44
45
ПРЫЖОКCI РП И КЛМУШ.ИК.Ш. ЛНЛЮЛИИ КЛ1Ч11 ИКОН ФОН I КОНСТАНТИН ЯКУБОВ11Нподвеска «Волги» по конструкции похожа на «соболиную» или «жигулевскую» - поперечные рычаги (верхний штампованный, нижний кованый), шаровые опоры, сайлент-блоки. Стабилизатор поперечной устойчивости стал заметно толще. Сзади тоже установили стабилизатор, а на передних концах рессор - массивные сайлент-блоки. Предвидим возражение «матерых МИНУС ДЕСЯТЬ волгарей»: «Зачем все это нужно? «ВолИменно на столько деталей «похудела» говским» подвескам сносу нет! Это передняя подвеска ГАЗ-3110. Не впемашина для размеренной степенной езчатляет? Тогда напомним, что ее лиды, а «гонщики» пусть ездят на других!» шили фирменных атрибутов: шкворОставим «сносу нет» речистым былинней, игольчатых подшипников, резьникам, а на «степенности и размеренбовых втулок. ности» немного задержимся. Наше первое знакомство состоялось С 1956 года, когда на ГАЗ-21 появив конце прошлого года (ЗР, 2003, № 2). лась подвеска, конструкция которой доВкратце напомним: новая передняя жила до 2003-го, мир, в том числе автоу, распоясались! Выделывать эдакое на «Волге» давно уже никто не пытался: с «баржой» всем все понятно. А тут: шины свистят так, что слышно на дальнем конце полигона, а задок все не срывается в занос! Еще один круг - все-таки добились. Но стало даже неинтересно: уж слишком послушно машина выправилась...44 За рулем 6/2003мобильный, сильно изменился. Та «Волга» была оснащена 75-сильным мотором, нынешняя - 130-сильным. Темп жизни и интенсивность движения неизмеримо выросли. При современных скоростях надежная управляемость автомобиля - не блажь профессиональных спортсменов и примкнувших к ним любителей острых ощущений, а необходимое условие безопасной езды для рядового водителя. Попробуем оценить модернизированную «Волгу» с этой точки зрения. Довольно теории - добро пожаловать на спецдороги Дмитровского полигона! ТАНЦЫ ПОД СОЛНЦЕМ И ДОЖДЕМ Тучи набежали, как всегда, «вовремя»: едва успели откатать «переставку» ГАЗ- «ВОЛГА» С НОВОЙ ПОДВЕСКОЙ3110 со стандартной (теперь уже старой) подвеской. Дождь, правда, быстро кончился, но дорогу намочил изрядно. КамАЗ разогнал лужи щетками, однако до сухого покрытия было еще далеко. Но терпения не хватило: «бесшкворневую» машину начали катать по мокрому. И... уже через пару заездов скорость прохода коридора почти сравнялась с предельной для «Волги» со шкворнями, но на сухом покрытии... Но начнем все-таки от «печки» то бишь от машины со старой, стандартной подвеской. Объезд препятствия, по-испытательному «переставка», для обычной «Волги» - мучение, видно невооруженным глазом. Глубокие крены, резкий срыв задней оси... Добавить пару километров в час - и автомобиль, сбивая многострадальные конусы, станет фактически неуправляемым. За баранкой это ощущаешь так: «Волга» неохотно, с большим запаздыванием заваливается вправо, затем еще более задумчиво, словно удивившись желанию водителя, кренится на левый борт. Занос с ростом скорости - явление естественное. Однако если процесс удержания на курсе сначала вызывает лишь дискомфорт - приходится учитывать запаздывания машины, - то попытки увеличить скорость приводят к явному диссонансу между действиями водителя и реакциями автомобиля. «Волга» начинает выплясывать в выходном коридоре ламбаду, размашисто виляя кормой или, того хуже, делать вальсовые па с разворотом на 180 градусов. Причина та же: «сонные», замедленные реакции машины, последствия которых плохо предсказуемы для водителя. Ощущение, будто задняя ось автомобиля едет отдельно от передка, уже «заправленного» в поворот.Чтобы почувствовать разницу, переI РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ < РУЛЕМ» сЗА | сев за руль модернизированного ГАЗУпражнение Варианты подвесок «переставка» 3110, не нужно быть матерым професСкорость, км/ч сионалом, достаточно несколько лет «Стандарт» 86,5 ежедневно ездить на серийных «вол«Новая» 92,0 гах». Сначала ощущаешь, что мелкие 88,5 «Новая» без стабилизатора сзади дорожные неровности перестали «приходить» на руль: езда сделалась заметно зрения управляемости автомобиль пракомфортней. (Это к вопросу о степенктически не изменился. ном и размеренном передвижении.) ПоИтак, «Волга» с новыми подвесками пробуем немного покачать на ходу автостала комфортабельней, послушней, мобиль - не баловства ради, а, скажем, понятней - ее поведение легче прогночтобы объехать выбоины. «Волга» реазировать. Однако более точный подбор гирует на небольшие отклонения руля характеристик амортизаторов пошел непривычно послушно и без задержки. бы на пользу. А теперь «похулиганим» на поворотах: быстрее, еще быстрее... Вот сейчас ПРОЩАЙТЕ, ИГЛЫ И ШПРИЦЫ! сорвет заднюю ось... Чтобы сделать Теперь не нужно регулярно загонять это, пришлось постараться. Впрочем, смазку в резьбовые втулки и игольчас этого мы начали наш рассказ. тые подшипники шкворней, то есть, На «переставке» автомобиль с новой следуя заводской инструкции, делать подвеской охотней реагирует на повоТО каждые 5 тыс. км. Согласитесь, тароты руля. Задний стабилизатор заметкой межсервисный пробег в XXI веке но уменьшает крен кузова и за счет увононсенс! Соревнования бывалых «волда шин заставляет заднюю ось послушгарей», кто быстрее прошприцует и при нее следовать за передней, делая повеэтом меньше испачкается, перекочуют дение «Волги» прогнозируемым. Машииз гаражей в мемуары. на стала более цельной, если хотите Но главное даже не в этом. «Волга» гармоничной. Поверьте, выигрыш на стала не просто послушней и комфор«переставке» почти 6 км/ч (см. табл.) - табельней, а безопасней и, наконец, сорезультат очень показательный. временней. Надежней? Заводчане завеТретий вариант - «гибридный». Наряют, что новую переднюю подвеску помним: передняя подвеска в сборе пока не удалось сломать даже на специвзаимозаменяема со старой для всех альном стенде. Но, конечно, оконча«волг» с 15-дюймовыми колесами. Зательный ответ может дать лишь ежевод разрешает такую переделку без издневная эксплуатация обычного товарменения задней подвески: для установного автомобиля. ки ее нового варианта потребуются доМы планируем, что скоро носителем вольно сложные сварочные работы. измененных узлов станет редакционИтак, отсоединяем задний стабилизаная «Волга». Тогда и поговорим о бытотор и вновь на дорогу. вых проблемах. А пока - испытания Поведение «Волги» очень похоже на ГАЗ-3110 на полигоне сильно укрепили «стандарт»: задняя ось вновь отказыважелание переоборудовать знакомый, Q ется работать в полную силу. С точки привычный автомобиль...«Переставка» на стандартной «Волге» - занятие не для новичков и зрелище не для слабонервных.Место - то же. скорость - выше, машина внешне почти неотличима, но ведет себя совсем по-другому.За рулем 6/200345