126
РЫНОКналогиДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАХ ОСТАНОВИЛОСЬСТРАСТИ ПО АКЦИЗАМИРИНА РОМАНЧЕВАВнынешнем году вступила в силу новая схема взимания акцизных сборов на нефтепродукты. Автомобилисты ждали этого с опасением: по прогнозам, которых хватало, получалось, что цены на бензин обязательно резко подскочат. Ничего подобного не случилось. Произошло другое.ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ Как объяснил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, раньше акцизные сборы тяжким грузом висели на шее у нефтеперерабатывающих предприятий - на это уходила львиная доля их оборотных средств. Впрочем, место для маневра оставалось: производители просто продавали часть бензина «налево», избегая таким образом выплаты налогов да к тому же получая дополнительную выручку. Налоговики мириться с этим, понятно, не могли и придумали новую авансово-зачетную схему взимания акцизов. Суть ее в том, чтобы переложить уплату налоговых сборов с заводов-изготовителей на розничную сеть, иными словами, на АЗС. Казалось, схема приемлема для всех, включая нефтеперерабатывающие предприятия, которые только и ждали, чтобы освободиться от акцизного бремени. Но выяснилось, отнюдь не все так просто.126 За рулем 6/2003«На пальцах» это выглядит так: завод продает оптовику энное количество бензина, который в конечном итоге попадает на АЗС. Никто из всей этой цепочки акциз не платит, кроме последнего продавца - именно он включает его в цену бензина. А потом тудасюда начнут курсировать ведомственные бумажки, и тяготы по выплате акцизного сбора равномерно распределятся между всеми. Все бы замечательно, но только на весь этот бумажный процесс отводится 10 дней по окончании месяца, не уложились - налоговые инспекции «слупят» налог с каждого нарушившего срок. Конечно, МНС потом разберется и вернет деньги, но когда это случится?.. Есть и другие мелкие и крупные закавыки в новом законе, а посему ныне платят акциз только... заводы-изготовители. Словом, думали, как лучше, но работает по-прежнему старая схема, только с иными результатами. ПОСТРАДАВШИЕ Сегодня страдают региональные бюджеты, в особенности же не повезло дорожным фондам. Теперь они наполняются за счет акцизных сборов, транспортного и земельного налогов, причем акциз, выплачиваемый местными АЗС, должен, по идее, стать основной статьей «дорожных» доходов. Как рассказал гендиректор ассоциации «Радор» Александр Афанасьев, по плану Минфина РФ в этом году в бюджет региональных дорожных фондов предполагается собрать около 40 млрд. «акцизных» рублей - половину всех дорожных денег. Но сделать это смогут только в 20 российских регионах, где успешно функционируют нефтеперерабатывающие предприятия. Там дорожные фонды будут процветать, а в других областях и республиках - извините, придется «сосать лапу». Вот как это выглядит в цифрах. В нефтяной Башкирии, где запланировали собрать за 2003 год 1,5 млрд. «акцизных» рублей в дорожный фонд, только вI квартале получили с акцизов 730 млн. руб.! А в Московской области, где дорожники рассчитывали на 1 млрд. руб. акцизных сборов за год в том же I квартале удалось получить лишь 45 млн. В Псковской области еще хуже: из предполагаемых 300 млн. руб. в год вI квартале собрали только 2,5 млн. руб.! По имеющимся данным, такие же показатели «акцизных» поступлений в региональные дорожные фонды сохранятся ив дальнейшем. Для территорий, на которых нет нефтеперерабатывающих заводов, по мнению А. Афанасьева, это просто катастрофа. - Если в прошлом году мы в территориальный дорожный фонд собрали 2 млрд. руб., то в этом будет ориентировочно 130 млн., - жалуется Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. - Поступления сократились почти в 20 раз! Во многих районах республики дорсркные организации на грани остановки. И такое во всех регионах страны. Я недавно встречался с мэром Москвы Лужковым, другими губернаторами и теперь все вместе готовим обращение к Президенту, Председателю Правительства и Госдуме с просьбой немедленно пересмотреть порядок формирования дорожных средств. Иначе страна может остаться без дорог, и до Европы мы никогда не доедем. Словом, проблем прибавилось у всех, кроме... налоговиков. Они свои 40% от акцизных сборов на нефтепродукты (именно так он делится: 60% уходит в регион, 40% - в федеральный бюджет) получают полностью. Пусть из одних регионов «нефтерубли» льются рекой, а из других текут тоненьким ручейком - на общий результат это не влияет. Но живем-то мы в регионах и ездим по местным дорогам, причем далеко не всегда трассы эти пролегают по богатой нефтью Башкирии. Увы чаще по Нечерноземью, где не видать ни одного НПЗ... •