154
155
156
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»/ АВТОПАРКСКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВПО-ИТАЛЬЯНСКИиначе, ФИАТ - не исключение: положенные по инструкции 120 тыс. км даже оригинальные ремни выхаживают редко. А при обрыве на всех машинах, кроме «Пунто», клапаны встречаются с поршнями. Реанимация обойдется в $420-500, да прибавьте минимум столько же за новые детали. Поэтому менять ремень нужно каждые 50-60 тыс. км. При этом замените и его ролик - изношенный, он быстро испортит новый ремень. Другая российская болезнь - плохой бензин. Порой изолятор свечей зажигания покрывается токопроводяшими отложениями уже через 5-7 тыс. км. Оригинальные свечи на «Пунто» обойдутся в $32 за четыре штуки, на «Брава» и «Мареа» - $76. Впрочем, «неоригинал» работает не хуже (куда уж!). В любом случае свечи стоит менять каждые 15 тыс. км - при очередном обслуживании. Многие владельцы, сами того не подозревая, сокращают срок их службы, заправляя «95-м» бензином, в то время как все моторы без проблем переваривают АИ-92. Дело в том, что в высокооктановом топливе, как правило, больше присадок, вызывающих пробой изолятора. «Заботливость» владельцев оборачивается двойными тратами: на свечи и на дорогой бензин. У двигателей 1,6 л желательно каждые 50 тыс. км промывать форсунки на ультразвуковом стенде. Промывка без снятия, может быть, и сработает, только вот проверить, как очистилась форсунка, не удастся. Поэтому ультразвук предпочтительнее. Может потребоваться промывка и шаговому электродвигателю регулятора холостого хода - на любой из пере-Немало россиян считают недорогой и экономичный ФИАТ образцом народного автомобиля. А едва заметные в современных моделях фамильные черты прародителя «Жигулей» заставляют горестно вздохнуть: «и мы могли бы...». Самые распространенные в России ФИАТы - «Пунто», «Мареа», «Браво» и «Брава» - не раз представляли на страницах журнала. Сегодня поговорим о том, как они ведут себя на наших дорогах, какие затраты ожидают владельцев. За помощью мы обратились к знатокам в дилерский техцентр «Итал моторе».СЕРДЕЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ НЕТ Двигатели ФИАТ -1,1 лс моновпрыском и 1,2 лс распределенным впрыском на «Пунто», 1,6 и 1,8 лс распределенным впрыском на «Браво/Брава» и «Мареа» - похоже, переживут «свои» автомобили. Даже после 150 тыс. км износ цилиндро-поршневой группы минимален. Но не зная секретов долголетия, легко запороть мотор, которому еще жить да жить... Досрочные обрывы ремня ГРМ встречаются у многих иномарок. То ли его зубья «расшатывает» пуск замерзшего двигателя, то ли еще какая особенность российской эксплуатации. Так илиФильтр-осушитель кондиционера рас- маленькие, утопленные в нишах бампера противогуманные положен неудачно - под бампером фары «Мареа» и «Браво» перегреваются и трескаются от слева. Через несколько зим в алюми- б рЫЗГ | у «Пунто» с этим проблем нет. ниевом корпусе появятся дыры. численных моделей. Признак неисправности - «плавает» или пропадает холостой ход. На «Пунто» до 1998 модельного года может окислиться начинка блока управления двигателем. Симптомы: машина перестает разгоняться, «двоит», загорается индикатор неисправности двигателя. Блоки бывают двух типов: один приходится менять ($665), другой могут восстановить специалисты «Итал моторе» - $180 с установкой и гарантией. В любом случае, однажды устранив дефект, о нем можно забыть навсегда. Впрочем, неисправность эта относительно редкая. Дорогие нейтрализаторы и лямбдазонды даже в России много лет работают без нареканий. Раз в год после сезона тополиного пуха советуем очищать промежуток между радиаторами системы охлаждения двигателя и кондиционера. А заодно проверить и состояние контактов в проводах вентилятора - после нескольких зим они могут подгореть. ВИД СНИЗУ Если эксплуатировать ФИАТы по назначению - не штурмовать пашню, не грузить полный кузов картошки ине пускать в занос на проселке, больших хлопот подвеска не доставит. Но и особой долговечности не ждите: должен же дешевый автомобиль в чем-то уступать дорогим? Сайлент-блоков передних рычагов «Браво» и «Мареа» в среднем хватает на 40-50 тыс. км. Рычаги обойдутся в $84. Задние рычаги на «Пунто» служат около 50 тыс. км, после чего в их опорных подшипниках появляется люфт. Конечно, можно ездить и так - не отвалятся, но все же автомобиль - не телега. У машин с задней балкой таких проблем нет. Стоек стабилизатора поперечной устойчивости («косточек») хватает на 30 тыс. км. Основная неисправность стоек передней подвески - подклинивание опорного подшипника из-за попадания соли и грязи. Оно ощущается при повороте вывешенных колес руками. Резиновый элемент опоры весьма долговечен. Кстати, учтите, что на «Пунто» опору можно установить в двух положениях, повернув на 180°. При этом изменяется угол продольного наклона оси поворота (кастер). На машинах с гидроусилителем руля наклон стойки делают больше, на остальных меньше.При повороте верхней опоры на 180° меняется кастер. Рулевые наконечники служат не менее 30 тыс. км (иногда до 100 тыс.), рейка (особенно без гидроусилителя) практически безотказна. С ГУРом возможна течь жидкости через манжеты. Чтобы продлить срок службы, меняйте потемневшую жидкость - рейка и насос дороже. Ступичные подшипники без проблем выхаживают 80-100 тыс. км. ШРУСы очень долговечны. Но при заказе нового будьте внимательны: на различных модификациях валы немного отличаются длиной. На глаз разница почти не видна, а вот на автомобиле со временем «вылезет»: придется менять шарнир или перебирать коробку передач. Антиблокировочная система зарекомендовала себя очень хорошо. Датчики выходят из строя только при сильных ударах. А вот штуцер прокачки заднего тормозного цилиндра может «закиснуть» - совсем как на «Жигулях». При обслуживании подвески обязательно обратите внимание, не потерялась ли резиновая заглушка заднего тормозного щита, иначе через отверстие в механизм попадет грязь. Тогда не исключено, что при пробеге 50-60 тыс. км вместе с передними тормозными дисками придется заменить и задние барабаны. Конечно, можно на них сэкономить, но ресурс новых колодок в изношенном барабане будет ощутимо меньше.НАША СПРАВКА «Пунто». Наиболее распространены в России модели 55 с двигателем 1,1 л (моновпрыск) и 75 с двигателем 1,2 л (распределенный впрыск) без гидроусилителя руля, АБС и кондиционера. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Маленькие, но вместительные и шустрые автомобильчики. Трех-четырехлетний «Пунто» стоит в Москве 3,5-5,5 тыс. долларов. «Брава». Двигатели 1,6 и 1,8 лс распределенным впрыском. Устанавливался на них также 1,4-литровый мотор, но таких автомобилей в России почти нет (официально они не продавались). Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Кузов - пятидверный хэтчбек. «Браво» отличается лишь трехдверным кузовом. Эти модели на рынке примерно в полтора раза дороже «Пунто». «Мареа». Самый большой из всего семейства, фактически та же «Брава», но седан или универсал. Двигатели и коробки передач те же. Есть богатые комплектации: кондиционер, АБС, полный электропакет и т. д. Цена - примерно вдвое выше, чем у «Пунто». КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ АВТОПАРКбезопасности. Но если вдруг загорелась лампочка неисправности «эйрбэга», скорее всего, отошел контакт в ступице рулевого колеса, поджимаемый пружиной. Его замена или восстановление - минутное дело. Гореть лампочка может и после отключения аккумулятора. В этом случае необходимо обнулить код ошибки на сервисной станции, иначе подушка не сработает.МЕЛОЧИ - ДОСАДНЫЕ И ПРИЯТНЫЕвольтная часть системы управления двигателем тоже работает без нареканий. Как обычно, компьютер не любит плохой «массы», так что за этими цепями надо следить. Совершенно непонятная неисправность - разрушение корпуса генератора. Сейчас устанавливают усиленные генераторы ($177), отказов нет. Не выдерживает нашего бензина датчик уровня топлива. Зачистка резистора помогает ненадолго, приходится менять. Новая деталь обойдется примерно в $48, а раРегулярно проверяйте, на месте ли заглушки торбота по замене - от $22 (на «Пунто») мозных щитов. до $29 (на «Браво» и «Мареа»). Центральный замок, электростеклоФильтр-осушитель кондиционера, очень «удачно» расположенный слева подъемники, иммобилайзер работают под бампером, в соленой воде московбезотказно. Кстати, защита от угона ских улиц долго не живет. Его корпус здесь - на высоте. Если владелец потеиз алюминиевого сплава закреплен на рял кодовый ключ и карточку, без кростальном кронштейне. В полном соотпотливой и дорогостоящей замены ветствии с законами химии в месте их электронных блоков автомобиль не законтакта в корпусе появляется сквозведут даже специалисты. ная дыра. ФИАТы могут похвастаться отсутстЗато оцинкованный кузов сопротиввием ложных срабатываний подушек ляется коррозии стойко. Даже если Даже если эмаль облезет, оцинкованный металл краска повреждена до металла, ржавне поржавеет. чины нет. Обычно это видно на нижней части колесных арок. Поэтому не пренебрегайте установкой брызговиков, иначе «шприц» камней и грязи быстро зачистит кромки арок и пороги до металла.Если в машине стали ни с того ни с сего запотевать стекла, возможно, появились трещинки в радиаторе отопителя. Обычно это случается на третьем году жизни автомобиля. Точно места течи определить непросто, но если весь радиатор немного влажный, его придется заменить ($100). Незащищенные личинки замков задней двери на всех моделях могут окислиться, особенно если ими пользуются редко. Но проблем никаких - у замка есть тросовый привод из салона. А вот «закисшая» ось заднего стеклоочистителя может привести к поломке всего механизма. Не стоит запускать процесс: при первых признаках заедания очистите и смажьте детали. Передние «дворники» безотказно «метут» долгие годы. Покрашенная в черный цвет силуминовая накладка бокового зеркала ЭЛЕКТРИКА И ЭЛЕКТРОНИКА через несколько зим облезает - корроПочти все электрические разъемы зия берет свое. На новых ФИАТах эта герметизированы, поэтому отказов деталь - из пластмассы. А вот пластипрактически нет. Пожалуй, единственковый воздухозаборник под капотом ное исключение - силовые контакты впору делать из металла: уж больно вентилятора системы охлаждения, о легко выламываются из него гайки, ескоторых уже говорилось. Высоколи «закисла» резьба. Откручивая креГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА пеж, нужно действовать лаской и смаз«Муж подарил «Пунто» к годовщине свадьбы. Машина сразу понравилась - кой (например, WD-40). Зато пластмасвсе удобно и непривычно легко. Правда, после «Жигулей» пришлось заново прибамперов - то, что надо. Треснутый са выкать к тормозам - даже при легком нажатии колеса блокируются. А как или даже расколотый на куски бампер с таким маленьким моторчиком она выдает 150 км/ч - вообще непонятно. можно сварить, склеить и окрасить Да и расход бензина у меня никогда не превышает 7л на «сотню», даже зимой. всяких сложных технологий. без Тратиться за год почти не пришлось - только на регламентное обслуживание. Единственный недостаток - замерзают замки дверей. Ну это уж я придираИТОГ юсь! Евгения, Москва». Своих денег ФИАТ, безусловно, стоит. Подержанные автомобили в хоро«Мареа» - мой служебный автомобиль. «Машке» пошел третий год, но ни по шем состоянии продают по цене новой внешности, ни по интерьеру этого не скажешь. Внутри множество карлшнчи«Самары». А затраты на их обслужиков, полочек и держателей: для мелочи, карандаша, стаканов. На поворотах вание на фирменной станции примери при торможениях ничего не выскакивает, а брошенные на панель пачку сигано сопоставимы. Конечно, крупных рет или мобильник не приходится искать на полу. Регулировок сиденья хватает трат не избежать, но прежде чем расдаже с моими 185 см. Да и рулевую колонку можно выдвинуть. Управление костраиваться, вспомните, сколько тысяч робкой передач - почти идеальное, как в моей первой «копейке». Я ездил на мнокилометров проехали, доставая кошегих автомобилях, но лучше не встречал. Михаил, Москва». лек лишь на бензоколонке. 1*1