66
67
68
диковиннаАППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕАБСОЛЮТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ГЕОРГИИ САДКОВ' ПРО ГАИШНИКОВ. СОБАК монстрирует аппарат на воздушной поИ ПОДУШКУ душке (АВП). Принцип «летания» - А трейлер-то где, чтобы аппарат на прост: мощные вентиляторы нагнетаполигон доставить? ют воздух под плоскую платформу, - Зачем нам трейлер - на нем и пойа мягкая юбка по периметру, препятстдем. вуя его выходу, обеспечивает повышенПоднимая облачко снежной пыли, ное давление под днищем. В результате диковинная машина скользнула меж аппарат зависает, едва касаясь юбкой цехов, обогнула ржавые остовы каких- поверхности, а воздушный винт создато индустриальных динозавров; невозет необходимую для движения горизонмутимый охранник поднял шлагбаум - тальную тягу. Давление в подушке сои мы выплыли на дорогу. «Интересно, ставляет всего около 0,01 атм - его лега гаишники здесь водятся?» - мелькнуко выдерживает самое ненадежное поло в голове. Впрочем, за нами им не угкрытие. У небольших АВП просвет до наться - через минуту машина уже нежесткого корпуса достигает 0,3-0,5 м, слась по заснеженной равнине озера, что позволяет легко преодолевать досогибая примерзших к лункам рыбаков. таточно крупные препятствия. Какой-то лохматый клубок с заливистым лаем кинулся вслед. Водитель улыбнулся: «В прошлом году не успел отвернуть и проехал по собаке - так она вскочила, перепуганная, но невредимая, и давай улепетывать». Впереди показалась дамба - мягкий толчок, мы взлетаем на откос и тут же, как на санках, скатываемся с другой стороны. Снег, торосы, лед, полыньи, кусты, холмы - все нипочем. Такую, почти абсолютную проходимость де66 За рулем 5/2003ТО ЛИ КАТЕР, ТО ЛИ «ГАЗ», ТО ЛИ «ТУ» Тем временем к нам присоединились две машины покрупнее. Эскадра в сборе, можно начинать маневры. Два аппарата - «Хивус-6» ($24 500) и «Хивус10» ($35 000) похожи, словно братья, что совсем неудивительно: ведь у них один родитель - нижегородская компания «Аэроход». Десятиместная модель лишь на метр длиннее. Компоновкой обитаемой зоны «хивусы» напоминают катер. Угловатая кабина с единственной дверью в передней части - словно рубка, вокруг нее - подобие палубы, по которой можно передвигаться даже на ходу, держась за релинги на крыше. АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ«Хивус-10» и сХивус-6» - полет парой. Двигатель ЗМЗ-409 вращает маршевый винт и два нагнетающих вентилятора. Слева от водителя - управление сцеплением и сектор газа, руль вполне автомобиль-Конструкция почти авиационная, клепанная из алюминиевых сплавов легкая, прочная, ремонтопригодная. А вот двигатель вполне автомобильный - впрысковый ЗМЗ-409 (возможна установка дизеля ЗМЗ-514) мощностью 143 л. с. Большая часть этих сил передается зубчатым ремнем на шестилопастный маршевый воздушный винт с фиксированным шагом. Еще два осевых вентилятора приводятся клиновыми ремнями через угловые редукторы от «бэтээра» и требуют примерно по 10 л. с. на создание той самой воздушной подушки.С двигателем сблокировано сцепление: оно разъединяет трансмиссию. Восьмиместный «Марс-700» ($32 000) тоже нижегородец, производства компании «АКС-Инвест». Его отличает смешанная конструкция - алюминиевый корпус и обтекаемая стеклопластиковая кабина, напоминающая «Газель». Сходство не случайно: ветровое стекло именно от нее. Как, впрочем, и передняя панель, приборная доска и даже «дворники» «Марс» больше похож на автомобиль. На ходу наружу не выйти, палубы по бокам кабины и релингов здесь нет. Несколькостранными кажутся мягкие двери-шторки на «липучках» - пожалуй, зимой салон не прогреть. Говорят, так сделали по требованию заказчика - Министерства по чрезвычайным ситуациям. Аппараты на воздушной подушке часто работают вдали от цивилизации, где с «девяносто вторым» бензином могут быть проблемы, а вся техника потребляет солярку. Поэтому на «Марсе» установлены турбодизель ГАЗ-5601, развивающий 110 л. с, и два топливных бака на 440 л, которые обеспечивают запас хода 1200 км. Здесь также есть сцепление, но схему трансмиссии трудно признать оптимальной - вентиляторы, создающие подушку, приводятся во вращение не напрямую, а от ходового винта, который, в свою очередь, соединен с двигателем зубчатым ремнем. Достоинство разве что в отсутствии угловых редукторов (центробежные вентиляторы установлены горизонтально). Все три аппарата выполнены по «поплавковой» схеме: под бортами корпуса расположены длинные надувные баллоны-скеги, а проем между ними спереди и сзади закрыт мягким ограждением. Баллоны многосекционные и «двухэтажные» - первое делает менее опасным прокол, второе позволяет регулировать давление в нижних секциях в зависимости от подстилающей поверхности. Прочное многослойное покрытие с армированием в нижней части весьма износостойкое. При преодолении на скорости крупных неровностей скеги смягчают удар, не позволяя корпусу контактировать с поверхностью.О Т ВИНТА!Именно так все выглядит в теории, но до чего же чешутся руки проверить ее на практике! Устраиваюсь за штурвалом «Хивуса-6» и двигаю вперед ручку управления двигателем - бормотание мотора сменилось низким рыком, под-На правах рекламы Продажа Кредит Аренда Обмен Micra 1.2/1.4 Almera 1.5/1.8 Primera 1.6/1.8/2.0 Maxima QX 2.0/3.0 Terrano 2.4/3.0 TDI Patrol 3.0TDI/4.8 X-TRAIL 2.0/2.5 Москва, Можайское ш , вл. 165. (пересечение Можайского ши МКАД) ПРЕВОСХОДЯ ожидания SHIFT_expectations Автосалон: (095) 755-5151/52 Сервисный центр: (095) 755-5141/42 www.gema.ruЗа рулем 5/200367 ТЕХНИКАдиковинкаАППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕВосьмиместный «Марс-700». Турбодизель ГАЗ 5601 привадит винт и два центробежных вентилятора. Кабина «Марса» напоминает «Газель», правая рукоятка на тоннеле - управление горизонтальными рулями.изобретение. Посредине днища у «хивусов» расположен еще один, третий баллон, который делит подушку на левый и правый секторы, а падение давления при повороте в одном из секторов не снижает несущей способности другого. Кроме того, давление в секторах подушки можно мгновенно сбросить через специальные клапаны, обеспечив быстрое «приземление» и торможение. * * * Эти три аппарата относятся к категории профессиональных машин и предназначены, в первую очередь, спасателям, пограничникам, геологам, нефтяникам и прочим службам, не выбирающим дороги. В зависимости от условий работы и назначения можно дополнительно установить автономные отопители, двойное остекление, системы подкачки скегов, лебедки, радиостанции, навигационное и другое оборудование. Но есть и более компактные «летающие автомобили» для охотников, рыболовов и прочих экстремалов - о них мы расскажем как-нибудь в другой раз. ПАППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ) «Хивус- «Хивус10» в» Число мест Габаритные размеры, мм: длина ширина высота Размеры рубки, мы: длина ширина высота Масса, кг: снаряженная полезной нагрузки полная Максимальная скорость, км/ч: на воде на снегу Угол преодолеваемого подъема, град Высота преодолеваемого препятствия, м Топливо Запас топлива, л Расход топлива на крейсерском режиме, л/ч Дальность хода, км Двигатель Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Винт 6 6450 3300 2550 2500 1850 1340 750 500 1250 10 7450 3300 2550 3550 1850 1340 950 800 1750 «МиреТОО» 8 7350 3200 2900 2700 2240 1280 920 700 2060прыгнула стрелка тахометра. Теперь «би-би» для всяких ротозеев и осторожненько отпускаем ручник - на самом деле, это и есть рычаг управления сцеплением. Сзади закрутились винты, по корпусу пошла дрожь. Обороты еще выше, чуть качаю рулем - аппарат, поерзав, приподнимается и плавно устремляется вперед. При 3500 об/мин скорость достигает 80 км/ч, разогнаться до максимальных 110 км/ч мне просто негде. Контролировать скорость удобнее всего по приемнику GPS - автомобильный спидометр здесь присоединить не к чему, а авиационный ПВД (приемник воздушного давления) на столь неавиационных скоростях врет безбожно. Благодаря малошумным винтам внутри можно разговаривать, не повышая голоса. Управление аппаратами на воздушной подушке больше всего напоминает езду по льду на заднеприводном автомобиле, да еще на абсолютно лысой резине. Боковых сил никаких - есть лишь тяга винта, а потому поворот можно пройти только веером, нацелившись носом внутрь, и никак иначе. А можно на ходу развернуться задом наперед и тормозить тягой или вовсе запустить аппарат волчком - успевай только считать обороты.68 За рулем 5/2003При общем сходстве все три АВП обладают индивидуальными особенностями. У «Марса» есть горизонтальные рули, которыми его можно отбалансировать в зависимости от загрузки, что в теории должно обеспечить точность управления и минимальный расход топлива. На практике эти плюсы удалось реализовать не полностью: запоздалая, но довольно острая реакция на поворот руля приводит к некоторому рысканию на курсе, а расход топлива достаточно велик. «Марс» достаточно строг в боковом скольжении - при снижении оборотов или на неровностях из-за падения давления в подушке он склонен резко зарываться в снег наружным скегом. Впрочем, этим приемом можно пользоваться для быстрой остановки, главное - не переусердствовать. У «хивусов» нет горизонтальных рулей, а изменение центровки не влияет на балансировку вследствие некоторой избыточной загрузки кормы, которая всегда чуть скользит по поверхности. Простое решение оказалось эффективным - аппараты маневренны, устойчивы на курсе и экономичны. Режимы бокового скольжения для них вполне безопасны - в том числе благодаря одной особенности, отмеченной патентом на60 110 8 0,4 АИ-92 12060 90 6 0,4 АИ-92 12075 100 В 0,3 дизельное 260+180Нагнетающие вентиляторы Ограждение подушки УправлениеЦена, долл. США23 1200 ГАЗ-5601 2134 81/110 4500 4-лопастный в кольцевой насадке два осевых Два 12-лопастных центробежных 3 скега 2 снега носовая и кормовая юбки рули направления дифференциальные горизонклапаны тальмые рули 24 500 35 000 32 00017 20 500 400 ЗМЗ-409 2690 105/143 4400 6-лопастньгй