».-???... .кузовов: двухместный с _хрузпвпй платформой и брезентовым верхом (ГАЗ-29752), цельнометаллический четырехдверный пассажирский (ГАЗ- Прочнейшая независимая подвеска досталась 29751), восьмиместный бронирован«Тигру» от БТР. ный. Есть даже образец с алюминиеромный запас прочности, а у него свои вым кузовом. Передние сиденья разплюсы - подорванный на обочине фуделены широким «столом» - кожухом гас едва ли сбросит нижегородского выступающего в салон силового агрехищника с дороги, а разворотить подгата, сзади - просторный диван или веску не всякой мине под силу. Но тот сиденья по бортам. Возможна устаже «Хаммер» с противопулевой броновка любых других кузовов, рамная ней весит всего 3,7 ти даже с защитой конструкция позволяет. днища от противотанковой (!) мины Казалось бы - вот он, многоцелевой менее 4,5 т. «Тигр» с легкой пятимиллиавтомобиль повышенной проходимометровой броней потянет тонн на ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ сти для армии. Такие машины приняшесть. Добавьте полторы тонны груза ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ ты на вооружение во многих странах - и представьте такую махину на слапугнув лязгом включенной втомира - только в России их роль по- бонесущем грунте: в грязи, на песке, на рой передачи зазевавшийся прежнему исполняют «бронированболотистой почве. Не потому ли не со«Гольф», громадный вездеход отные» мешками с песком «уралы» и честоялся альянс с Эмиратами? чалил со светофора. Господи, не зацетырехосные плавающие «бэтээры», Другое «но» - импортный силовой пить бы кого ненароком: почти два как правило, не видевшие воды глубагрегат, чего «по определению» не с половиной метра ширины, пять же горной речки. Правда, тут вознидолжно быть в военной технике. с половиной метров длины, вокруг, кают разные «но»... Впрочем, у ГАЗа «на выходе» шестикак стрижи перед дождем, низко Начнем с того, что применение узлов цилиндровый турбодизель ГАЗ-562 вьются легковушки, едва достигая от гораздо более тяжелого донора обус пятиступенчатой механической кокрышами радиаторной решетки. словило немалую снаряженную массу робкой передач. А с отечественным Однако через полчаса я освоился, 5,0-53 т. «Основоположник жанра» - агрегатом и цена машины должна радуясь возможности поразмять руки созданный еще пятнадцать лет назад снизиться. «мужскими» усилиями на руле и американский «Хаммер» вдвое легче: И тут возникает третье «но». Цена, вспоминая давно позабытый двойной всего-то 2,7 т. Примерно столько же веконечно, снизится, но ненамного. По выжим сцепления с перегазовкой. сят появившиеся позже швейцарский утверждению одного из высших завоВездеход безотказно притягивает «Бухер», итальянский VAT, испанский дских менеджеров, американский мовзгляды окружающих: заинтересо«Вамтак». Причем все эти машины бетор обходится заводу всего в $4,8 тыс. ванные, восторженные, а из вседорут на борт полторы-две тонны груза. и погоды в ценообразовании не деларожников - и ревнивые; замечаю отКонечно, избыток массы создает ог- ет. Но тогда непонятно, с какой стати топыренные вверх большие пальцы. заявлено, что «Тигр» будет примерно Внутри лонжеронов рамы - регулируемые торсиНекоторые машины пристраиваются на 30% дешевле «Хаммера»: «всего-то» оны. рядом, чтобы получше рассмотреть 65-80 тыс. долларов! Однако военные это чудо, имя которому - «Бархан». бюджеты России и США различаются А начиналось все прозаически. Некуда сильнее. Нашей армии просто большой фирме «Ретростиль», занине по карману такой автомобиль мающейся восстановлением старинведь, по идее, он должен стать массоных машин и изготовлением другой вым, почти как «уазик». Конечно, есть необычной автомобильной техники, потребность у МВД и ФСБ, есть газопонадобился мощный тягач для буквики и нефтяники, но они не станут сировки прицепа-автовоза. Другие, крупными заказчиками - десятокскорее всего, использовали бы имдругой машин, больше ни к чему. Попортный вседорожник, но «стилевлучается, что сам по себе «Тигр» вроде цы» решили построить тягач самостохорош, но в дело не годится - ни в пеятельно, использовав шасси... да-да, ски, ни в Красную Армию... 1»1СПродолжение на с. 76 «БАРХАН-66»того самого ГАЗ-66! Естественно, без некоторых переделок не обошлось, но рама, двигатель, коробки передач и раздаточная, трансмиссия, подвески, мосты, тормоза и управление - это все «родное». Оригинальные лишь бензобаки - две емкости по 120 л установлены по бокам рамы под днищем кузова. Неизменной сохранена и база 3300 мм, так что по сути «Бархан» - это «шишига» с новым кузовом. Чтобы сделать машину более привлекательной, вместо стандартных шин на измененных дисках смонтировали чуть меньшие - такие используют в сельхозтехнике. Это несколько снизило внедорожные качества автомобиля, но в большинстве случаев и оставшихся хватит с избытком: 260 мм просвета под редукторами и почти полметра в середине базы, пониженная передача в «раздатке», жестко подключаемый передний мост, межколесные кулачковые дифференциалы повышенного трения. А ведь еще есть лебедка и централизованная система подкачки шин, к которой нужно лишь подсоединить нестандартные колеса. Впрочем, ничто не мешает при желании вернуться к штатным покрышкам. Во внешности «Бархана» без труда угадываются некоторые элементы ГАЗ66 - например, двери или ветровое стекло с характерными боковыми форточками. Действительно, на изготовление кузова пошло, с учетом неизбежных ошибок, несколько «шестьдесят шеетых» кабин. Формально это пятидверный универсал максимальной вместимостью до двенадцати человек в пассажирском варианте или семь человек и 700 кг груза - в грузопассажирском. По сути же, огромный салон размером 3400x2000x1240 мм можно распланировать и обустроить, как угодно. В отличие от того же «Хаммера», у которого посреди салона тянется широченный и высокий тоннель, скрывающий двигатель и агрегаты трансмиссии, а четыре сиденья установлены в узких углублениях по его бокам, почти все семь(!) квадратных метров пола «Бархана» абсолютно плоские. Выступают лишь арки задних колес - их удобно использовать в качестве лавок. Неизбежная плата за такую компоновку - большая высота машины, достигающая 2,3 м. Внешность в духе «милитари» настраивает на аскетичность в интерьере - тем более неожиданными оказываются удобная посадка за рулем, обширная приборная панель с привычным «военным» набором шкал, но отделанная пластиком под ценные породы дерева, аккуратный салон с комфортабельными «легковыми» креслами, электростеклоподъемники, люк в крыше. Год эксплуатации подтвердил правильность основных технических решений. А интерес к «Бархану» подсказал: это не просто утилитарная «хозяйка», а нечто большее. Машину показали на выставке «Автоэкзотика», а потом, после перекраски и отделки - на Москов-За рулем «Бархана» куда удобнее, чем в «агрегатном доноре». Передняя панель отделана пластиком, имитирующим ценные породы дерева.ском автосалоне МИМС-2002. Успех, как говорится, превзошел все ожидания. Оказывается, такой автомобиль будет полезен армии, силовым структурам, МЧС, нефтяникам, газовикам, да мало ли еще кому. Помимо показанной модификации, разработаны варианты с грузовой платформой, в том числе и под установку легкого артиллерийского вооружения, десантная с брезентовым верхом, медицинская с увеличенной высотой крыши. Большой плюс в глазах таких потребителей - использование только распространенных отечественных узлов и агрегатов. Автомобиль без лишних «наворотов», да еще небольшой серией, получится достаточно недорогой, а отремонтировать его можно будет в любой глуши, в любом колхозе или военной части. Оборотная сторона этого достоинства - низкая надежность узлов, слабая прожорливая бензиновая «восьмерка», архаичная четырехступенчатая коробка с синхронизаторами лишь на Ши IV передачах, неэффективный, вечно текущий усилитель руля. Впрочем, и эти болячки лечатся кропотливой доводкой, что как раз может позволить себе небольшая фирма. Другая категория покупателей - со- ] стоятельные оригиналы, которым нужно на охоту ездить или просто хочется заткнуть за пояс соседа на «Гелендевагене». Такие на выставке подходили с конкретным вопросом «Сколько стоит?». Ответить можно лишь приблизительно - при штучном производстве - примерно от $35 тыс. На заказ, в принципе, можно поставить любые импортные двигатель и коробку передач, оборудовать салон всеми мыслимыми атрибутами роскоши, вплоть до джакузи в багажном отсеке - соответственно возрастет и цена. Ездит же Шварценеггер j^jp* на «Хаммере»... l»l гус