54
55
56
ТЕХНИКАОСТАНОВКАУ КАКОЙ «РОССИЯНКИ» САМЫЕ ЛУЧШИЕ ТОРМОЗА?Т КТ / ОТДЕЛ ИСПЫТАНИЙ ЕСВо многих популярных кинобоевиках - взять хотя бы «Козерог1» или знаменитого «Фантомаса» - режиссеры то и дело подсовывают положительным героям симпатичные на вид автомобили с абсолютно неисправными тормозами. Зрителям нравится, а вот героям непозавидуешь. Кстати, по странному стечению обстоятельств в обоих случаях за рулем оказываются... журналисты! К чему бы это... Вообще говоря, прервать какой-либо процесс обычно куда тяжелее, чем его начать. Ой как непросто заставить курильщика бросить курить, любителя выпить - завязать с пьянством, а разогнавшийся до «сотни» автомобиль - прекратить свой стремительный бег... Казалось бы, нажал на педальку - и все, однако же если тормоза - серийные, покрышки - штатные, а автомобиль - отечественный, то невольно начинаешь замечать, что несущийся по соседней полосе /ТЕСТПО ТРЕБОВАНИЮПРОВЕРИМ!«мерс» спокойно замирает перед красным сигналом светофора, как парализованный, а тебя несет и несет. Случайность? Что греха таить, недалеки от истины те, кто утверждает, что «их» тормоза гораздо «тормознутее» наших. Поездившему хотя бы на «КИА-Спортидж» очень тяжело будет пересесть, например, в «Ниву», обладай она хоть тройным гражданством. Конечно, целиком полагаться на эмоции нельзя - известно же, что, хотя субъективно «ШкодаФелиция» тормозит куда лучше нашего «зубила», объективно показатели «Самары» при этом выше... Это объясняется различной информативностью тормозного привода, которая, подобно рекламному «тиктаку», порой вселяет в водителя чувство уверенности даже в не самом совершенном автомобиле. Увы - особенность тормозных приводов большинства автомобилей такова, что к ним нужно привыкать! И если ин- ТЕХНИКАформативность привода низкая, то ничего не стоит случайно «пережать» педаль и заблокировать колеса. Кстати, оптимальное усилие на тормозной педали, при котором колеса переходят из вращения в юз, должно составлять 28-30 кг - не больше и не меньше. Как бы случайно заговорив про юз, можно плавно переходить к сути задуманных нами испытаний. Вопрос один: КТО «ТОРМОЗНУТЕЕ»? Конечно, такого слова в русском нет, но уж больно хорошо оно подходит к описанию нашего эксперимента. Берем два десятка автомобилей категории Ml (общей массой до 3500 кг), разгоняем их на динамометрической дороге Дмитровского автополигона до «сотни», переводим рычаг коробки передач в «нейтраль» и тормозим - аккуратно, на грани блокировки колес. Последнее необходимо для того, чтобы уравнять шансы «дворян», оснащенных разными «абээсами», и «простолюдинов» - «жигулей», «десяток» и т. п.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИКИ АВТОМОБИЛЕЙ ГРУППЫ М1Тормозной путь,м «КИА-Спортидж» ВАЗ-2112 «Дэу-Нексия» ВАЗ-2111 «Рено-Клио Символ» ВАЗ-2123 ВАЗ-2120 «ДонинвестОрион М» ВАЗ-21103 УАЗ-31622 ГАЗ-31022-600 «Ока» ВАЗ-11113 ГАЗ-3110 ВАЗ-21093 ВАЗ-21043 «Соболь» ГАЗ-2217 ИЖ-2126-062 4Х4 «Нива» BA3-21213 BMB-525i BA3-21103TMC ВАЗ-2106" ВАЗ-2115* ИЖ-2126-062 4Х4* ИЖ-2126* 43,1 47,0 47,7 47,9 48,0 49,0 49,7 50,7 50.9 51,7 51,8 52,0 52,2 52,7 53,5 58.2 60,1 61,0 38,5 44,6 34,7 35,8 39,3 41,1 Замедление, м/с" МестоКстати, на языке «профи» такие испытания называются «Тип 0». Откуда взялось упоминание про каких-то дворян, да еще с АБС? В общем-то, из интереса - хотелось не только получить данные по отечественной технике, но и оглядеться немного вокруг - как-то там тормозят зарубежные братья по разуму? Конечно, существуют различные стандарты, которым нужно соответствовать, но личное соревнование всегда интереснее. Что касается ГОСТа, то для выбранной нами категории автомобилей он в свое время требовал, чтобы их тормозной путь с 80 км/ч до нуля не превышал 41 м, а ускорение при этом составляло не менее 2 7,0 м/с . Мы же усложнили задачу и решили проводить замеры тормозного пути не с 80, а со 100 км/ч. Полагаем, что такой режим куда ближе к реальным условиям, чем указанный норматив. С ускорением же не мудрили - «печкой» стала цифра из стандарта. Итак, первый пошел! ТОРМОЗА ПРИДУМАЛИ ТРУСЫ... Подобные высказывания частенько можно услышать от «безбашенных» наездников, чья правая нога упорно не желает сползать с педали акселератора. Между тем статистика ДТП говорит о том, что в аварийных ситуациях водителю гораздо чаще приходится интенсивно тормозить, нежели «брать руль на себя»... Иными словами, тормозная динамика с точки зрения безопасности движения куда важнее динамики разгона. Та же картина ив автоспорте - без отменных тормозов гонки не выиграть. Впрочем, от слов пора переходить к цифрам - их предоставил наш измерительный комплекс «Корсис». В заездах приняло участие восемнадцать автомобилей - еще шесть мы включили в конец таблицы вне зачета. Четыре из них, результаты которых отмечены звездочками, прохо8,9 8,2 8,1 8,1 8,0 7,9 7,8 7,6 7,6 7,5 7,5 7,4 7,4 7.3 7,2 6,6 6,4 6,310,11 23456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18вне зачета вне зачета вне зачета вне зачета вне зачета вне зачетадили испытания ранее - их тормозные «успехи» измерялись стандартным способом со скорости 80 км/ч. Что касается мелкосерийного ВАЗ21103 ТМС и «бээмвэшки», то их показатели попали в таблицу в качестве «свадебных генералов» - цифры говорят за себя. Поясняем сразу: приведенные результаты не могут претендовать, подобно уставу партии, на непогрешимость - разница между экземплярами «нашемарки» подчас бывает огромной! Однако за объективность замеров ручаемся - что есть, то есть. А получилось следующее. На «бээмвэшкины» результаты лучше не смотреть - станет грустно. Отметим лишь, что, тормозя с «сотни», она остановилась быстрее, чем «ижаки», которым дали команду «Тпру!» на «восьмидесяти». Более того, даже при этой скорости она уложилась в наш ГОСТ... Тормозной путь лучшего участника из верхней части таблицы оказался длиннее на 12%, а худшего - аж на 58%! Кстати, в группе внезачетных участников бросается в глаза неудачное выступление «пятнадцатой» модели ВАЗ непонятно... В основной же группе отметим провалы одного представителя каждого из заводов - от «пушного зверька» с ГАЗа до древней «Нивы». Справедливости ради отметим: основной виновник ее неудачи - низкие сцепные свойства зубастых вездеходных покрышек ВлИ-5. Победил же, увы, варяг - «КИА-Спортидж» довольно уверенно обогнал как все вазовские «супермодели» «десятого» семейства, так и более приземленные «волги», «зубила» и «нивы» всех мастей. В то же время с формальной точки зрения все выглядит вполне благопристойно - пятнадцать машин из восемнадцати замедляются «по правилам», а потому «все хорошо, прекрасная маркиза»... Только тормоза у нас все-таки не очень... им8,7 7,1 6,9 6,3 6,0Примечание. Символ ' относится к автомобилям, тормозная динамика которых измерялась со скорости 80 км/ч.Почему тормозили со 100 км/ч? Это - наше понимание существующей ситуации, сложившейся в нашей стране. Не хочется прятать голову в песок - средний водитель уже привык двигаться с трехзначными скоростями, а потому производителей наших автомобилей нужно, извините, «подстегивать». У иностранцев все это выглядит несколько иначе там свои условия диктует рынок, далеко опережая требования правил и стандартов.