158
159
160
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У каминагод ГОДА со дня РОЖДЕНИЯ А. с. ПУШКИНАНА ЧЕМ ЕЗДИЛЛИХАИЛ колодочкинн преодолел в своих путешествиях по России около 40 тысяч верст, обогнав по этому показателю самого Пржевальского. Но в Петербурге брал лошадей напрокат, не имея средств завести собственный экипаж. Он был лично знаком со всеми высшими сановниками, включая самого Императора. Но так и не получил разрешения съездить за рубеж, оставаясь до конца своих дней «невыездным». Наконец, именно благодаря ему не затерялись в истории имена Бенкендорфа, Гончаровых, Вяземских, Воронцовых и даже какого-то Геккерна-Дантеса. Всем им посчастливилось оказаться на жизненном пути Пушкина... Интересно, а как и на чем ездил по этому пути Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Господи, ну и словечки у нас теперь...ОНехорошо. Впрочем, Александр Сергеевич и сам не прочь иногда похулиганить. Едет он, к примеру, из Москвы в Новгород и письмо другу сочиняет. Так, мол, и так: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие»... Ая-яй-яй, Александр Сергеевич! БЫСТРО ЛИ ЕЗДИЛ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ? Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? На каких лошадях быстрее - на своих или на казенных? Да на казенных, конечно, - что тут думать? Онегин летел «в пыли на почтовых», а вот Ларина еле-еле «тащилась». И не потому, что не хотела поскорее пристроить Татьяну замуж за толстого генерала - просто экономила деньги и ехала на собственных лошадках. Хочешь взять казенное животное - изволь запастись документом, так называемой подорожной, и запиши туда чин, звание, маршрут. Ежели ты, к примеру, чиновник 13-го класса, то положено тебе три лошади - при условии, что их неАЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ И заведет крещеный мир На каждой станции трактир. 20 марта 1834 года транспортное средство Пушкина «раздели». «Из кареты моей украли подушки, но оставили медвежий ковер, вероятно, за недосугом», - философски записывает он.158 За рулем 6/2003уведет из-под носа чиновник 1-го класса... Потому что будь ты хоть дважды первый поэт России, ему на это наплевать - построит он станционного смотрителя во фрунт: вынь да положь мне аж 20 лошадей! А ты сиди и жди, да не забывай на каждой станции платить «прогоны» - от 8 до 10 копеек на лошадь за версту. Не нравится - поезжай на своих, только помни, что лошадкам отдыхать нужно, а потому про ночную езду лучше забыть сразу. В общем, если ты не представитель Прези... извините, Императора, и если нет у тебя ни чина, ни бумаги, то скорость твоя не превысит 12 верст в час зимой, 10 - летом, 8 - осенью. Итого примерно 70-100 верст в сутки. Кстати, в допетровской Руси быстро никто не ездил, хотя лошади при Рюриковичах и Годуновых были не хуже, нежели при Романовых. Однако признаком важности была именно медленная, солидная езда - это потом все перевернулось. Повалившие через прорубленное Петром «окно» европейцы принесли с собой моду запредельно лихих заездов по людным улицам городов. Но при этом в Москве неизменно ездили медленнее, чем в «младшей столице»... Что касается самого Александра Сергеевича, он обожал скорость и даже 204 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНАОх, и трясло же тогдашних ездоков во время скоростных заездов по булыжным мостовым... То ли дело зимой на санях. А еще лучше - пешком.хвастался как-то, что покрывает 500 верст в 48 часов. Дистанция огромного размера... АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И СПЕЦСИГНАЛЫ Нет - мигалок и сирен Александр Сергеевич не видел. А вот количество фонарей или факелов на карете сразу определяло важность ездока: сегодня мы бы сказали, что двойные фонари - это круто. Примерно как нынешние ксеноновые фары...Впрочем, какая езда без звуковых сигналов? Знаменитое «Пади, пади!» крик форейтора, разгоняющего пешеходов, - вполне заменяло господам Онегиным сирены и клаксоны. А чтобы такой гудок был опять-таки «круче», чем у соседа, в форейторы выискивали... маленьких мальчиков с высокими голосами: и модно, и громко! Наберет такой пацан в легкие воздуха да как затянет это «Пади-и-и-и!» - иные от Дворцового моста до Екатерининского канала дотягивали...СЛОВАРИК ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНОВ ПУШКИНСКОЙ эпохи Бричка -легкая полукрытая повозка с верхом, будкой. Вершник - конник, сидящий верхом. Возок - зимняя повозка, крытые сани с дверцами. Дилижанс - он же належанец или лежанка - общественная почтовая, или частной промышленности карета, или иного рода повозка, многоместный крытый экипаж. Зимник - дорога, пролегаемая по водам и болотам, где летом вообще нет езды. Зимняк - санный путь вообще. Кибитка - телега или сани с верхом, крытая повозка. Колея - накат по дороге, желобчатая выбоина, врезанная колесами. Коляска - барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах. Перекладные - лошади, сменяемые на почтовых станциях. Подорожная - открытый лист на получение почтовых лошадей. Почтовая карета - в которой от почтового отделения за деньги раздаются места. Прогон-установленная плата при езде «на почтовых». Проселок - путь между селениями в стороне от городов и больших дорог. Тракт - большая дорога, почтовая дорога. Форейтор - верховой, правящий передними лошадьми при запряжке цугом. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ДОРОГАХ Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют. - Выехал я... из моей проклятой деревни на перекладной, ввиду отвратительных дорог, - жалуется Пушкин в 1826 году. - Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня. У меня помят бок... Впрочем, одну дорогу Пушкин както похвалил - как ни странно, ей оказалась нынешняя М10... Господа Воронцов и Меншиков организовали по ней движение дилижансов между Москвой и Питером: зимой они брали по четыре пассажира, летом - по шесть. Места внутри кареты стоили по 100 руб., снаружи - 60-75. Из одной столицы до другой дилижанс добирался примерно четЗа рулем 6/2003 159 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ)У КаМИНа204 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНАНе удивительно, что уже тогда у городского жителя время от времени возникало желание вырваться из городской суеты в «обитель дальнюю».веро суток. Так вот - Пушкину все это почему-то настолько понравилось, что он назвал Московское шоссе «великолепным»! И добавил: «Так и должно быть во всем: правительство открывает дорогу, частные лица находят удобнейшие способы ею пользоваться». Похоже, в тот день у Александра Сергеевича просто было хорошее настроение... АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ПРИДОРОЖНОМ СЕРВИСЕ Российским лечат молотком Изделъе легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли. Да, с ремонтом иномарок уже тогда справлялись довольно лихо. Но и выгодного клиента всегда чувствовали за версту... «Находился яв мелком чине, ехал на перекладных... Вследствие чего смотрители со мной не церемонились, и часто бирал яс бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Столь же долго не мог я привыкнуть ик тому, что разборчивый холоп обносил меня блюдом на... обеде. Ныне и то и другое кажется мне в порядке вещей». Нет, не полюбил Александр Сергеевич наш сервис, который, видимо, еще тогда был ненавязчивым. Да и грядущие путешествия порой навевали на него тоску. «...Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», - с грустью размышлял он. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НА СВОИХ ДВОИХ От лошади, как и от машины, нужно время от времени отдыхать. Александр160 За рулем 6/2003Сергеевич частенько так и делал - проснется, бывало, поутру и идет себе пешком из Петербурга в Царское Село. А к вечеру тем же манером - обратно. Итого - около 50 км в день... Чтобы в пути не было скучно, Пушкин обзавелся тяжеленной палкой, купленной по случаю в Кишиневе. Крестьянин Афанасий вспоминает: «Бывало, идет барин, возьмет палку и кинет вперед, дойдет, поднимет и опять бросит - пока домой не придет...» АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ГЕРР ДРИТТЕНПРЕЙС Кстати, а как насчет этикета, достоинства, внешних приличий? Негоже, наверное, когда у тайного советника выезд хуже, чем у титулярного... Конкретные указания на сей счет успел дать еще первый император Петр Алексеевич. Мин херц указывал, что «знатность и достоинство... часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует... того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж... имел, как чин и характер его требует». А кто напоминаниям не внемлет, тот... ну, в общем, вскорости об этом пожалеет. Петровская табель о рангах надолго вбила в мозги россиянина, что самой точной единицей измерения его общественного положения является лошадиная сила. А овес у нас, как всегда, дорог - в 1836 году каретных дел мастер Дриттенпрейс содрал с Александра Сергеевича за свое изделие 4150 руб. Докупить к карете собственных лошадок камер-юнкер Пушкин уже не мог - дороговато-с... Приходилось нанимать их на стороне - четыре симпатичные лошадиные силы для разъездов по Питеру обходилисьв 300 руб. за месяц. «Водителям» платили отдельно. Кстати, г-н Онегин почему-то не «тянул» даже на Дриттенпрейса - «молодой повеса» вообще не имел собственного выезда и нанимал ямскую карету. Ее можно было брать на день на извозничьей бирже. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И БУДУЩЕЕ Лет чрез пятьсот дороги верно У нас изменятся безмерно. Любопытно, на чем бы ездил Александр Сергеевич сегодня? Определенно можно утверждать только одно - его машина не была бы белого цвета! Да ив праздники, пожалуй, не стал бы он никуда на ней выезжать. А все потому, что предостерегала его некогда цыганка от белого человека с белой головой, да на белом коне - а нынешние гаишники в парадной форме все такие белые-белые... Конечно, от судьбы не убежать. Александра Сергеевича она настигла-таки в облике блондина в белом мундире новоиспеченного родственничка по имени Дантес. Да только никогда Пушкин не стал бы Пушкиным, будь он по натуре мнительным нытиком, боящимся жизни во всех ее проявлениях. Кто знает - вдруг у симпатичной баронессы окажется экипаж как раз белого цвета? Не обижать же ее из-за этого своим невниманием... Нет, Пушкин, конечно же, оптимист. Только оптимист мог предположить, что уже к XXIV столетию наши дороги станут хорошими. Что ж, около двух веков уже прошло - посмотрим, будут ли наши потомки ругать дорожников, например, в июньском номере 2303-го...