58
59
60
I ТЕХНИКА#*"-/ТЕСТДСТВОГод прожили в редакции два вседорожника - ВАЗ-2123 и "КИА-Спортидж '. Пришпа пора обобщить наши впечатления (см. ЗР. 2002. № 2. 9: 2001, №10.12)ПРОЩАЕМСЯ С «КИА-СПОРТИДЖ» И ПРЕДСЕРИЙНОЙ «НИВОЙ»Т С / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ИТ АНАТОЛИЙ ФОМИНВ«экспортного» варианта «Шеви-Нивы» с «ихним» силовым агрегатом никто, наверное, не станет спорить, что • Т / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ЮРИЙ НЕЧЕТОВ, ОО эти автомобили - конкурентны. Какой ГЕОРГИЙ САДКОВ этом году кузов «Спортиджа» стаже из них предпочесть? ли сваривать и окрашивать в РосУже при первой встрече с этой пасии, а производство «Нивы», карочкой искушенный автомобилист отжется, все-таки началось на совместметит важную особенность. КИА каном с «Дженерал моторе» предприжется мощной благодаря внушительятии. Нам же подошло время возвраной раме, толстенной защите моторнощать машины хозяевам. Впрочем, мы го отсека и развитым бамперам. Однаеще вернемся к сравнениям, когда прико низкие пороги и зазор 165 мм между обретем «настоящую» «Шеви-Ниву». дорогой и той самой защитой заставляНаверное, будем недалеки от истиют думать, что экстремальное бездороны, если скажем, что «Нива» - первый, жье - не ее стихия. Это мы и проверяли а может, и единственный отечественвесь последний год. «Спортидж» может ный автомобиль, который, по признасъезжать на плохие дороги, но... не люнию большинства, выглядит «как инобит по ним ездить. Поэтому главное, марка». Одним словом, красивый. Это что нужно иметь в виду потенциальносразу же поднимает интерес к автомому покупателю: машины лучше расбилю у тех, кто копит деньги на недокроют свои возможности в разных рерогое импортное авто, быть может, жимах эксплуатации: «Нива» - когда и на «Спортидж». А с появлением нужно часто ездить по плохим дорогам, КИА - когда хочется быстрее ездить по хорошим.ВСПОМНИМ ВСЕЗа время жизни в редакции машинам довелось «полазить» вместе по грязи, песку, сугробам, раскисшей глине, померзнуть зимой (до минус 27°С) и пожариться летом (до 30-32°С). Впрочем, нетрудно догадаться, что основную часть своей жизни они провели на улицах Москвы. Хватило водителям как приятных эмоций, так и не очень. Нередко случалось - чем лучше чувствуешь себя в одной машине, тем хуже в другой. Скажем, знойным летом в столичных пробках приятнее было в «Спортидже» с его гидроусилителем и кондиционером, а вот зимой и на севере (см. ЗР, 2002, № 2) лучше «Нива» с более мощной «печкой» и адекватным поведением на дороге. ЧТО НАМ СТОИТ... Полноприводные автомобили требуют больших расходов. Ощутимы траты на бензин. Проехав 38 500 км на «Спортидже» и 37 500 км на «Ниве», мы получили почти одинаковые средние эксплуатационные расходы - около 11,5 л на «сотню». Простая арифметика подсказывает, что при цене «92-го» бензина 9 руб. 50 коп. за литр на каждого набегает по 40 тыс. руб. Иными словами, за один год пара наших полноприводников «съела» сумму, сопоставимую со стоимостью «Жигулей». Если не новых, то уж двухлетних точно. И это далеко не все расходы. Примерно то же можно сказать ио схемах работы трансмиссии. Вариант «Нивы» с постоянным полным приводом и свободным межосевым дифференциалом предпочтительнее в зимний период или на плохих дорогах. Полный привод от КИА с постоянным приводом задней оси и жестко подключаемой передней, напротив, выгоднее летом или на хороших дорогах. С ремонтом лучше обстоят дела у «Спортиджа» - они реже. А вот с оплатой отдельных работ предпочтительнее «Нива» - обходится дешевле. Так по крупицам складывается облик двух машин - очень похожих со стороны, но сильно различающихся в деталях. Говорить об интерьере, приводя в качестве примера опытную «Ниву», собранную по временным технологиям в опытно-промышленном производстве, было бы некорректно. Зато можно оценить размеры салона, объективно более широкого, чем у «Спортиджа». Преимущество КИА - мощный двигатель и лучшие динамические качества; лишние 300 кубиков и8 клапанов. Плавность хода? Вокруг этого было сломано немало копий. Можно ли ради нее жертвовать возможностями машины на разбитых дорогах? Здесь лучше всего проявляются традиции конструкторской школы и «национальные» особенности. На ровной дороге «Спортидж» ведет себя мягче и комфортнее, только таких у нас немного. С ростом скорости на обычных для России покрытиях КИА требует от водителя все большего напряжения, уже хотя бы для того, чтобы удерживать правильную траекторию. Быстрый и информативный, несмотря на гидроусилитель, руль ощущается теперь как излишне «нервный». Обнаруживается и слабая энергоемкость подвески - даже с частичной нагрузкой слишком рано срабатывают буферы сжатия. «Нива» выглядит полной противоположностью. На хорошем шоссе при неторопливом движении она кажется излишне жесткой, и лишь с ростом скорости приходит положительное восприятие автомобиля. Руль без усилителя малочувствителен к неровностям, а в союзе с солидным «запасом прочности» пружин позволяет не обращать внимания на мелкие огрехи покрытия и колеи. ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРКИЛЬ» Приятно сидеть в высокой машине хороший обзор, дорогу далеко видно... Но ведь высота влияет на устойчивость. Мы решили измерить углы опрокидывания «Нивы» и «Спортиджа». Результат оказался предсказуемым, но полученные данные приятно удивили: «Нива» повисла на страховочных цепях при угле 49°ЗГ, а «Спортидж» - при 48 24'. Тем, кто сразу не сообразил, напоминаем, что на дорожных знаках пишут уклон в процентах, а 48-49 градусов - это больше 100%! Разница между машинами оказалась меньше, чем предполагали, а абсолютные значения углов больше. Правда, ВАЗ-2123 был обут в шины размером 205/65R15, вместо штатных 205/70R15, что несколько корректирует результаты в его пользу. В общем, преимущества и недостатки в этом состязании зависят скорее не от рамной или несущей конструкции, а от конкретного ее воплощения. Только на плановые ТО «Спортиджа» после 1,10, 20 и 30 тыс. км потрачено 16 480 руб. (работа плюс материалы). Были и внеплановые. Потребовалось заменить амортизаторы после 34 тысяч (задние «кончились» совсем, передние - частично) - выложили 9980 руб. (только задние обошлись бы в 3900). Меняли ступичные подшипники и сальник правого переднего колеса 2700 руб. (вообще-то они живут дольше, нам не повезло). Порвался пыльник верхней шаровой - еще около 6000. Многовато? Но что поделать: на верхних рычагах опоры несъемные, так что менять пришлось весь рычаг, а после регулировать углы установки колес. А сколько «скушала» «Нива»? О-о, это отдельная история. Отнимем на время ручку у испытателя вазовской машины, чтобы лишнего не написал, и кое-что поясним. Машина нам досталась экспериментальная и, что немаловажно, собранная в ОПП ВАЗа - этакий ходовой макет. Опыт общения с концептуальными, скажем так, машинами из Тольятти убедил нас: делают их из того, что бог пошлет. В тот день, когда собирали нашу «Ниву», он и послал то, что не сгодилось на главном конвейере... Не лучше качество иу оригинальных деталей экспериментального автомобиля. Не сомневаемся - «Шевроле-Нива» будет собран лучше, да и конструктивно он будет отличаться от сегодняшней машины. Поэтому задним числом позволим лишь пару замечаний в адрес вазовцев, прежде всего конструкторов и технологов. Крайне обеспокоены работой на «Ниве» пятиступенчаНАША СПРАВКА Ответить на вопрос, почему машины по-разному ведут себя на хороших и плохих дорогах, легче, зная соотношение ходов подвесок. У «Спортиджа» пружины «мягкие», под собственным весом они уже на 60% продавлены. У «Нивы» соотношение ходов отбоя и сжатия иное - примерно 40:60, что лучше для плохих дорог, но не способствует /2002 отточенной управляемости вседорожника на хороших.той «классической» коробки передач, даже если она нормально собрана. Особенно настораживает трехопорный промежуточный вал, а конкретно - точность взаимного расположения отверстий под подшипники: ведь они выполнены в разных корпусных деталях. И еще вопрос к тем, кто принимает на АвтоВАЗе решения о продаже предсерийных, по сути, машин всем желающим: может, не стоит? Ладно журналисты и прочие испытатели они понимают, с чем имеют дело. А люди, купившие машину за свои кровные?РУССКИЙ эксклюзивМожно много рассказывать об особенностях машин, обсуждать их преимущества и недостатки, но интерес рынка к двум нашим подопечным во многом определяется не столько их характеристиками, сколько... ценой. «Спортидж», хотя и собирают только в России, воспринимают как иномарку. И это во многом справедливо. Так вот, среди подобных иномарок онсамый доступный по цене - менее $16 000. Следующий - «Сузуки-Витара» в пятидверном варианте обойдется почти в $23 000! А сколько будет стоить «Шевроле-Нива»? По нашим данным, машину намечают выпускать в двух модификациях: «для нас» и «для них». Обсуждают возможность установки импортного силового агрегата, говорят о заграничной отделке салона или, по крайней мере, руля и панели приборов. Пока официальные лица не отказались от названной когда-то ориентировочной цены - около $8000 за автомобиль в дешевой комплектации. Если прогноз все-таки сбудется, разница в цене между «Нивой» и «Спортиджем» получится впечатляющая. Но даже если у СП «GM-АвтоВАЗ» аппетит вырастет, автомобиль все равно обещает стать самым дешевым в классе. А потому единственное, что может испортить ему карьеру - низкое качество. Нам же пока остается ждать. В общем-то, совсем недолго. 1»130