160
КЛУБ«АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У НаМИНаПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙСЕРГЕИ КАНУННИКОВРЕТРО С НОВОЙ ПЛОЩАДИной России, рижском «Русско-Балтийском вагонном заводе» (РБВЗ), сохранился лишь «Руссо-Балт К 12/15». Он экспонируется в Политехническом. НАМИ-1 - советская вариация на тему чехословацкой «Татры-11». Простенькая с виду машина отличалась от большинства своих современников оригинальной конструкцией - трубчатой, так называемой хребтовой рамой, двухцилиндровьш двигателем воздушного охлаждения. Московский завод «Спартак» выпустил в конце 20-х чуть больше 500 таких автомобилей, сохранился - один. КИМ-10-52 тоже настоящий раритет. Говорят, Сталину не понравилось, что у малолитражного КИМ-10-50, производство которого начали в 1940-м, всего две двери. На заводе срочно стали готовить четырехдверную версию, но машина так и не пошла в серию. Уника-Россия, по понятным причинам, небогата автомобильными музеями. И все же они есть. Мало того, в последнее время экспозиций, открытых для свободного посещения, становится больше. Мы расскажем о хорошо и мало известных коллекциях, их самых примечательных экспонатах. Начнем с московского Политехнического. Автомобильный отдел главного технического музея страны, по сути, единственное крупное общенациональное собрание машин-ветеранов в России. Коллекцию не назовешь богатой, однако в тесноватых, но светлых и ухоженных залах собраны действительно редкие авто, которые способны украсить иные именитые музеи мира. Одна из самых старых машин французский «Де Дион-Бутон D» 1899 года - первый в мире автомобиль, имевший независимую заднюю подвеску с качающимися полуосями. Конструкция до сих пор носит имя одного из основателей фирмы. Несколько экспонатов Политехнического можно отнести к тем, что называПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Москва, Новая площадь, д. 3/4. Часы работы: с 10 до 18. Выходные: понедельник, последний четверг каждого месяца. Адрес в Интернете: www. polymus. га 150 За рулем 5/2003Крохотный «Пежо Бебе» 1913 года (слева) соседствует с редчайшим 6.5-сильным «Штевером». За ними французский «Де Дион Бутон».Пожарная линейка АМ0-Ф15.ют единственными. Таков немецкий лен и пожарный АМО-Ф15, созданный «Штевер», выпущенный в конце позана специализированном предприятии прошлого века малоизвестной теперь в Москве. фирмой братьев Бернхарда и Эмиля В собрании Политеха есть и менее Штеверов. Кстати, машина на ходу и редкие машины - ГАЗ-А и «Эмка», полув былые годы даже выезжала на парады торка ГАЗ-АА и ЗИС-5, но нынче увиавтомобилей-ветеранов. деть такие вне музейных залов в первоВ московском музее хранится знамезданном виде большая удача. Помимо нитый компактный «Пежо-Бебе» 1913 автомобилей, в московской коллекции года - один из наиболее удачных «навыставлены двигатели и иные интересродных автомобилей», выпущенных до ные «железки», здесь немало ценных исПервой мировой войны. Конструкцию торических документов, фотографий. машины разработал легендарный ЭттоКонечно, автомобильный отдел ре Бугатти. главного технического музея страны Основная же часть экспозиции, коневелик. Многие интересные машины нечно, посвящена отечественному авхранятся в недоступных посетителям томобилестроению. Здесь тоже настоязапасниках. Но сегодня в Политех, как щие редкости. Из легковых машин, пои в былые времена, ходят тысячи люстроенных на самом крупном автомодей, чтобы прикоснуться к живой автобильном предприятии дореволюцион- мобильной истории.