/ИНВЕСТИЦИИ«ТУДОР» ВЕРНУЛСЯ В РОССИЮИ БАТАРЕИ «ТИТАН» НАЧАЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА НАШ РЫНОКТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯИспанскую фирму «Тудор» знают у нас почти сто лет: в начале прошлого века она построила завод источников тока в СанктПетербурге - чуть ли не первое предприятие этого профиля в России. К тому времени в Европе «Тудор» уже был, можно сказать, старожилом: основана компания в 1897 году! Батареи поставлялись на корабли, бронетехнику и первые автомобили. Сейчас «Тудор» - крупнейший в Европе производитель автомобильных аккумуляторных батарей, создатель новейших технологий их производства (например, первым в мире освоил выпуск так называемых орбитальных аккумуляторов со спиралевидными электродами и разработал технологию зарядки батарей от энергии торможения). И вот «Тудор» - снова в России. В 1999 году в городе Бор, неподалеку от Нижнего Новгорода, был дан старт проекту «Тубор» (первый слог - по имени испанского «папы», второй - название места рождения). Его контрольный пакет акций - в руках самого крупного мирового производителя аккумуляторов, американской компании «Эксайд», которая владеет и «Тудором». Учредитель с российской стороны - фирма «Евразия». В первый этап производства было инвестировано около пяти с половиной миллионов долларов, и в 2001 году оно начало действовать. Тогда это была лишь сборка аккумуляторных батарей из европейских комплектующих. Из-за рубежа поступали корпуса, пластины, сепараторы. А на нижегородском предприятии собиралии формировали батареи, поко пока это только сборка, лучившие имя «Титан». хотя и более глубокая, чем в - Было решено вывести на самом начале. рынок первую российскую В ближайшей перспективе батарею высшего класса, - развитие проекта. Скоро адаптированную к суровому на нижегородском заводе климату, - рассказывает геначнут выпускать все составнеральный директор завода ляющие аккумулятора, бу«Тубор» Александр Биль- дет организован полный штейн. - Предприятие оргацикл автоматизированного низовали на площадях некопроизводства. На это предего, скажем так, «почтового полагается потратить четыре ящика». Специалисты «Эк- миллиона долларов. сайда» придирчиво отбираПроектная мощность предли персонал из бывших его приятия - более миллиона работников, обучали в Испааккумуляторов в год. «Титан» нии на «Тудоре». предполагается поставлять Нижегородские батареи в Европу, на первичный и прошли испытания в НИИ вторичный рынки СНГ. КстаСТА в Подольске, на ГАЗе ти, на нашем рынке батарея ив европейском центре «Титан» была встречена добфирмы «Эксайд». Получили рожелательно, дилеры охотевропейский и российский но берут гамму этих аккусертификаты качества и сомуляторов, предназначенных ответствия. Есть соглашение и для отечественных машин, о поставке на конвейер и для иномарок. Горьковского автозавода баВидимо, это устаревший тареи емкостью 75 А-ч для стереотип, будто для российдизельных автомобилей, ского автомобилиста нужна идущих на экспорт. Это басамая кондовая батарея. Чтотареи высшего класса, хотя бы воды чуть ли не из лужи цена их ниже, чем у заруплеснуть, зарядить прямо бежных аналогов. Оно и пов гараже - и ездить. Времена, нятно: в России производсткогда наибольшим успехом во дешевле, к тому же и напользовались у нас обслужилоги на ввоз комплектуюваемые автомобильные аккущих гораздо ниже, чем на муляторы, уходят. Все больготовую продукцию. Одна- ше автомобилистов делают Рабочие фирмы «Тудор». Мадрид 1918 г.свой выбор в пользу надежного, современного источника тока. А «титаны» именно таковы: в них, например, впервые в России была применена технология Са/Са, с добавлением кальция как в положительные, так ив отрицательные электроды. Это улучшает электрохимические показатели, сводит к минимуму выкипание воды добавлять ее в батареи «Тубор» не нужно. Вдвое больше стал срок хранения аккумуляторов в залитом и заряженном виде (более года), увеличены пусковые токи за счет специальных пластин и активной массы с увеличенной пористостью. Благодаря кальцию пластины не ржавеют - и срок службы батареи увеличивается. Недаром у «Титана» гарантия 24 месяца, а у нового «ТитанАрктик», специально разработанного для Крайнего Севера и обладающего токами процентов на 20 выше общепринятых, - 36 месяцев! ...Если посмотреть старые фотографии, окажется, что имя «Тудор» носили... все аккумуляторные батареи конца позапрошлого века! Объяснение просто: испанский инженер Генри Тудор изобрел в 1883 году принцип изготовления аккумуляторной пластины на основе решетки. И тем самым ввел в обиход эти источники питания, которые раньше использовались мало из-за их громоздкости. В начале нынешнего века «отпрыски» знаменитого «Тудора» двинулись на новое завоевание российского рынка. 1»1