58
59
ТЕХНИКАТЮНИНГМОТОРЫ «1,8« ДЛЯ ВАЗОВ"т.^•«•-с-ОДИН И ВОСЕМЬСЕРГЕИ МИШИНДвигатели рабочим объемом 1800 см 3 разработаны для мелкосерийного производства в ОПП. Подготовлено два варианта восьми- и шести адцатиклапанный, с индексами 21118 и 21128 соответственно. Ориентированы они в первую очередь на «представительские» автомобили ВАЗ-21108 «Премьер» и уже после - на обычные «десятки».ГЕОМЕТРИЯ Добавить к объему двигателя сотню-другую кубиков - самый верный способ повысить его мощностные показатели без ущерба для долговечности и надежности. При этом характер мотора, как правило, меняется к лучшему. Примером могут служить 1,8-литровые моторы «десятого» семейства. Здесь для увеличения объема с 1,5 до 1,8 л одновременно изменили диаметр цилиндра D (с 82 до 82,5 мм) и ход поршня S. Таким образом, двигатель из короткоходного (S/D=0,87) стал длин58 За рулем 4/2003ноходным: S/D = l,02. Цифры эти важны, разумеется, не сами по себе - за ними стоят конкретные особенности конструкции. Известно, что длинноходные двигатели отличают высокая корпусная жесткость, небольшая удельная масса, экономичность и возможность управления эффективными показателями (мощностью и крутящим моментом) в широком диапазоне оборотов. При диаметре цилиндров 82,5 мм конструктивный запас «восьмерочного» межцентрового расстояния 89 мм еще не исчерпан, однако дальнейшее увеличение диаметра потребовало бы металлической прокладки головки блока. Ход поршня 84 мм позволил «вписаться» в существующий блок цилиндров объемом 1,6 литра. Правда, возросло и другое геометрическое соотношение - R/L (радиуса кривошипа к длине шатуна). Оно в первую очередь характеризует нагруженность пары трения поршень-цилиндр. С его увеличением возрастают силыинерции второго порядка, практически неуравновешенные в рядных четырехцилиндровых двигателях. Получается, чем выше эта цифра, тем больше нагруженность двигателя и ниже его ресурс. Но бороться за снижение нагруженности и увеличение ресурса можно не только «играя» отношением R/L. Хороший способ - снизить массы поршней и шатунов. ЖЕЛЕЗО Благодаря существенному уменьшению высоты поршня его масса в новом моторе почти в полтора раза меньше, чем аналогичной детали двигателя 2112. Это позволило значительно облегчить шатун и поршневой палец. Отпала необходимость в балансировоч- МОТОРЫ «1,8» ДЛЯ ВАЗОВных бобышках. Ради снижения механических потерь диаметр шатунной шейки коленчатого вала уменьшен с 47,8 до 41,5 мм. А чтобы вкладыши идеально ложились в свои постели и крышка шатуна вставала без малейших перекосов, приняли технологию «колотого» стыка между шатуном и его крышкой. В итоге масса нового шатуна также уменьшилась в полтора раза. Теперь о коленвале. От серийного его отличают не только меньшие шатунные шейки. За счет оптимизации формы снижена масса противовесов. При этом уровень шумов и вибраций нового двигателя остался на уровне полуторалигрового мотора. Будет и спортивная версия с доработанными впускной и выпускной системами и фазами газораспределения. Показатели такого мотора должны возрасти примерно в 1,3-1,4 раза, но с соответствующим уменьшением ресурса. Все модификации созданы только во впрысковом варианте. Контроллер «Январь-5,1» с оригинальными калибровками. Ресурс и показатели моторов 21118 и 21128, представленные в таблице, уточняются в ходе доводочных работ.«Полтора» или «один и восемь» по внешнему виду не отличить. Поршни и шатуны для «13» значительно легче обычных «десятых».СУБЪЕКТИВНОСолидная «сто восьмая» с шестнадцатиклапанником при старте букваль-Деревянные вставки в отделке дверей, обтянутый натуральной кожей руль, светлые сиденья и бархат обивки, обновленная панель приборов, эффектные, облегченные педали - скоро такой салон с изысканной отделкой войдет в перечень опций для ВАЗ-21108 «Премьер».но срывается с места и легко набирает скорость. Разгон ровный, уверенный, без выраженного подхвата в зоне 3000 об/мин, характерного для полуторалитрового шестнадцатиклапанного мотора. Но это не самое впечатляющее - здесь все закономерно. Гораздо важнее тяговитые «низы»: они позволяют легко трогаться со второй и даже с третьей передачи. Водителю прощается даже не слишком плавное включение сцепления. Исчез обычно ощутимый разрыв между первой и второй передачами, характерный для «самар» и «десяток». Правду говорят, что хороший тяговитый мотор менее требователен к тщательности подбора передаточных чисел трансмиссии. Отпускная цена автомобиля ВАЗ21218 в базовой комплектации с двигателем 21128 - 225 тысяч рублей, это на 13 тысяч дороже, чем с обычным 2112. •1 МОТОРЫ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1,8 Л21118 Степень сжатия Максимальная мощность, кВт при 0б/»1Н Крутящий момент, Н-м при об/мин 21128 10,3 74 5200 162 3200|9,365 5000 154 2900За рулем 4/200359