194
195
I ЦЕНЫ |В ОЖИДАНИИ КРИЗИСАДОСТИГНУВ ПОТОЛКА, ЦЕНЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТО ЗАМЕРЛИ. НАДОЛГО ЛИ?ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/СТАТИСТИКАКак всем известно, на две недели - с 26 октября по 9 ноября АвтоВАЗ приостановил выпуск автомобилей «в связи со сложившейся ситуацией на рынке». Как заявил вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей компании Владимир Кучай, АО «АвтоВАЗ» не планирует повышать отпускные цены, «но не будет их и понижения». «Что касается отпускных цен, мы в течение последних лет их только поднимаем, причем делаем это темпами, которые ниже темпов инфляции, - считает В. Кучай. - Но мы понимаем, что сегодня цены на наши автомобили практически достигли потолка, за которым они становятся соизмеримы со стоимостью новых недорогих иномарок». В сентябре дилеры АвтоВАЗа попытались единовременно и сообща увеличить на несколько процентов цены всех моделей - не получилось. За последний месяц цены в Тольятти, по данным агентства «ЛадаОнлайн», даже снизились. Особенно на «классику» - почти на 10%. «Самары» подешевели на 0,2%, «нивы» - на 0,7%.Только «десятки» не сдвинулись в цене. В Москве розничные цены тоже перестали расти вслед за отпускными - выше некуда. И в течение октября розничные цены на автомобили ВАЗ (впервые за несколько лет!) почти не изменились. Модели «десятого» семейства по-прежнему стоят в Тольятти в среднем от 175 тыс. руб. (2112 и 21102) до 186 тыс. руб. (21113). «Пятнадцатая» - в среднем 161 тыс. руб., «четырнадцатая» - 157 тысяч. ВАЗ-21099 и ВАЗ-2109 продаются в Тольятти в среднем по 153 и 143 тыс. руб. «Восьмерка» - на пару тысяч дешевле «девятки». А вот в Москве они дороже в среднем на 9-12 тыс. руб. (максимальная разница цен - 15 тыс. руб. - на модели ВАЗ-2112 и ВАЗ-21083). Повышенный спрос на дешевые «пятерки» стимулировал их подорожание в среднем на 3,5 тыс. руб. (средняя стоимость сейчас равна 96-97 тыс.). «Семерки» в Тольятти по-прежнему стоят 102-103 тыс. руб., а «четверки» - 108-109 тыс. руб. В Москве вся «классика» дороже, чем в Тольятти, на 7-10 тыс. руб. «Нивы»стоят сейчас в Тольятти 130-132 тыс. руб., а в Москве - 137-138 тысяч (на уровне прошлой зимы). И все-таки в торговле четко обозначился застой: на площадках АвтоВАЗа и складах дилеров скопилось, по разным сведениям, до 70 тыс. нераспроданных автомобилей. Соблазнительно объяснить это сезонным спадом, который продлится примерно до февраля. Нопроизводителям придется пойти на целый ряд непопулярных мер. Первый шаг уже сделан: под их нажимом правительство подняло таможенные пошлины на иномарки старше семи лет. На очереди - остальные иномарки (повысить пошлины на них планируется года через три). Но и этого мало! Значит, остается один выход - снижать собственные издержки. Ныне на Волжском автозаводе готовится сокращение штатов. По словам генерального директора Виталияведь в другие годы ему предшествовал летний всплеск, которого на этот раз не было. В таких условиях ВАЗу придется или сокращать производство дальше, или все-таки снижать цены. Ни тот, ни другой вариант руководителей АО не устраивает. Поэтому, чтобы выжить, отечественнымВильчика, остановка конвейера не решает всех проблем АвтоВАЗа, поэтому в ближайшее время будут предприняты увольнения, которые коснутся руководящего состава, служащих и вспомогательного персонала. Те, кто хоть раз имел дело с главным нашим автогигантом, согласятся - эта мера давно назре-ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ЗА 2002 ГОД-ШШШШпХШ^^Т1И ; i,,]^Ддянвфеврмартапрмайиюньиюльавг.сент ла. Уже больше 10 лет «строим капитализм», а АвтоВАЗ как был, так и остался гигантской забюрократизированной структурой «совкового» типа. Но одних только кадровых чисток все равно мало, чтобы сделать завод современным и прибыльным. Ходят слухи ио том, что сложная ситуация на АвтоВАЗе может привести к переделу собственности. Кому все-таки принадлежит завод, точно неизвестно (это одна из причин, почему На правах рекламыруководители владеют небольшим количеством акций, они по сути - настоящие собственники завода, как и многих фирм-поставщиков. Поэтому, по мнению экспертов, сплошь и рядом практикуются поставки ВАЗу комплектующих по завышенным ценам, вексельные расчеты, съедающие до сюда не рвутся западные ин15% оборотных средств, спивесторы). Собственность сание дебиторской задолкредитование здесь распределена хитро: женности, например, 33% АвтоВАЗа сторонних фирм под высопринадлежит небезызвесткие проценты за счет ному концерну АВВА, 19,5% средств АвтоВАЗа. О какой - ЗАО ЦО АФК. При этом рентабельности может идти сам АвтоВАЗ владеет в этих речь при такой схеме? Естеобществах контрольными ственно, в критической ситупакетами. Акционеры Автоации руководство деклариВАЗа выбирают руководитерует меры по сокращению лей завода, а завод, в свою издержек, но к серьезному очередь, выбирает руковоулучшению ситуации - снидителей фирм, которые ему жению цен, повышению капринадлежат (часто это одни чества и т. п. - они, скорее и те же люди). И хотя сами всего, не приведут.На кардинальные же перемены нынешний генералитет вряд ли способен, поэтому ожидать можно только одного - массированной атаки на правительство с целью дальнейшего ограничения ввоза иномарок-конкурентов. P. S. Между прочим, и Горъковский автомобильный завод со 2 по 10 ноября приостанавливал выпуск мгковых автомобилей. И не в первый раз: нерабочими днями объявлялись 11, 18, 19 и 25 октября. Такое решение было принято «в связи с изменением конъюнктуры на рынке, снижением спроса на легковые автомобили, а также рациональным использованием рабочей силы». На Ижевском автозаводе также озабочены корректировкой планов - естественно, в сторону уменьшения... 1»1(812)325-3726ВМПАБТО)www.smazka.ruРеметаллизант поколения 3 + для защиты и восстановления двигателей.НЕ ПОРА ЛИ ПОДНЯТЬ КОМПРЕССИЮ?REMETALLУстраняет причину снижения компрессии — износ, а не борется со следствиемМосква (095)399-0864, 958-9178 Ростов-на-Дону (8632)99-12-55 Новосибирск (3832)67-5322 Воронеж (0732)766219 Минск (810375-17) 286-4499 Калининград (0112)55-3357REMETALL® — это реметаллизант и антифрикционная добавка в одном флаконеПОМОЖЕТREMETALL