66
67
68
ТЕХНИКА | /ТЮНИНГ«ОКА» В СПОРТИВНОМ ОБЛИЧЬЕКАК ПРЕВРАТИТЬ «НАРОДНЫЙ» В ДЕТСКИЙкроссу, треку), причем с бюджетом, сопоставимым с расходами на тюнинг. Давайте же познакомимся с техникой, которую мы можем предложить подрастающему поколению. Хотя бы из любопытства, а там видно будет. Договорились? МАЛЮТКА ДЛЯ АСФАЛЬТА Начнем с «Оки» кольцевой, а о модификациях для других дисциплин спорта поговорим чуть позже. Под капотом минимум нестандартных деталей. Бросаются в глаза иной модуль зажигания (он надежнее штатного) и воздухофильтр с пониженным сопротивлением потоку. Карбюратор стандартный, изменены лишь сечения жиклеров, а вот дорабатывать диффузоры запрещают технические требования. Допускается установка кар бюраторов «Солекс» от вазовских «восьмерок», однако корифеи утверждают, что особых преимуществ пе«десятку» или иномарку зачастую ред хорошо настроенным штатным вкладывают куда больше! И, наконец, такая замена не дает. Из того, что не аргумент, далекий от материальных видно на фото, выделим следующее. сфер. Господа взрослые, есть ли вообРазрешается растачивать цилиндры ще смысл превращать в суперкар личдо ремонтного размера (разумеется, ное авто, а обычные дороги в полигон их рабочий 3объем не должен превыдля демонстрации его возможностей? шать 750 см ), применять оригинальМожет, лучше найти иное применение ные поршни и кольца, дорабатывать зуду совершенствования серийных маклапаны и их направляющие втулки. шин - сделать подарок собственному Но особенность мотора «Оки» в том, что не все разрешенное имеет смысл ребенку? воплощать в жизнь. Самую большую Полное название представленного здесь автомобиля - «Ока-Юниор», прибавку резвости дают тщательная участвовать на нем в соревнованиях сборка двигателя и подбор комплекможно уже с 12 лет. В нашей стране тующих. Скажем, весьма заметен эфэто самый доступный путь приобщефект от установки «фирменных» подния мальчишек и девчонок к настояшипников уравновешивающих валов щим гонкам (кольцу, кроссу, ралли- вместо штатных. Выпускная система,ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВПеред вами хоть и небольшой, но полноценный гоночный автомобиль. Тогда при чем здесь рубрика «Тюнинг»? А вот при чем. Помимо специфических спортивных атрибутов, служащих безопасности, остальной набор переделок вполне сопоставим с тюнинговым - жесткие технические требования ограничивают вмешательство в конструкцию серийной «Оки». Вторая объединяющая черта цена. Такой «болид» стоит 3,5-5 тыс. долларов. Причем хватает и на приобретение автомобиля, и на комплектующие, и на оплату работ по их установке. Согласитесь, в иное «зубило», разумеется, прямоточная - на конкретном автомобиле к серийной приемной трубе пристыкован фрагмент «восьмерочного» выпуска с пробитым резонатором. Коробка передач - стандартная синхронизированная, четырехступенчатая. Набор шестерен менять нельзя, допускается лишь установка «короткой» или «длинной» главной пары (всего два варианта). Зато нет ограничений по сцеплению - не возбраняется подобрать импортный комплект или использовать отдельные его элементы. Слабым местом спортивной «Оки» оказались приводы ведущих колес. Поэтому способ крепления и валы должны быть такими же, как на серийных машинах; что касается шарниров равных угловых скоростей - возможны варианты. Подвеска почти стандартная - никаких коренных изменений. Заменить можно лишь пружины и амортизаторы. В нашем случае установлены подрезанные штатные пружины и амортизаторы «Протек» (доработанные питерские «Плаза»). Тормозная система, как говорят спортсмены, - «голый стандарт». Единственное послабление - разрешен подбор передних и задних колодок. Наиболее существенным изменениям подвергают кузов. Из салона убирают обивки, сиденья, ковры, мастику с пола. В общем - все лишнее и тяжелое. Потом монтируют каркас безопасности, гоночное сиденье, четырехточечные ремни, огнетушитель; устанавливают площадку для левой ноги, спортивные накладки на педали, выключатель «массы» (им можно воспользоваться и снаружи, и из салона). Место штатной комбинации приборов «Ока» лишь кажется несерьезной и игрушечной, а на деле...Серийный модуль зажигания уступил место более надежному.Рабочее место пилота: спортивные накладки на педали и ничего лишнего.Вместо штатного фильтра установлен спортивный с низким сопротивлением воздушному потоку. занимают тахометр и указатель температуры охлаждающей жидкости. Помимо этого, в отдельных местах кузов усиливают дополнительной сваркой, монтируют специальные замки капота и багажника, дорабатывают передние и задние колесные ниши. Последнее нужно для размещения покрышек «Бриджстоун-ЯЕ720» размерностью 175/50R13 (именно их разрешено использовать на «кольце»). Кстати, большие 13-дюймовые колеса устанавливают на длинные шпильки через переходные шайбы,Огнетушитель - непременный атрибут гоночного автомобиля.тем самым расширяя колею. Вот, собственно, и все. НА КРОСС? НЕТ ПРОБЛЕМ! Модификации «Оки-Юниор» для других видов спорта отличаются от описанной незначительно. Например, кроссовая машина - упрощенной светотехникой, мощной защитой картера, другими (более высокими) пружинами, амортизаторами и зубастыми покрышками. Как видите, детский гоночный автомобиль достаточно прост и не втягивает владельца в состязание I ТЕХНИКА |передовых технологий. Зато он надежен и как нельзя лучше подходит для совершенствования водительского мастерства ценой минимальных финансовых затрат. Каюсь, в ходе знакомства с автомобилем не удержался от пробной поездки по кроссовой трассе. Взрослому дяде было невтерпеж познать ощущения юниора, да и азартные состязания мальчишек перед фотокамерой оказались слишком заразительными. Знаете, «Ока» лишь кажется игрушечной и несерьезной. А на деле - это настоящий и достаточно быстрый гоночный автомобиль. Судя по времени прохождения круга, на кроссовой трассе юниорская машинка почти не отстает от «восьмерок». Из особенностей автомобиля хотелось бы подробнее остановиться лишь на двух. Первая - каждый лишний килограмм сказывается на ездовых качествах. Масса подготовленной для гонок «Оки» -650-660 кг, мощность двигателя - 35 л. с. Моторчик чувствителен к нагрузке - при прочих равных у молодого пилота массой 40 кг должно быть больше шансов, чем у его соперника под 60 кг. Второй нюанс связан с коробкой передач. Чувствуется, что стандартный ряд неоптимален для спортивных трасс. Скажем, на той же кроссовой пользуешься только достаточно «длинной» второй передачей. На третьей автомобиль, как говорится, не едет. А уж до четвертой дело совсем не доходит - будто ее и нет. По существу, заезд состоит из одного переключения. Тронулся с места на первой, включил вторую, а далее, словно с «автоматом» нагружаешь только двигатель. Думаю, на начальной стадии обучения гоночным навыкам это даже хорошо - моло-Вместо штатных приборов - тахометр и указатель температуры двигателя.Сиденье-лодочка от ОМР и спортивные ремни безопасности.Шлем, перчатки - все как у взрослых. дому пилоту будет проше сосредоточиться на процессе управления. А вот по мере роста мастерства преимущество породит проблему - гонщик должен уметь пользоваться всеми передачами и педалью сцепления. Да и автомобиль сможет поехать быстрее, если задействовать все резервы трансмиссии. А теперь вернемся к финансам. ЕстьСалон гоночной «Оки». Красные трубы - каркас безопасности.ли у «Оки-Юниор» будущее? Думаю, есть. При относительно небольшой стоимости машины и ее обслуживания основной статьей расходов становятся стартовые взносы и переезды с одной трассы на другую. Но ведь принимать участие во всех соревнованиях не обязательно... Родители, делайте выводы! » 1»101 И» Ill»***.