172
СОВеТ беЗОПаСНОСТИУЧИМ ПРАВИЛАДМИТРИИ МИТРОШИНПОРА ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯротником» никогда не помешает. Причем не по окончании маневра, а заблаговременно. Не надо думать, что включенный указатель поворота - непременный повод для движущегося в соседнем ряду водителя быстро сокращать дистанцию до впереди идущего автомобиля, чтобы не пустить вас Встречается, но не так уж часто. А вот типичная ошибка, и ее нередко допускают даже опытные автомобилисты. Вы едете в крайнем левом до минимума. Но едва ваши правые колеса пересекли прерывистую линию разметки, как перед его глазами совершенно неожиданно вспыхивают стоп-сигналы. Учитывая, что в крайнем левом ряду скорости высокие, возможное попутное столкновение грозит самыми печальными последствиями! В этой ситуации способна спасти только мгновенная реакция «преследователя», причем реагировать ему надо в первую очередь рулем,Задумывались ли вы, сколько раз за самую обычную поездку по самому привычному маршруту «дом-работа-дом» вы перестраиваетесь? Вряд ли. Между тем можно смело утверждать, что из всех возможных на дороге маневров этот - самый распространенный. Решили обогнать - перестроитесь как минимум два раза: сначала на соседнюю полосу, потом назад, на свою. Решили повернуть - будьте добры займите крайнее положение на проезжей части. Не говоря уже о плотном городском потоке, когда обстановка порой вынуждает «рыскать» по дороге. Тем не менее, регулярно сталкиваясь с необходимостью изменить полосу движения, далеко не каждый способен сделать это грамотно. Множество автомобилей на дорогах с помятыми бортами - лишнее тому подтверждение. Не ставя целью кого-то научить ездить («Уж я-то все умею!»), проанализируем типичные ошибки водителей при перестроении. Быть может, в чем-то узнаем себя.БУДЬТЕ ГОТОВЫ! К сожалению, Правила дорожного движения не содержат определения термина «перестроение», хотя в ряде случаев это помогло бы избежать взаимного непонимания. Условно это определение можно сформулировать так: изменение положения транспортного средства на проезжей части с сохранением первоначального направления движения. Безусловно, перестроение - это маневр, а значит, следуя пункту 8.1 ПДД надо известить о своих намерениях других участников движения: включить указатель поворота. Даже если вы маневрируете в пределах одной полосы движения, тричетыре раза мигнуть «пово172 За рулем 4/2003ряду. Сзади догоняет нетерпеливый попутчик и светом фар просит уступить дорогу. Оставим «за скобками» ситуацию с «подставами» и согласимся, что наиболее адекватная реакция на просьбу освободить полосу. Что же делает нормальный водитель? Включает указатель поворота и, если никто не мешает, принимает вправо. Перестраиваясь на полосу, где едут с заведомо меньшей скоростью, вы вынуждены тормозить. И здесь совершаете ошибку: сбавляете скорость еще до того, как заканчиваете перестроение. Водитель же, попросивший посторониться, увидев сигнал поворота и начало вашего маневра, не дожидаясь его окончания, в надежде, что ваша «корма» вот-вот освободит ему дорогу, нажимает на газ, сокращая дистанциюпытаясь объехать внезапное препятствие, благо большая часть полосы все-таки уже свободна. Не допускайте подобных ошибок сами и будьте готовы к подобным «непредумышленным подставам» со стороны других: прежде чем надавить на педаль акселератора, дождитесь, пока следующий впереди водитель освободит полосу движения полностью. А ТЕПЕРЬ О СПОРТЕ... Сколько раз приходится наблюдать, как перестраиваются новички. Для них попасть в нужный ряд - самое сложное испытание в городской сутолоке. А за собой не замечали? Наверняка припомните, как вы притормаживаете, пытаясь найти «окно», чтобы втиснуться в соседний ряд, вызывая хор клаксонов.Избежать подобного несложно. Этот до боли очевидный совет даже и давать как-то неудобно. Тем не менее, осмелимся: чтобы безопасно перестроиться, вместо привычного торможения необходимо набрать скорость потока, в который вы собираетесь влиться. А сейчас, наоборот, о «спортсменах», которые, попав в плотный транспортный поток, всячески стараются его обогнать. В мире этому стилю вождения давно придуман специальный термин - «слалом». Как показывает практика, в средней скорости движения подобные «слаломисты» если и выигрывают, то сущие копейки, никоим образом не сопоставимые со степенью риска для них и, главное, для других участников движения. В большинстве стран подобный стиль - вне закона. Вроде бы не является исключением и Россия. Не так давно в ПДД появилась несколько завуалированная формулировка, призванная, тем не менее, запретить хаотичное перестроение из полосы на полосу. Одно из предложений пункта 9.4 гласит: «При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Кстати, неизбежный в случае «слалома» обгон справа также запрещен Правилами, а точнее, пунктом 11.2. К сожалению, оштрафовать приверженца такого стиля езды практически невозможно - всегда есть основание оспорить наказание: что такое «интенсивное движение» и что значит, «когда все полосы движения заняты»? Однако не пора ли и нам понять, что главнейшая составляющая безопасного движения - дорожная дисциплина - в буквальном смысле слова жизненная необходимость. Для всех и каждого в отдельности. Быть может, пришло время перестраиваться?