130
131
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ У КАМИНАОТ ВЕЙМАРА К СТАЛИНГРАДУКОМПРЕССОРНЫЕ «МЕРСЕДЕСЫ» - УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ БАТАЛИЙ ОСТАВИЛИ СЛЕД ИВ ЛИТЕРАТУРЕТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВорога в швейцарских Альпах была хорошо знакома. Мощный мотор послушно и легко нес элегантную «Лянчу». Вдруг после очередного поворота впереди показался знакомый силуэт. Так и есть: компрессорный «Мерседес», да еще с номерами рейха. Ремарк прибавил газ и стал догонять блестящую черную машину. Водитель «Мерседеса» не желал уступать, но всетаки перед крутым поворотом, едва не задев правым передним крылом соперника, «Лянча» вырвалась вперед. Обгон был сделан мастерски, как когда-то учил его, начинающего водителя Эриха Ремарка, известный гонщик Рудольф Караччиола. Вероятно, примерно так проходила эта гонка в Альпах. По крайней мере, много позже знаменитый романист рассказывал, что не давал спуску ни одному компрессорному «Мерседесу». Эти машины в 20-х были для него символом свободы, а в 30-х ассоциировались со свастикой... Автомобили, оснащенные мощными двигателями с механическими нагнетателями - компрессорами, стали гордостью разоренной Первой мировой и униженной Версальским договором Германии. Первые образцы машин появились в 1918-1919 гг., когда страна мучительно превращалась из империи в Веймарскую республику. Серийные «мерседесы» моделей 6/25/40PS и 10/40/65PS, сконструированные Паулем Даймлером - сыном того самого Даймлера, представили в 1921-м. Первая цифра длинного индекса - налоговая мощность, вторая максимальная без компрессора, третья - мощность с нагнетателем. Мощные, быстрые, тщательно отделанные и, конечно, дорогие авто были доступны немногим - экономическое положение Германии было очень тяжелым. Тем не менее, когда шеф-конструктором фирмы стал Фердинанд Порше, свет увидел скоростной и дорогой «Мерседес-600» со 140-сильным шестицилиндровым мотором, а следом появились еше более быстрые модели.Д«Мерседес-Бенц S» 1928 года киноактрисы Герты крон Вальтер. Примерно такой автомобиль стал прототипом Карпа из романа «Три товарища».В 1921-м, когда компрессорные «мерседесы» только начали заявлять о себе, никому не известный Эрих Мария Ремарк устроился в журнал «Эхо «Континенталь», издававшийся известной шинной компанией. К тому времени он уже успел поработать бухгалтером, торговым агентом и даже органистом. Ремарк писал для шинников рекламные тексты и рисовал. Ему принадлежит авторство «мальчишек «Конти» - комиксы с приключениями симпатичных пацанов посвящались, конечно, высокому качеству немецких шин. Здесь, в «Континентале», Ремарк познакомился с гонщиками, среди которых была и восходящая звезда тех лет Рудольф Караччиола. Ремарк полюбил автомобили, скорость, стал хорошо управлять машиной, а позже... увековечил компрессорный «Мерседес» в своем знаменитом романе «Три товарища». В нем писатель упоминал то одну, то другую марку - «Кадиллак», «Бюик», «Лянчу», и лишь Карл - автомобиль главных героев, казалось, ее не имел. Кстати, начиная с ранней своей книги «Станция на горизонте» и кончая послевоенной «Жизнь взаймы», Ремарк не называл марки машин своих героев, в лучшем случае «кодировал» их собственными именами. Под «облезлым, неопределенного цвета» кузовом Карла из «Трех товарищей» скрывались вполне узнаваемые черты: «узкое лобовое стекло»,Звезду Голливуда тринадцатилетнего Джеки Ку гана в 1927-м возили по Берлину на «Мерседесе Бенц BOOK».Золотой дуэт - 300-сильный «Мерседес-Бенц SSKL» и его пилот Рудольф Караччиола«поджарая, как у гончей, осанка» и, главное, характерный свист компрессора. Все это говорило о том, что Карл - близкий родственник «Мерседеса». Именно этот автомобиль мог развить 189,2 км / ч - скорость, достигнутую героем романа Отто Кестером на овальной трассе (очевидно, берлинской АФУС, открытой 11 июля 1926-го гонкой Гран-при Германии). Здесь победил, кстати, Рудольф Караччиола на «Мерседесе». Фирменная команда, выступавшая с 1927 года на машинах серии S, выигрывала однугонкуза другой. В том же году пилоты трехлучевых звезд заняли в Берлине весь подиум. Лучшим вновь был Караччиола, победивший и на новой трассе «Нюрбургринг». В 1929-м он занял третье место в Монако, а в августе на «Мерседесе-Бенц SS» с 250-сильным мотором завоевал почетный «Интернэшнл Турист Трофи». Караччиола и Себастьян стали первыми иностранцами, победившими в престижной итальянской гонке «Милле-Милья». Их «Мерседес-Бенц SSKL» (К - короткий, L - легкий - версия для гонок) с 7,1-литровым двигателем мощностью 300 л. с. прошел длинную дистанцию со средней скоростью 101,1 км/ч. Помимо гонщиков, на компрессорных «мерседесах» ездили банкиры и богатые промышленники, звезды кино и эстрады и, конечно, именитые политики. «Мерседес» избрали для себя президент Веймарской республики, маршал Гинденбург и лидер набиравшей силу нацистской партии Гитлер. Еше до прихода к власти он облюбовал машины с трехлучевой звездой. Под маркой «Мерседес-Бенц» выпускали все более совершенные модели, а у Ремарка первую автомобильную влюбленность сменило более крепкое чувство. В 1929-м богатый книгоиздатель Ульштайн, выпустивший «На Западном фронте без перемен» и открывший миру знаменитого затем романиста, подарил Ремарку «Лянчу-Диламбда». Элегантный автомобиль с мощным восьмицилиндровым мотором очень понравилсяписателю. В 1931-м он купил еще одну «Диламбду», на которой спешно уехал в Швейцарию, когда неотвратимо надвинулась угроза фашизма. Теперь, завидев на шоссе символ совершенства немецкой техники, Ремарк старался обогнать его на «серой пуме» (так он называл свой кабриолет «Лянча»). Кстати, в предвоенные годы Рудольф Караччиола, ездивший вне гоночных трасс на роскошном купе «Мерседес-Бенц 500К», тоже жил в Швейцарии, подальше от вождей рейха. Правда, на подиум гонщик выходил под нацистский гимн и флаг со свастикой. В 1938-м Ремарк закончил роман «Три товарища». В том же году было начато производство обновленного флагмана «Мерседес-Бенц 770К». Его конструктивный аналог - модель 540К появилась двумя годами раньше. Эти автомобили стали главными официальными машинами в гитлеровской Германии. Руководители компании часто надевали партийную форму, а для презентации новинок высокопоставленным заказчикам вызывали фирменных гонщиков. Манфред фон Браухич - один из ведущих пилотов команды - вспоминал, что фюрера абсолютно не интересовали характеристики автомобиля, он лишь спрашивал: за что держаться, когда надо будет ехать стоя. «Мерседесы» с компрессорами обходились немногочисленным покупателям в баснословные суммы. Модель 540, в зависимости от типа кузова, стоила 22- 28 тысяч рейхсмарок - в десятьМодель 540К с 1938 года оснащали 230-сильным мотором.раз дороже массового «DKB-Мейстеркласс» и в пять раз - среднего БМВ-326. Даже за лимузин «Хорьх-951» просили лишь 17 850 марок. На базе 770 - в Германии его называли «tiberauto» (сверхавтомобиль) - выпустили несколько десятков бронированных, защищенных стальными листами толщиной 9-18 мм машин, так называемых «фюрервагенов». Двигатель мощностью под 400 л. с. оснастили двумя нагнетателями. С началом войны, когда производство легковых автомобилей сократилось, «540-е» и «770-е» все же собирали, в основном для гаража рейхсканцелярии. Последние 19 «мерседесов-770» построили в 1943-м, в год Сталинградской битвы... Через два года победители отправляли трофейные «мерседесы» в США и СССР (говорят, на «770-м» по послево-Кабриолет «Мерседес-Бенц 500К» с 5-литровым 160-сильным мотором. В1934-1936 гг. построили 354 «пятисотых».«Мерседес-Бенц 770К» - главный автомобиль третьего рейха.енной Москве ездил и Василий Сталин). Позднее такие автомобили стали оседать в гаражах богатых коллекционеров. Теперь редкий владелец рискнет пришпорить раритет и, вдавив педаль в пол, услышать воспетый Ремарком свист компрессора. Нынче главное достоинство этих машин не скорость. Они память об овациях восторженных болельщиков на гоночных трассах, реве толпы на партийных съездах в Нюрнберге и разрывах снарядов у порога имперской канцелярии... 1*4