202
203
204
205
ItIP• •'•, W 4B^Г ТТЗ-*Д(ЯвК-ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ. ФОТО АВТОРА И КОНСТАНТИНА ЯКУБОВ ВОССТАНАВЛИВАЕМ БИТУЮ ИНОМАРКУСХУКоблазнительно стать обладателем современного автомобиля за полцены. Площадки крупнейшего поставщика европейского секондхэнда - Литвы заставлены автовозами с покореженным товаром. Дело за малым отремонтировать купленную машину. Проще всего обратиться к местным умельцам. Далеко ехать не надо, да и цены вроде божеские. Мы решили попробовать.СЛЕВАрии (лобовой удар, опрокидывание и т. д.) особой роли не играет. Главное, чтобы машина была по карману. Хотя по признанию местного продавца, лучший автомобиль - битый в среднюю стойку. Этим мнением мы пренебрегли, отыскав «Пежо-206» 1999 года со свернутой набок «мордой» за 4300 долл. Мудрость подсказки осознали, увы, позже.ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫПоиск объекта для возрождения занял не один день. Покалеченные автомобили надо было рассортировать по цене, году выпуска и характеру повреждений. Экземпляры старше 1997 года и моложе 2000-го нас не интересовали. Льготные таможенные ставки действуют лишь в этом коридоре. Среди «льготников» заметен перевес престижных экземпляров, как «МерседесБенц CLK», «Ауди-Аб» или БМВ пятой-седьмой серий. После ремонта за такой автомобиль в Москве можно выручить хорошие деньги. Если, конечно, повезет с покупателем. Но в любом случае внакладе не останешься. Беда в том, что и начальная стоимость велика. Мы со своими пятью тысячами долларов только вздыхали и отворачивались.Ремонтом автомобилей в Литве занимается, кажется, все трудоспособное население, не торгующее ими на рынке. Поэтому пристроить машину в «жестянку» не проблема. Но прежде не мешает провести маркетинговые исследования. Опросив земляков-перегонщиков, мы выстроили рейтинг известных мастерских по соотношению цена-качество. Сроки нас не поджимали: чтобы сэкономить, стоило подождать.«Морда набок» - за $4300 Чудо омоложения.К месту ремонта купленную нами недвижимость доставил продавец. Иначе нельзя - заезжему перегонщику с этой задачей не справиться. Здесь, в мастерской смогли оценить приобретение по-настоящему. Итак, четырехлетний пятидверный «Пежо-206» темно-красного цвета. Мотор 1,4 л, механическая коробка. Пробег по одометру - 24 тыс. км. Удар пришелся в левую скулу почти под прямым угВсе, что дешевле, шло налом. Об этом свидетельствурасхват. Часто, натолкнувют нераскрытые фронтальшись на подходящий образец, ные подушки безопасности. выясняли, что он продан еще Сработала лишь одна бокона подъезде к рынку. Секрет вая - в спинке водительского такой популярности прост: кресла. В итоге повело кон«наварить» на восстановлецы обоих передних лонжеронии и перепродаже норовят нов. Пострадали капот, крысами литовцы. Особо ловкие, лья, фары. Зато радиатор присмотрев лакомый экземпдвигателя и конденсор конляр, тут же вручают задаток диционера, потеряв форму, (в среднем - $100-200). А едсохранили герметичность. ва оформив документы, переПосовещавшись, первый все продают с прибылью, не сниже решили заменить - чтоб не портил товарный вид. мая добычу с автовоза! Предварительный отбор Вырванной с мясом петлей весь товар проходит еще капота зацепило ветровое там, в Европе. Безнадежные стекло: придется разориться экземпляры в Литву не везут на новое. Досталось также - незачем. Так что вид авазаднему левому крылу и пя-«Художественная штопка» (по договоренности). Был дефект - и нот ого.За рулем 6/2003203 ТЕХПОМОЩЬавтовозВОССТАНАВЛИВАЕМ БИТУЮ ИНОМАРКУтой двери. Но на фоне общей разрухи это мелочи. Кто-то позарился на магнитолу на рынке нечто подобное стоит долларов 50. Из приятного: свежая резина, полный комплект колпаков, целый аккумулятор. Двигатель легко проворачивается стартером, хоть и не заводится. Видимо, пострадали некоторые датчики. Осмотр плавно перетек в торг. Мастера настаивали на замене почти всех поврежденных элементов кузова. Дай им волю, быстренько отрезали бы разбитый передок, приварив новый. Только покупать полкузова за свой счет не хотелось - дорого. Восстановление обошлось бы не в пример дешевле. Спорили почти за каждую железку. Компромисс гласил - 800 долларов за работу, включая замену стекла, сборку и окраску. К договору (устному, мы же джентльмены!) прилагался список необходимых запчастей. Только раздобыть их мне предстояло самостоятельно! Как оказалось, мастерские такими мелочами не занимаются. А если и готовы услужить, то за большой процент. Те единственные «колеса», которыми я обладал, как средство передвижения пока не годились. А ездить в поисках бампера или везти капот в общественном транспорте было весьма затруднительно.Саморез, ввернутый в шпатлевку, прослужит недолго. Но на скорость но влияет.Что с зазорами... .. и насчет скрытых дефектов?Придирчивый осмотр. Документ-позже.Выручили друзья-перегонщики, одолжив (совершенно безвозмездно!) купленный для продажи в России «Ситроен». Так началось путешествие по автосвалкам («шротам») Литвы. Вот где школа коммерции! Я научился сопоставлять цены, торговаться, блефовать и принимать быстрые решения. В итоге сумел добыть почти все, удачно избежав покупки фар от праворульной «англичанки» с «неправильным» распределением света. К финалу на одометре «цитруса» прибавилось 550 км. Недостающее заказал местным челнокам, регулярно наезжающим за запчастями в Польшу.Лишь теперь стала очевидна правота мэтра! При ударе в стойку мне понадобились бы всего две двери. Их полно на любой разборке. Оставалось вернуться в Москву и ждать. Процесс грозил растянуться недели натри. НА ЧЕТЫРЕ С ПЛЮСОМ А вы верите в чудо омоложения? Нам - пришлось, когда из ворот мастерской вместо старой развалины выкатили новенький, сверкающий лаком автомобиль. На всякий случай сверяю номер кузова - может, спутали хозяина? Нет, наша. Переждав первую волну восторга, приступаю к детальному осмотру. Снаружи все ровно и гладко. Коегде кое-что, правда, слегка топорщится. Но человека, привыкшего к вазовской продукции, этим не удивить. Под капотом, как и положено, краска матовая. Поверху - слой защитного воска. Такое покрытие на свету не играет, скрывая мелкие огрехи рихтовки. Они, если приглядеться, есть - не ко всякой скрытой полости подобраться жестянщику. Новое ветровое стекло вклеено аккуратно. В углу надпись «Секурит». Неужто родное? Трогаю маркировку изнутри. Так и есть:липа! Самоклеящаяся пленка легко поддается ногтю. Впрочем, эта наживка не для меня, с таким финтом знаком давно. Салон после химчистки выглядит лучше нового. Спинку кресла, поврежденную сработавшей подушкой безопасности, аккуратно зашили. Это - по договоренности. Ни один нормальный перегонщик на новую подушку не потратится. Пускаю двигатель - чтоб его оживить, специально приглашали электрика со стороны. Все отлично, но не гаснут индикаторы подушек безопасности (ясно, ведь одна из них сработала) и резерва тормозной жидкости. Кроме этого, не включается кондиционер. Пришлось ехать к специалистам. Одни перепрограммировали блок систем безопасности ($24), другие заправили хладагент ($19). Кондиционер чинили «на продажу» - лишь бы холодил. «Для себя» фреон льют под завязку, только стоит это вдвое дороже. Оставалось рассчитаться с основным исполнителем, найдя выгодный компромисс между стоимостью работ и их качеством. То есть поторговаться. Первый сет проиграл вчистую, отдав за работу $1100 вместо огово-«У нас так не сделают»204За рулем 6/2003 ВОССТАНАВЛИВАЕМ БИТУЮ ИНОМАРКУСТОИМОСТЬ ДЕТАЛЕЙ. ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАМЕНЕДеталь Подкрылки передние (2 шт.) Диффузор радиатора Фары (2 шт.) Крыло переднее Капот Бампер передний в сборе Облицовка передняя Радиатор сист. охлаждения Вентилятор Петли капота (2 шт.) Корпус воздушного фильтра Крыло заднее Задний фонарь Итого: 41=3,14 тт. Цена, лит* 100200 300 120 300 300 50 300 250 60 300 400 1502830 ($900)ЗАТРАТЫ НА АВТОМОБИЛЬ (без доставки)Статья затрат Покупка Запчасти Работа жест. Ремонт проч. Таможня Итого: Цена. долл. США 43009001100401190 7530ренных ранее 800. Основной аргумент - скрытые дефекты. Зато удалось отстоять позицию по запчастям - $900 и ни центом больше (просили $1100). Итого - ровно $2000. С тем и отбыл на родину. Дома качество ремонта задумали оценить с пристрастием. Иначе говоря, получить заключение специалистов о состоянии автомобиля и возможной утрате им части потребительских качеств. Первым экспертом выступил владелец частного гаражамастерской. Он долго гладил заскорузлой ладонью глянцевую поверхность кузова, ощупывал стыки, приседал и даже, кряхтя, заглянул под машину. «Повезло тебе, парень, - заключил он со вздохом. - У нас так не сделают». А после, прищурив глаз, безошибочно перечислил все замененные и отрихтованные детали. Мол, знай наших! Следующей инстанцией хотелось видеть официальную организацию - с гербовой печатью и государственной лицензией. Отыскать такую в Москве оказалось непросто. То есть печать и лицензия были у всех, а стапель для проверки геометрии кузова и прибор для оценки качества лакокрасочного покрытия, увы, отсутствовали. Стоимость услуг при этом колебалась десятикратно: от 2 тыс. рублей до 700 долларов. Наконец, удалосьотыскать компромисс. Зазоры, качество окраски и итоговый документ брала на себя независимая экспертная компания «Мосэкспертиза». Геометрию и качество сборки - ООО «Антрэ Франс С». Силовая структура кузова оказалась в норме. Автомобилю повезло - удар пришелся по сминаемым «носкам» лонжеронов, не затронув их несущей части. Это косвенно подтвердил не потребовавший регулировки сход-развал. От всего остального мастера не оставили камня на камне. Основные эпитеты: недотянуто, перекошено, не подогнано, не прокрашено. Правда, относилось все это,в основном, к внутренним, скрытым от глаз поверхностям. Но особенно возмутили экспертов распиленные под эллипс уши крепления крыльев и саморезы фар, ввернутые... в шпатлевку! Дело в том, что отверстия в их корпусах и кузове не совпали. Дыры в металле зашпатлевали, а «по месту» завернули тонкие саморезы. Но, узнав, что стоимость ремонта в полтора-два раза ниже московской, консультанты поумерили пыл. Мы же, помня, что практика - критерий истины, собираемся постоянно следить за здоровьем подопечного. И, конечно, регулярно информировать читателей, аНа правах рекламыЗАМКИ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЮТABLOY - мировой лидер в производстве замков различного назначения, систем запирания и скобяных изделий - предлагает большой выбор навесных замков разных размеров корпусов, длины и толщины дужек для гаражей, ворот, дач и хозяйственных построек. Высокая степень секретности - до 2 000 000 000 комбинаций ключа. Прекрасная защита от высверливания и от физического воздействия. Защита от коррозии наружной поверхности и внутренних частей замков. Все это обеспечивает их надежную и долговечную работу в самых тяжелых климатических условиях ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО АО • АБЛОИ • • Тел.: (095) 937 50 90, факс: 937 50 91 E-mail: infbOabloycorn.ru Дополнительная информация www.abloy.com.rui S ABLOYКлючевое решение®За рулем 6/2003 205