132
133
I РЫНОК 1/НА ПРИЛАВКЕМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / М ИХАИЛКОЛОДОЧКИНОДИНАКОВЫ С ЛИЦАКАЛУЖСКИЕ КОММУТАТОРЫ ДЛЯ ГАЗОВ И ВАЗОВКТО включитОПАХАЛО?ЕЩЕ РАЗ 0 БЕСКОНТАКТНОМ ВКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРАатчики включения электровентилятора системы охлаждения чем-то похожи на крыловского кота Ваську - они упорно не хотят реагировать на критику... Результат плачевный - перегретые двигатели. Хотелось бы решить проблему кардинальным образом и избавиться от контактов навсегда. Про «самоделку», решающую такую задачу, мы рассказывали (ЗР, 1998, № 1, с. 164). Было описано и серийное изделие фирмы ЭКОМ из подмосковной Дубны (ЗР, 2001, № 12, с. 95). Сегодня знакомимся с новым прибором тех же разработчиков - контроллером системы охлаждения «Каскад». Принцип работы изделия прост - его электронный блок следит за напряжением на штатном датчике указателя температуры двигателя, которое уменьшается по мере нагрева. Надежность этого бесконтактного датчика высокая: терморезисторы отказывают крайне редко - поэтому блоку остается вовремя подать сигнал на внешнее электромагнитное реле, которое и включит вентилятор. А от своей предыдущей версии «Каскад» отличается тем, что не только управляет электровентилятором, но и подает сигнал тревоги, если температура будет лезть кверху. Причин этого может быть несколько: обрыв приводного ремня, перегорание предохранителя, отказ электровентилятора - да мало ли... Соответственно и подстроечных резисторов у «Каскада» не один, а два первым регулируют порог включения вентилятора, а вторым устанавливают момент срабатывания сигнализации. Подключить «Каскад» несложно проще всего закрепить его за комбинацией приборов, поближе к стрелочному указателю температуры. Это удобно три точки подключения из четырех («питание», «общий» и «датчик») сосредоточены именно здесь. Последний провод нужно протащить в моторный отсек и подключить к реле электровентилятора - схема приведена на рисунке.Если при покупке нового коммутатора системы зажигания вас одолевают сомнения - какой взять, го при прочих равных условиях выбирают тот, что в упаковке: по крайней мере его изготовитель относится к тебе с уважением. Новые изделия калужского ЗАО «Энергомаш» поступают в продажу только в фирменных упаковках: без них - это, скорее всего, подделка или брак. Комм утаторы 131.3774-01 и 133.3774-01 выглядят почти одинаково - оба выполнены на микрокорпусной элементной базе по технологии поверхностного монтажа и могут работать с катушками зажигания типа 27.3705, 3122.3705, Б116 и их модификациями. Радиаторы также унифицированы, однако на этом сходство заканчивается. Первое изделие предназначено для автомобилей с магнитоэлектрическими датчиками-распределителями («Волга», «Газель» и др.), второе же для машин с датчиками Холла («Самары» и т. п.). Впрочем, перепутать коммутаторы невозможно - тот, что для нижегородских авто, оснащен тремя клеммами «под винт» для подсоединения к бортсети, а у «самарца» присутствует знакомая семиконтактная колодка. В технических характеристиках обеих новинок несколько удивляет ток коммутации - не слишком ли большой разброс от 6 до 9 А? Впрочем, разработчикам виднее... Гарантия на коммутаторы - один год. Цена «самарского» 132 руб., «заволжского» -144 руб.ДСледующий этап - регулировка момента срабатывания электровентилятора. Один поворот шлица первого «подстроечника» изменяет порог включения на один градус. Конкретные цифры у каждого мотора свои, главное «пропустить» вперед термостат: нужно дать ему полностью открыться, а уже потом звать на помощь электрическое «опахало». После этого аналогичным образом, вращая второй «подстроечник», настраиваем порог срабатывания тревожной сигнализации - естественно, он должен быть выше предыдущего. В момент срабатывания раздастся прерывистый звуковой сигнал и замигает красный светодиод. «Каскад» подойдет и для тех машин, чьи владельцы решили установить электровентилятор самостоятельно, - например, для «Волги». О подобной доработке мы уже рассказывали (ЗР, 1999, № 3, с 133), однако теперь ее можно упростить: гнездо под контактный датчик больше не нужно! Само собой, блок не спасет при неисправностях термостата, водяной помпы и прочих элементов системы охлаждения. Но это вы, конечно же, знаете... Цена новинки - примерно 200 руб.Куказателю температурыР12ВЭлектровентиляторЯгf^aДатчик электровентилятораj Блок-ЖОМ~ I Датчик указателя I температурыПодключение электронного блока для управления вентилятором. «СУПЕР-I» - В БЕЛО-СИНЕМНОВЫЕ ШАРОВЫЕ ОПОРЫ ИЗ МИАССАчто примененные ими бесфланцевые чехлы из авиационной резины обеспечивают высокую стойкость к температурным колебаниям и воздействию солевых растворов. Нильборовое покрытие пальца обладает высокой твердостью при низком коэффициенте трения и хороших антикоррозионных свойствах. Кроме того, корпус изделия сделан цельнокованым - по мнению авторов, это также повышает долговечность опоры. Внешне верхние и-нижние новые «суперы» практически неотличимы чтобы избежать путаницы, на их корпусах выдавлены разные символы, соответственно «В» и «Н». Отметим, что узнаваемость миасских пальцев облегчает фирменная упаковка бело-синего цвета. Корпуса изделий также стали синими - порошковое покрытие по финской технологии должно повысить антикоррозионную стойкость в несколько раз. Кстати, упаковка содержит подробную «сопроводиловку» - гарантийные обязательства, инструкцию по установке и т. п. Цена «суперов для классики» - примерно 85 руб.Вид «жигулей» с раскоряченными колесами всегда вызывает чувство жалости - виновниками здесь частенько бывают негодные шаровые опоры. Они способны породить неповоротливый руль, ухудшая управляемость, словом, хорошо бы решить эту проблему раз и навсегда. Свой вариант предлагает ПО «Надежда» из Миасса Челябинской области - новые опоры для ВАЗ-2101...2107 представлены на фото. Полное название новинки - «Палец шаровой передней подвески» типа «Супер-1». Разработчики отмечают, На правах рекламыК АК УВЕЛИЧИТЬ ДОХОД ОТ АВТОСЕРВИСА С ПОМОЩЬЮ ОБОРУДОВАНИЯ ОТ ЧАСТОЙ КОМПАНИИ0используются для МЫТЬЯ двигателей, агрегатов. сильно загрязненных поверхностей без использования химииV/C ТАЯМоСКВаwww.chisto.ruм . Ш аболовская , ул.Стасовой, 10/1, т. (095) 234-3939 м. Электрозаводская, ул. Гастелло, 4 1 , т. (095) 956-1818 (подарок каждому посетителю офиса)БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА ПО МОСКВЕ • ФИРМЕННЫЙ СЕРВИС И ГАРАНТИЯ ДО 24 МЕСЯЦЕВНАШИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: Калининград, Московский проспект, д. 1 96 , т. ( 0 112 ) 7 7 - 2 020 Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д . 1 1 , т. (812) 2 33 - 8 297 , 2 35 - 1 859 ДИЛЕРЫ: • Ростов-на-Дону (8632) 48-81-93 • Краснодар (8612) 62-53-88 • Екатеринбург (3432) 61-05-38 " Краснодар (8612) 53-13-17 (8612) 54-75-46 • Волгоград (8442) • Краснодар (8552) 53-32-34 • Воронам (0732) 53-66-06 • Наб. Ч.Лии (3919) 44-31-67 • Воронам (0732) 55-37-45 • Норильск11/2113